logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия

Педагогические профессионально значимые свойства и качества участников судопроизводства

Задача совершения правосудия дает всем уча­стникам судопроизводства широкие возможно­сти не только к осуществлению правоприме­нительных и правоохранительных, но и педаго­гических функций. Высокая ответственность и большая общественная значимость деятельно­сти следователей, прокуроров, судей и адвокатов, исключительное многообразие и сложность выполняемых ими профессиональных функций делают необходимым наличие у них целого комплекса пе­дагогических свойств личности, к которым относятся общая культура, всесторонняя образованность и воспитанность, широкая развитость во многих областях деятельности, обученность профессионально зна­чимым умениям и навыкам. Каждое из этих педагогических свойств, в свою очередь, выражается в наличии у субъекта ряда качеств и черт характера.

Рис. 16.1. Педагогические основы судопроизводства по уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации

Чтобы соответствовать современному уровню и потребностям общественного развития, участникам судопроизводства необходимо обладать самыми разными знаниями и умениями: разбираться в фи­лософских и политико-социальных течениях; знать законы и пра­вовые концепции; владеть культурой межличностного общения и навыками управления; быть готовыми к проявлению корпоративно­сти и честному взаимодействию друг с другом; уметь владеть собой в самых экстремальных ситуациях; знать иностранные языки; быть технически грамотными; уметь работать на компьютере. Реагируя на запросы и требования быстроменяющейся действительности, они должны быть все более компетентными, ответственными, чтобы обеспечить безусловное соблюдение законности и справедливости в правовом, цивилизованном государстве. Кроме того, им необходи­мо уметь быстро адаптироваться к постоянным изменениям в про­фессии. И при этом они не должны забывать, что играют важней­шую роль в осуществлении правосудия, состоят на службе обществу и государству, поэтому имеют обязанности перед гражданами и пе­ред правовой системой в целом. Исторически русская юриспруден­ция всегда была неотъемлемой частью духовной культуры страны, оказывала воспитывающее и обучающее воздействие на общество.

Однако нельзя рассчитывать, что все эти разнообразные свойства и качества автоматически появятся в будущем, обязательно «придут с опытом» — к судопроизводственной деятельности надо специально готовиться, формировать, постоянно развивать и совершенствовать личностно значимые и профессионально необходимые педагогиче­ские свойства и качества, которые являются продуктом образования, воспитания, развития и обучения. Сформировав и развив у себя эти свойства и качества, юрист затем сам в процессе профессиональной деятельности начинает отдавать имеющиеся накопленные знания и опыт, оказывая тем самым педагогическое влияние на окружающих.

Профессиональная компетентность следователя, прокурора, ад­воката находится в прямой зависимости от их человековедческой компетентности, сформированности гуманистического мировоззре­ния. Их призвание — служить благополучию людей, укреплять пра­восознание граждан, их правоисполнительное поведение. Успешное

выполнение этой высокой социальной задачи возможно лишь на основе комплекса юридических и человековедческих знаний.

Образованный юрист, — отмечал А.Ф. Кони, — должен быть чело­веком, в котором общее образование идет впереди специального289.

Следователю, прокурору, судье или адвокату помимо общеюри­дической подготовки необходимо владеть широким мышлением; разбираться в вопросах медицины; знать и предвидеть уловки лиц, занимающихся браконьерством, равно как и уловки предпринима­телей, уклоняющихся от налогов; ясно представлять себе, каким об­разом был совершен подлог завещания, как произошло автотранс­портное происшествие; как действовали в карточной игре шулера. Следователь, прокурор должны быть осведомлены в бухучете, ауди­те, кадровой работе и производстве, должны понимать преступный жаргон и разбирать зашифрованные тексты и т.д. Перечисленных умений и знаний достаточно, чтобы утверждать, что следователю, прокурору для профессиональной успешности необходимо быть все­сторонне образованной личностью.

Вот что писал об этом основоположник криминалистики, авст­рийский юрист Ганс Гросс:

Я требую от судебного следователя не только юридической специ­альной подготовки, общего образования и особых знаний... и их посто­янного расширения, чтобы стремление его учиться и обогащать знания никогда не покидало его, даже если бы он хотя на мгновение не нахо­дился при исполнении обязанностей службы.<...> Каждый день, каждая минута могут представить ему эту возможность учиться своему делу290.

