logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Технологии обучения

Они наиболее тщательно прорабатывались в теории обучения, начиная с работ Я.А. Коменского, и представляют собой воплощение тео­рии обучения в учебном процессе. Практически они всегда рас­сматривались в единстве с воспитанием и развитием обучающихся и реализуются в технологиях воспитывающего и развивающего обуче­ния. В таком виде обучение представляет собой комплексное педаго­гическое явление, несущее в себе воспитывающее и развивающее влияния, а поэтому способствующее не только обогащению обу­чающегося знаниями, навыками и умениями, но и становлению и росту его как личности.

Современные технологические модели обучения выражают ос­новные методологические принципы построения обучения, методо­логию гуманистического, развивающего, личностно-обращенного проекта организации обучения. Ряд технологий касается отдельных сторон обучения, например теоретического обучения, практического обучения, профессионального обучения, технологий (частных методик) преподавания разных учебных дисциплин и их разделов и др. Однако немало таких технологий продолжают оставаться, к сожа­лению, слабо технологичными, т.е. не до конца прописанными. В ре­зультате пути осуществления этих видов обучения лежат нередко на уровне теоретических рассуждений, а не прикладных разработок. К таковым, в частности, относятся и технологические слабости пре­подавания немалого числа юридических дисциплин.

Ныне существует немало новых технологий обучения. Часть их еще слабо проверена практикой, часть выглядит теоретически со­мнительной и спекулятивной. Немало и прогрессивных, хорошо за­рекомендовавших себя; о таких технологиях речь пойдет в следую­щем параграфе. Они ориентированы на интенсификацию и оптими­зацию учения обучающихся.

Технологии развития

О технологии развивающего обучения уже гово­рилось выше. Ее главный принцип (Л.С. Вы­готский, Л.В. Занков и др.) в том, чтобы вести обучение на высоком уровне трудности, быстрыми темпами, при обеспечении ведущей роли теоретических знаний, осознании людь­ми необходимости активного учения и учете их особенностей, сис­тематической работе над развитием личности каждого участника процесса. Развивающее обучение — это процесс решения последова­тельно усложняющихся задач, добывания знаний и создания новых способов выполнения действий силами обучающегося, в результате которого он поднимается на новые, более высокие ступени лично­стного развития. Центральное технологическое звено его — само­стоятельная учебно-познавательная деятельность личности, основан­ная на ее способности регулировать свои действия в соответствии с поставленной и осознанной целью.

В наше время, когда информация стремительно и постоянно обновляется и, соответственно, обновляются фонды научных зна­ний, трансляция педагогом знаний с акцентом на память обучаю­щихся во многом утрачивает свое значение. Знания сегодняшнего дня завтра в значительной степени могут устареть и оказаться мало­эффективными. Поэтому необходимо развивать интеллект обучаю­щихся с установкой на усвоение знаний нужных для ближайшего будущего, учить мыслить не только на фактологическом, но и на теоретическом, методологическом уровнях, приучая молодых людей к самостоятельному добыванию знаний. Важно, чтобы будущий спе­циалист был подготовлен к генерированию и совершенствованию профессиональных идей и практики.

Ныне разработке новых технологий развивающего обучения уде­ляется большое внимание. У каждого на слуху технологии програм­мированного и проблемного обучения, но есть и другие.