logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения

Общая характеристика

Любая деятельность осуществляется путем вы­полнения действий ее субъектом — относи­тельно завершенных актов активности человека (структурно-функциональных составляющих деятельности), решаю­щих частные задачи на пути к цели (достижение промежуточных ре­зультатов). Деятельность побуждается целью, а действия — задачей, решение которой приближает ее достижение. Деятельность складыва­ется из цепи действий, «шагов» в направлении осознаваемой цели. Взаимосвязанная совокупность последовательных действий и дости­гаемых в ходе их результатов приводит к достижению цели — получе­нию конечного результата. Можно сказать, что действия есть спосо­бы осуществления деятельности.

Педагогические действия — действия, направленные на решение педагогических задач и осуществляемые педагогическими средства­ми, методами и приемами. К таким действиям относятся:

• педагогическое наблюдение;

• педагогическое изучение человека (составление «педагогического портрета» в единстве его основных характеристик — воспи­танности, образованности, развитости и обученное™) и группы;

• педагогический анализ;

• педагогическое оценивание;

• педагогическое решение;

• разработка педагогического сценария предстоящего действия или проводимого мероприятия;

• педагогическое поведение;

• педагогическое общение;

• педагогическое воздействие;

• педагогическое требование;

• педагогическое консультирование;

• педагогическая помощь;

• педагогическое взаимодействие и др.

Умения и навыки педагога, образованного специалиста грамот­но выполнять педагогические действия и использовать их в своей жизни, профессиональной деятельности и педагогической работе составляют существенную часть технического арсенала, лежащего в основе его практической педагогической умелости. Каждое действие имеет свою драматургию и требует режиссуры. Многое в технике действий педагога схоже с театральным действием, ибо всегда нужно уметь привлечь внимание аудитории, побудить ее слушать и пони­мать, удерживать внимание, стимулировать эмоции, помочь аудито­рии сделать полезные выводы. Поэтому в педагогической технике полезно использовать элементы театральной педагогики. Вместе с тем педагогическая техника — это беспрерывный и непрекращаю­щийся творческий поиск, развивающий педагогическую интуицию.

Педагогическая техника выполнения действий заключается в своей основе в технике владения человеком, педагогом словом, голо­сом, жестом, мимикой, позой, осанкой, походкой, одеждой, мане­рами. При выполнении педагогических действий дополнительно используются средства наглядности, учебные приборы, учебные уст­ройства, учебное оборудование. Нередко педагогическая техника вы­полнения действий представляется в алгоритмизированном виде — как взаимосвязанный ряд используемых средств, приемов и опера­ций, что облегчает ее освоение и использование.

Педагогический прием техническая функциональная единица действия, обеспечивающая решение какой-то особой части его спе­цифической задачи.

Педагогическое правило — рекомендация, конкретизирующая технику выполнения отдельных операций, движений, проявлений активности, из которых складывается прием.

В педагогических действиях, где нужен реальный результат, ис­пользуются и некоторые иные средства, в частности психологические. Комбинирование техник делает их и сами действия нередко психолого-педагогическими, например психолого-педагогическим наблюдением, психолого-педагогическим анализом и пр. Сегодня техника выполне­ния действий продукт не только чистой эмпирики, обобщения педагогического опыта, но и экспериментальных исследований педагогов.

Значение педагогической техники

Педагогическая техника призвана ответить на вопрос, как нужно выполнить действия, чтобы достичь желаемого педагогического резуль­тата, раскрыть детали их правильного выполнения. Без педагогиче­ской техники, как подчеркивают специалисты, нет смысла и в педа­гогических технологиях.

Педагогическая техника кому-то может казаться излишними ме­лочами, деталями, тонкостями. Но подлинное мастерство — всегда и во всем тонкости. Именно они отличают подлинного мастера от ре­месленника, дилетанта, формалиста, верхогляда. Мастер знает не только, что надо делать, но и до мелочей как. Он подмечает, учитывает детали и делает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает как лишнее. Учет «мелочей» или пренебрежение ими как раз и определяют причины различий в результатах действий успешных и неуспешных специалистов, кото­рые внешне вроде бы делают одно и то же.

Действия могут быть основными и вспомогательными. Основные действия связаны с основными задачами, сущностью объекта воз­действия и достижения необходимого результата. Например, в пра­воохранительной деятельности — это различные формы реализации сотрудником полномочий и обязанностей. Хорошо известны следст­венные действия (осмотр места происшествия, допрос, очная став­ка, следственный эксперимент и др.). Есть и оперативно-розыскные действия, профилактические, обеспечения общественной безопас­ности и др. Они являются основными, нормативно обусловленны­ми, и владение ими обязательно для соответствующих специалистов правоохранительных органов.

Педагогические действия выступают в качестве основных в пе­дагогической деятельности родителя, учителя, педагога, социально­го работника, руководителя и др. Но они нередко используются как вспомогательные, обеспечивающие достижение иных по своей при­роде целей — производственных, управленческих, инженерных и др., когда достижение определенного педагогического результата (улучшение обученности людей, их воспитанности и пр.) выступает одним из важных условий успеха. Это относится и к правоохрани­тельной деятельности. Выполнение педагогических действий созда­ет благоприятные условия для выполнения основного, нормативно предусмотренного действия и существенно повышает вероятность достижения высокого результата.

Даже будучи правым, обладающим полномочиями родителя, пе­дагога, должностного лица, руководителя, нельзя говорить и делать все как попало, — результаты будут плачевными. Не случайно гово­рят, что благими намерениями вымощена дорога в ад, а по-современному — «хотели как лучше, а получилось как всегда». Раз­ница чаще всего не в том, что одни что-то делают, а другие — нет. Главное — как они делают. Одно дело — хотеть чего-то добить­ся, а другое — сделать так, чтобы нужное получилось. Мало быть правым, мало делать нужное дело, мало хотеть хорошего, мало вести разговор, ибо всегда важен ответ на вопрос — как? Все, что зароди­лось в сознании человека, профессионала, педагога, должно мате­риализоваться должным образом в его словах, действиях, поступках. Но переход мыслей и намерений, в действия не однозначен. Нужно постоянно отвечать на многочисленные вопросы — как сказать, ка­кой тон использовать, какую мимику, какую позу принять, как по­вести себя, как сделать в данном случае и т.д.

Около 30% опрошенных потерпевших, свидетелей и подозре­ваемых, с которыми у работников органов прокуратуры, следствия, милиции контакт не получился, к числу причин этого отнесли: низ­кую культуру речи работников, неумение владеть речью, мимикой и жестами, неопрятность и неаккуратность во внешнем облике и оде­жде, грязь и беспорядок в кабинете. По данным ряда исследований, только 7% сотрудников правоохранительных органов имеют пред­ставления о технике речи и умеют правильно распоряжаться арсе­налом речевых средств, а 54% считают это такой мелочью, на кото­рую не следует обращать внимания.