Сотруднику органов правосудия необходима высокая правовая образованность, которая характеризуется наличием определенных зна­ний, взглядов и убеждений, позволяющих понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оце­нивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни и развития общества и защиты граждан. Глубокое и всестороннее знание права — обязательное требование к профессии следователя, прокурора, судьи, адвоката. И именно поэтому высшее юридическое образование является непременным условием назначения на долж­ность, так же, например, как высшее медицинское образование яв­ляется непременным условием занятия врачебной практикой.

В настоящее время в связи с изменением экономического укла­да сотрудникам органов правосудия необходимы фундаментальные знания не только в области традиционных юридических наук: уго­ловного, гражданского, международного законодательства, но и та­ких его отраслей, которые лишь в последнее время стали играть за­метную роль в жизни общества — налогового, таможенного, земель­ного, арбитражного, космического, дипломатического и др. Более того, обилие правовой базы, многообразие сложившейся и меняю­щейся практики применения права, неординарность и сложность разрешаемых коллизий вынудили участников судопроизводства спе­циализироваться не только по отдельным отраслям права, но и по категориям дел. Сейчас требуются специалисты, умеющие не толь­ко работать с законодательными актами, но и активно участвовать в переговорных процессах, искать варианты юридического обеспече­ния экономических проектов, отстаивать интересы юридических и физических лиц в судах.

Сложность профессии следователя, прокурора, судьи или адво­ката при работе с людьми состоит в том, что, например, учитель сам был когда-то учеником и способен войти в его положение, а следователь и прокурор не бывали в положении лица, совершивше­го преступления, не переживали ареста или предъявления обвине­ния. Это обусловливает повышенные требования к их теоретиче­ским психолого-педагогическим, человековедческим знаниям. Зна­комство с обстоятельствами дела в основном через свидетельства различных лиц требует от участников судопроизводства существен­ных знаний закономерностей психологической науки. Наличие психо­логических знаний дает возможность правильно определять отно­шение к источнику сообщаемых сведений, выяснить возможные причины искажения им имевших место в действительности фактов. все психические особенности данной личности, понять мотивы его деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время, воздействовать на личность.

Одним из показателей образованности участника судопроизвод­ства является профессионализм, который очень часто выражается тремя словами: знать, уметь, мочь. Профессионализм участника судо­производства определяется как совокупность общезначимых и спе­цифических профессиональных знаний и умений, позволяющих выполнять присущие ему правоохранительные функции, а также не­уклонно следовать правилам и принципам, составляющим Кодекс профессиональной этики. Это — единство профессиональной обра­зованности и воспитанности.

Воспитанность участников судопроизводства

Даже самый образованный человек не сможет достойно применить свои знания и опыт, если он недостаточно воспитан. Годы обучения все­возможным наукам можно считать потрачен­ными впустую, если выходящий из стен вуза специалист не вынес элементарных понятий о добре, нравственности, уважении челове­ческого достоинства, если свои знания он ставил на службу низ­менным целям.

Студент, — писал А.Ф. Кони, — обязан выносить из университета не один багаж систематизированных сведений, но и нравственные заве­ты, которые почерпываются в источнике добра, правды и серьезного знания, называемого наукой; эти заветы и в конце жизни светят студен­ту и умиляют его при мысли об университете291.

Кроме общей воспитанности, присущей любому цивилизован­ному человеку, юристы, являющиеся участниками судопроизводства, должны обладать необходимыми для их деятельности нравственны­ми качествами, так как одной из важнейших задач их деятельности является оказание ими воспитательного воздействия на конкретно­го гражданина и общество в целом. Громкие судебные процессы, как правило, получают широкий резонанс в обществе, обсуждаются в средствах массовой информации, являются предметом разговоров и дискуссий, в результате чего общественное сознание получает ли­бо нравственные уроки, либо глубокое разочарование.

