logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Групповые формы воспитательного взаимодействия

В этих формах объектом являются группа и личность в группе. Эта форма менее персонифицирована, чем индивидуальная. Воспитатель органи­зует взаимодействие не с личностью непосредст­венно, а с группой, используя социально-психологические механизмы заражения, взаимной психологической индукции, подражания, внуше­ния, которые проявляются в группе в результате общения, и уже через них проектирует то или иное воздействие на конкретную личность. К групповым формам воспитательного взаимодействия можно отнести проведение конкретных мероприятий в отряде, бригаде, заседания советов коллективов, кружковую работу и др. Практикуются также методы груп­повой психотерапии, которые способствуют снижению напряженности, адаптации к требованиям режима, подготовке осужденных к позитив­ному восприятию педагогических воздействий, к жизни на свободе.

Массовые формы воспитательного взаимодействия

Объектом в этом случае является общность осужденных, которая может и не быть объединена непосредственным общением. К массовым фор­мам относятся общие собрания, строевые смотры, смотры полезных дел, торжественные линейки, проведение праздников с привлечением шефствующих организаций, представителей общественности, родителей, родственников осужденных, проведение дней отрядов и др. Эти формы часто носят характер средних и дальних перспектив для осуж­денных, ожидаемых ими, к которым они заблаговременно готовятся.

Несмотря на то что все формы воспитательного взаимодействия с осужденными взаимно обеспечивают друг друга, каждый комплекс форм решает свои задачи. При этом нельзя их делить на главные (например, индивидуальные) и второстепенные, так как решение ос­новной задачи — исправление осужденного — не может быть осуще­ствлено с помощью одного какого-либо комплекса, поскольку про­цесс воспитания объективно един и неделим. Если в зависимости от конкретной педагогической ситуации на первый план выступает то или иное направление, та или иная форма, это лишь доказывает пе­дагогическую аксиому о ее неповторимости и о необходимости твор­ческого подхода в ее решении.