logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

7.5. Педагогика правовой социализации и культуры

Правовая социализация ее педагогические компоненты

Социализация — процесс освоения личностью богатств, выработанных человечеством, старшими поколениями, процесс адаптации к жизни в обществе, среди людей. Важной частью про­цесса социализации выступает правовая социа­лизация, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «Для того чтобы жить в праве, — писал русский правовед А.С. Алексеев, — необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас»102. Воспитанный человек не тот, кто ведет себя воспитанно, а тот, кто иначе вести себя не может.

Основные закономерности правовой социализации в своей осно­ве имеют социальную, педагогическую и психологическую природу. Общие результаты социализации отражаются на правовой. Личность, находящаяся на высоком уровне образованности, социальной, куль­турной, моральной и интеллектуальной воспитанности и развитости, обладает достоинствами, которые являются фундаментом ее право­мерного поведения. Она способна почти в любых ситуациях прак­тически интуитивно, руководствуясь общими разумными соображе­ниями, выбирать правомерный способ поведения. Но полноценная правовая социализация практически исключает отклоняющееся по­ведение.

Результат правовой социализации — правовая сформированность личности, которая педагогически выражена в сформированности пра­вовых составляющих ее педагогических свойств, т.е.:

• правовой образованности;

• правовой воспитанности;

• правовой обученности;

• правовой развитости.

В своем высшем проявлении их сформированность выступает в виде правовой культуры личности. Понятие правовой культуры и ее уровня применяется и для характеристики зрелости группового пра­восознания, подготовленности и поведения.