Положительное воздействие на людей может оказывать только та личность, которая отличается высоким моральным обликом, сама хорошо воспитана. Юристу-практику — участнику судопроизводст­ва — необходимы высокая культура, корректность, особая требова­тельность к себе и окружающим, добросовестность, высокое сознание служебного долга, справедливость. Воспитанность участников судо­производства служит важной гарантией выполнения ими своих обя­занностей и включает профессиональную совесть, осознание ими сво­его долга и ответственности. Средством воспитания этих качеств является не только внутренний, но и внешний контроль, проявляе­мый, в частности, со стороны общества, государства и граждан, кото­рые не должны оставлять без внимания каждый случай очевидной необъективности, необоснованности и непринципиальности участ­ников судопроизводства.

Постоянно помня о своем профессиональном долге, участникам судопроизводства важно обладать высокой степенью ответственно­сти за свою деятельность, за все последствия реализации принятых им решений. Это вырабатывается на основе формирования высоких моральных качеств и правосознания.

Успех в расследовании преступлений немыслим без таких ка­честв следователя, прокурора, судьи, адвоката, как беспристраст­ность и тактичность. Вот что пишет об этих качествах Д.П. Котов:

В отношении любого человека — опасного преступника и обычного скандалиста, рецидивиста и бытового склочника, потерпевшего и про­стого обиженного — лица, осуществляющие производство по уголовно­му делу, обязаны быть максимально выдержанными, тактичными, хлад­нокровными, собранными, спокойными, корректными и целеустремлен­ными в осуществлении задач судопроизводства. И как бы при этом ни велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело бы­ло сдерживать гнев по отношению к убийце, насильнику, грабителю, срыв не допустим так же, как недопустимы угрозы, грубость, обман, ка­кими бы соображениями и причинами они ни объяснялись292.

Особенность деятельности судьи, к примеру, заключается в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и иным участникам процесса. Это обеспечивается ис­ключительно развитым чувством такта, воспитываемого в процес­се профессиональной деятельности. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса даст возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Особенно большое значение имеет такое нравственное качество, как скромность. Чем скромнее следователь, прокурор, судья, адвокат, тем сдержаннее и строже они в оценке своих достижений и заслуг, тем с большим уважением к ним относятся окружающие, тем больших успехов они добьются при решении правовоспитательных задач.

Однако переход России к рыночной экономике нередко прямо­линейно проецируется на правоприменительную и судопроизводст­венную деятельность, что негативно сказывается на ее результатах, ведет к профессиональной и личностной деградации. Мерилом жиз­ненной и социальной успешности прочно становится достижение благополучия, основанного на всемогущественной частной собст­венности, обладании недвижимостью, крупными счетами в ино­странных банках, роскоши и пр. К сожалению, «героями» сканда­лов, искусно «подогретых» средствами массовой информации, уже были и следователи, и прокуроры, и судьи, и замминистры, и даже министры, не устоявшие перед соблазнами dolce vita293. А ведь Закон устанавливает, что прокуроры, судьи, следователи являются лицами, занимающими государственные должности. Адвокатская деятельность также не является предпринимательской.

Тем не менее довольно распространенной реалией современной российской действительности стал образ самоуверенного, циничного, преуспевающего, дорогостоящего адвоката, который вопреки обще­ственному мнению, устоям морали, принципам совести и общечело­веческим ценностям с удивительным рвением защищает откровенно криминальных клиентов, проявляя при этом блестящую образован­ность, исключительную изощренность ума и твердость характера, требуя у суда оправдательного приговора для своих подопечных.

А.Ф. Кони справедливо отмечал, что

защита представляет больше поводов для предъявления требований, почерпнутых из области нравственной, чем деятельность обвинительная, ввиду сложных многозначных отношений к своему клиенту-подсуди­мому и к обществу294.

Уголовный защитник должен быть муж добрый, опытный в слове, вооруженный знанием и глубокой честностью, бескорыстный и незави­симый в суждениях; он правозаступник, но не слуга своего клиента и не пособник ему уйти от заслуженной кары295.

Поэтому необходимо предусмотреть меры защиты участников судо­производства от рисков коррупции, а также предотвратить их участие в организованной преступности. Все они должны придерживаться строгих правил, которые запрещают им быть прямо или косвенно вовлеченными в преступные сделки или отмывание денег296.

