logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Общественное воздействие как средство исправле­ния осужденных

Общественное воздействие в ИУ осуществляется общественными, попечительскими, рели­гиозными, благотворительными и иными орга­низациями. В 60—80-е годы в этой работе уча­ствовали трудовые коллективы предприятий, шефствующих над колониями, комсомольские, партийные и проф­союзные организации; творческие коллективы, коллективы театров, художественных мастерских и др.

В условиях перестройки и реорганизации нашего общества на первый план выступили другие общественные формирования.

Попечительские советы. В 1999 г. была создана общероссийская общественная организация «Попечительский совет уголовно-испол­нительной системы», а в 68 субъектах Российской Федерации — ее региональные отделения. Попечительские советы осуществляют свою деятельность по различным направлениям, где главным является оказание гуманитарной помощи учреждениям, организация благотво­рительных актов, привлечение художественной и спортивной обще­ственности к работе с осужденными. Гуманитарная помощь посту­пает в виде продуктов питания, строительных материалов, ткани, одежды, учебников, видеотехники, средств гигиены, медикаментов, спортивного инвентаря и др. Исполнительная дирекция «Попечи­тельского совета» активно сотрудничает с руководством ГУИН Мин­юста России, правоохранительными органами России, государст­венными организациями и международной общественностью, при­нимающими участие в работе с заключенными, в том числе и такой организацией, как «Тюремное братство».

Сотрудничество с религиозными организациями346. Учреждения УИС, не отвергая сотрудничества со всеми традиционными конфессиями, действующими в России, ориентируются, прежде всего, на укреп­ление взаимосвязи с Русской православной церковью, что не толь­ко не противоречит, но и прямо вытекает из законодательства Российской Федерации (Конституции, Закона о свободе слова и о ре­лигиозных объединениях, ст. 14 УИК РФ).

В декабре 1999 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II и министр юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайка подписали соглашение о сотрудничестве. Договоры о сотрудничестве с епархи­альными управлениями Русской православной церкви подписаны и территориальными органами уголовно-исполнительной системы. Воз­рождение духовно-нравственного окормления мест лишения свободы в масштабах всей России по праву связывается с именем патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1990 г., будучи еще в сане митрополита Ленинградского и Новгородского, он осуществлял пас­торское окормление колонии строгого режима в г. Металлстрое. По его инициативе решением Священного Синода Русской православ­ной церкви был создан Отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, который в тесном кон­такте с УИС претворяет в жизнь основные положения Соглашения. Обращение сотрудников исправительных учреждений при орга­низации воспитательной работы с осужденными к богатейшему на­следию Русской православной церкви не случайно. Это не просто дань моде, новым веяниям. Это скорее восстановление генетической памяти, возвращение к своим воспитательным истокам. Сотрудни­чество Русской православной церкви и защитников закона в укреп­лении духовных и нравственных основ личности осужденных про­должается уже более 10 лет и приносит вполне ощутимые результаты, поскольку направлено на преодоление культа насилия, жестокости, распущенности нравов, вражды между людьми различных нацио­нальностей. В местах лишения свободы свет православного просве­щения нужен, и это очень хорошо понимал подвижник РПЦ про­тоиерей Глеб Кал еда, который в своей книге писал, что современные тюрьмы и ИТК — это огромные приходы, нуждаю­щиеся в Слове Божием и духовном окормлении, может быть, больше, чем обычные приходы347.

Вся деятельность духовных пастырей и катехизаторов направлена к той же основной цели, что и деятельность органов, исполняющих наказание, — исправление личности осужденного, которое пенитенци­арными педагогами понимается как духовное возрождение личности. Священнослужители при посещении ИУ проводят индивидуальную и массовую работу с осужденными по духовно-нравственному воспи­танию, удовлетворяют потребности в совершении обрядов крещения, венчания, соборования, покаяния, причастия. В храмах проводятся

литургии и другие религиозные службы. Создаются воскресные школы по изучению Закона Божия, осуществляется показ видео­фильмов на библейские темы, проводятся концерты духовной му­зыки. По местному радио звучат проповеди, поздравления с церков­ными праздниками, рассказы о христианской жизни. В этих же це­лях используются и многотиражные газеты, на страницах которых регулярно публикуются выступления священников, верующих осуж­денных, освещается жизнь православных общин. В библиотеках уч­реждений имеется духовная литература, у многих осужденных и под­следственных в личном пользовании имеются Евангелие, Псалтырь и другие духовные книги348.

В «Совместном соглашении» подчеркивается необходимость про­свещения в области религиоведения представителей администрации и сотрудников ИУ. Поскольку последние слабо разбираются в во­просах вероисповедания, то двери в учреждения открываются порой перед сектантами — последователями Муна, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы, кришнаитов, баптистов и других религи­озных тоталитарных сект. Их деятельность в местах лишения сво­боды представляет большую, чем на свободе, опасность. Их струк­тура, методы и способы вовлечения в свои ряды весьма схожи с ме­ханизмами, существующими в группах осужденных, приверженцев так называемых «уголовных традиций». Особую опасность представ­ляет проникновение в среду осужденных представителей различных сатанистских сект, проповедующих откровенное зло, насилие, раз­врат и ритуальные жертвоприношения. Осужденные, попавшие под влияние сектантов, и после выхода на свободу не могут от них осво­бодиться, чем ставят под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь своих родных и близких.

Негативное отношение к деятельности сектантов не распростра­няется на представителей традиционных для России религиозных конфессий, к которым согласно Закону отнесены христиане, мусуль­мане, буддисты и иудеи. В исправительных учреждениях имеются буддийские храмы (дуганы в Республике Бурятия), мечети в авто­номных республиках Татарстан, Башкортостан и в республиках По­волжья и даже католический храм в Саратовской области.

В царской России существовал специальный институт тюремных священников. В настоящее время ни УИС, ни РПЦ не имеют такой возможности, прежде всего из-за отсутствия специально подготов­ленных для служения в тюрьмах кадров, из-за катастрофической нехватки священнослужителей в целом по России (18 тыс. в настоящее время против 300 тыс. в дореволюционной России), из-за от­сутствия возможности специального финансирования их деятельно­сти. Следует подчеркнуть, что в данный исторический период свя­щеннослужители и катехизаторы служат в местах лишения свободы безвозмездно, да еще оказывают гуманитарную помощь.

Оздоровление общества зависит от многих факторов, и возмож­но, в первую очередь — от возрождения духовности общества, лич­ности, в том числе и в местах лишения свободы.