Надо помнить, что в большинстве случаев первое знакомство людей с правосудием начинается с посещения суда, прокуратуры, милиции, юридической консультации. И от того, как там встретили человека, нуждающегося в юридической помощи, во многом зависит его дальнейшее отношение к участникам судопроизводства. Общест­во кровно заинтересовано в том, чтобы на страже законных прав и интересов каждого гражданина стояли специалисты, обладающие не только глубокими знаниями, мастерством, но и высокими нравст­венными принципами.

Независимость, честность, способность к соблюдению следствен­ной тайны — суть профессиональной воспитанности прокурора, су­дьи, следователя, адвоката.

Одним из решающих факторов успешной деятельности следова­теля, прокурора является организованность, которая включает в себя ряд характерологических компонентов: выдержку, настойчивость, бдительность, уверенность в себе, дисциплинированность, исполнитель­ность, аккуратность.

Многообразные функции судьи могут быть выполнены только в том случае, если он развил в себе аккуратность в выполнении каж­дого отдельного действия, каждого элемента общей структуры су­дебной деятельности.

В судебном заседании его участникам приходится вступать в об­щение с большим количеством лиц, относящихся к самым различным возрастным категориям, имеющим различное образование, опыт, уровень развития и т.д. Каждое выражение, каждую фразу участни­ков судопроизводства важно привести в соответствие с принятыми в обществе нормами этики, корректного отношения ко всему, что требует уважения (преклонный возраст, звание, заслуги перед оте­чеством и т.д.).

Развитость сотрудников органов правосудия

Всем участникам судопроизводства — следова­телю, прокурору, судье, адвокату — необходимы духовность, гуманность, справедливость, высо­ко развитые умственные способности, интел­лект: особый склад мышления, что определяется специфичностью познаваемых объектов и условий познания, аналитические способ­ности, воля, быстрота реакций и другие качества. Аналитические способности предполагают умение видеть и понимать мелочи, обра­щать внимание на мельчайшие детали, особенно при осмотре, обы­ске, выделять те из них, которые остаются незамеченными для бо­лее поверхностного взгляда. Вместе с тем нужно и умение видеть сразу и целое, т.е. развитая синтетическая способность (умение соз­давать такие синтетические образования, как динамическую модель проблемной ситуации, картину преступления, версию, план рассле­дования); гармоническое сочетание анализа и синтеза; быстрота и четкость мышления; умение быстро переходить от размышления к действию и обратно (но не торопливость и поспешность, которые могут привести к непродуманным решениям и действиям, к серьез­ным ошибкам). Действуя подчас в чрезвычайно сложной обста­новке и испытывая к тому же часто дефицит времени, необходимо уметь быстро разбираться в сложной ситуации и находить правиль­ное решение.

Создание мысленной картины преступления во всех деталях и особенностях развития событий требует от следователя, прокурора высокого развития воображения. В расследовании преступлений нет проторенных путей; расследование — всегда творчество297, и это спо­собствует развитию творческих способностей, умения выходить из, ка­залось бы, тупиковых ситуаций и находить нестандартные решения.

Участникам судопроизводства необходимо обладать тактом и выдержкой, навыками управления своими эмоциями, умением в нуж­ный момент собраться с мыслями и силами. Это достигается посто­янной работой над собой, жестким самоконтролем, целенаправлен­ными тренировками по специальным методикам. Судья, адвокат, прокурор постоянно находятся в центре внимания всех участников судебного процесса. На них большей частью обращены взоры всех присутствующих. Каждое их слово, жест воспринимаются как имею­щие большое значение для дела. При таком положении судьи, про­курора, адвоката особое значение приобретает развитость таких ка­честв, как выдержка, спокойствие, беспристрастность.

Судебная деятельность не может проходить вне эмоций. Нельзя, к примеру, требовать, чтобы судья был бесстрастным. Но надо иметь в виду, что эмоции судьи при восприятии тех или иных фактов всегда находятся в центре внимания всех присутствующих в зале, которые могут сделать самые различные выводы в результате внешнего прояв­ления судьей своего внутреннего эмоционального состояния. Необхо­димо, чтобы судья, будучи внутренне эмоциональным при восприятии фактов, при общении, в своем внешнем поведении оставался всегда объективным298. Только такое поведение судьи обеспечит и процесс по­знания истины, и воспитательное воздействие судебного процесса. Постоянное контролирование своего поведения, своих эмоций, их вы­ражения является неотъемлемой чертой деятельности судьи.

Подобные требования к деятельности судьи могут быть выпол­нены только при наличии высоких волевых качеств, которые он по­стоянно воспитывает, контролируя свое поведение, учась анализи­ровать и направлять свои эмоции и состояния.

Особенностью деятельности судьи является и необходимость вос­приятия и анализа большого объема самой разнообразной информа­ции в краткий период времени судебного заседания. Такая особенность требует от судьи умения предельно концентрировать внимание, активи­зировать свою мыслительную деятельность. Судья должен уметь бороться с утомляемостью, с рассеиванием внимания, не должен отвлекаться на посторонние раздражители в ходе рассмотрения дела, одновременно осуществлять процесс восприятия информации, ее анализа и продол­жать руководить ходом судебного процесса, деятельностью всех участ­ников процесса.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он дол­жен, принимая решение, предвидеть его последствия. Надо предуга­дывать результаты своего решения для общества в целом, для кон каретного коллектива, подсудимого, его семьи, потерпевшего и т.д. Ему нужно предвидеть и то, как будет воспринято его решение присутствующими в зале. Это всецело зависит от широты и глубины мышления, развитых способностей к обобщению и анализу большого числа фактов и взаимосвязей.

Одной из существенных особенностей уголовно-процессуальной деятельности выступает наличие элементов борьбы и противодейст­вия со стороны заинтересованных в исходе дела лиц, и в первую очередь — обвиняемого. В ходе расследования часто создаются си­туации, в которых действуют лица с различными интересами. В связи с этим для следователя, прокурора, судьи, адвоката важно обладать рефлексивным мышлением, которое позволяет разгадывать, предвосхи­щать действия обвиняемого. Нужно им и развитое внимание, недос­таточность которого, как об этом свидетельствует практика, приво­дит к серьезным процессуальным ошибкам. Оно служит основой профессиональной наблюдательности и проницательности.

Важнейшим профессиональным качеством успешного следова­теля и прокурора является целеустремленность, которая проявляется в умении в нужный момент находить и сосредоточивать свои уси­лия на главной проблеме, решение которой подготовляет и облег­чает решение остальных проблем.

С целеустремленностью тесно связано такое качество, как после­довательность — способность твердо и неуклонно следовать наме­ченному плану действий, доводить начатое дело до конца. С реши­тельностью тесно связана оперативность. Необходимость ее обу­словливается прежде всего характером процесса расследования, требованием своевременного производства процессуальных дейст­вий. Она связана с этапом реализации принятого решения, его бы­строго, неуклонного и действенного осуществления.

Нередко в деятельности следователя, прокурора обстоятельства складываются таким образом, что они вынуждены работать в «экс­тремальных условиях». Здесь огромная роль принадлежит таким ка­чествам, как длительная работоспособность, психическая выносли­вость, способность к длительному сосредоточению, переключаемостъ, быстрая ориентировка в новых условиях, «помехоустойчивость» (спо­собность работать при действии посторонних раздражителей).

Обученность участников судопроизводства

Современная российская действительность, для которой характерны динамичные преобразова­ния в самых различных сферах нашей жизни, выдвигает сегодня повышенные требования к степени обученности начинающих работников судопроизводства. От них требуется умение после учебы приступить в короткие сроки к практической деятельности, сократить до минимума период профес­сиональной адаптации и становления. Основная цель юридиче­ских вузов и факультетов — выпускники должны суметь проявить себя с лучшей стороны в практической работе в максимально ко­роткий срок, без долгой раскачки стать профессионалами высокого класса.

Правовая обученность участников судопроизводства выражается в глубоком знании необходимых нормативных документов, следст­венной и судебной практики, а также в способности постоянно об­новлять эти знания, навыки и умения.

Успех в осуществлении правовоспитательной, правообучающей деятельности участников судопроизводства в значительной степени зависит от того, умеют ли они заставить разговориться молчаливого, скрытного от природы человека, ввести в надлежащие рамки чрезмер­но болтливого, найти подход к ребенку, малограмотному человеку.

Ясно, что для достижения названных целей важно не только знать психологию допрашиваемых лиц, но и уметь легко вступать в контакт с незнакомыми лицами, расположить к себе человека. Ана­лизируя правовоспитательный, правообучающий аспекты труда сле­дователя и прокурора, можно выделить два разных класса ситуаций и соответствующие им два типа взаимодействия, в рамках которых осуществляется педагогическое общение. Во-первых, это межлич­ностное взаимодействие в диаде или малой группе (например, при приеме жалоб, заявлений у граждан); во-вторых, публичное высту­пление перед аудиторией (например, выступления по результатам конкретных уголовных дел, а также по результатам обобщений по уголовным делам по телевидению и в коллективах, чтение лекций по правовой тематике). Каждая из этих ситуаций требует от следо­вателя, прокурора специфических навыков. Так, в первом случае необходимы хорошее владение средствами межличностного позна­ния — механизмами рефлексии, идентификации, эмпатии, умение слу­шать партнера по диалогу, способность правильно понимать и интер­претировать его невербальные проявления, мотивы и механизмы пове­дения, уметь отличать правдивые и ложные показания. Во второй ситуации наиболее важно мастерство публичного выступления, раз­витая культура речи, ее четкость, понятность, правильность, убеди­тельность, выразительность и образность, хорошее владение техни­кой коммуникативного воздействия на слушателей.

Вся деятельность следователя — это непрерывный процесс при­нятия решений и их реализации. Ему часто бывает необходимо принять неотложные меры, чтобы пресечь преступление, сохранить его следы, задержать преступника, оказать помощь пострадавшим и т.д. Совершенно ясно, что растерянность, нерешительность могут привести в подобных ситуациях к самым пагубным последствиям.

Помимо высших форм интеллектуальной деятельности, профес­сия требует от следователя, прокурора множества чисто техниче­ских и манипулятивных умений и действий: аккуратно подшить де­ло, перепечатать документ, составить топографический план мест­ности, произвести фотосъемку и т.д.

Принимая во внимание интернационализацию судопроизводст­венной и правоохранительной деятельности, а также бизнеса и ком­паний, следователи, прокуроры, судьи, адвокаты должны улучшать свои лингвистические навыки. Так, потенциальный успех адвокатов в глазах зарубежных клиентов зависит от их владения иностранны­ми языками. Современным адвокатам, кроме того, необходимо творчески разбираться в вопросах маркетинга и на основе принци­па свободы слова уметь рекламировать свои услуги. При этом лич­ная реклама не должна противоречить правилам профессиональной этики, а отвечать нуждам профессии и обеспечивать справедливую конкуренцию между отечественными и зарубежными адвокатами и иными консультантами.

Специфичность деятельности и общения в суде приводит к необ­ходимости выработки участниками судопроизводства специфических коммуникативных свойств, которые обеспечивают установление кон­тактов и необходимых отношений со всеми участниками процесса, уважение к правосудию. К примеру, поведение судьи должно свиде­тельствовать о его стремлении познать сущность имевших место собы­тий, взаимоотношений, личностей, принимавших участие в этих со­бытиях. Главное в коммуникативных свойствах судьи — не стремление быть приятным в общении (мягкая улыбка, доброжелательный, сочув­ственный взгляд и т.д.), а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного де­ла, сосредоточенность мыслительных и волевых усилий. Именно это внушает уважение и к судье, и к правосудию в целом, является стиму­лом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать фак­ты, свою оценку, свое понимание тех или иных событий.

Было бы ошибочным думать, что роль судьи сводится только к внимательному выслушиванию объяснений, ответов на задаваемые вопросы. Ему необходимо обладать и умением активно воздейство­вать на подсудимых, свидетелей, дающих ложные показания, под­сказать норму поведения, показать противоречивость, логическую неоправданность действий того или иного лица в суде.

Участники судопроизводства с развитыми педагогическими свой­ствами способны внушить к себе уважение и создать у всех присутствующих убеждение в законности и справедливости правосудия. В умении проявлять эти качества заключается одна из специфических особенностей педагогической компетентности участников судопро­изводства.