logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

7.3. Методология юридической педагогики

Специфичность методологии юриди­ческой педагогики92

Междисциплинарное положение юридической педагогики определяет специфику и интегральный характер ее основополагающих подходов к исследованию и объяснению проблем, поиску и критериям оценки разрабатываемых практических рекомендаций. В своей как бы «юридической части» юридическая педагогика ис­ходит из правовых реалий (задач построения правового государства, существующей правовой системы, состояния правопорядка и закон­ности, целей, задач и проблем их совершенствования, нормативно-правовой основы правоохранительной деятельности, организацион­но-правовых решений и др.), а в «педагогической части» подходит к ним с научно-педагогических позиций, углубляется в исследование педагогических реалий педагогических фактов, закономерностей и механизмов воспитания, образования, обучения и развития, руковод­ствуясь при этом научными достижениями общей педагогики и адаптируя их к особенностям своих целей и задач. В итоге в своих главных характеристиках она выступает как педагогическая наука, отрасль педагогики, а не «педагогизирующая юриспруденция».

Методологически важен подход юридической педагогики к ис­толкованию своей «педагогической части». В связи с этим возника­ет вопрос о ее соотношении с общей педагогикой. В своих теорети­ческих построениях она не может и не должна быть прямым при­ложением общих положений педагогики к сфере права, ибо тогда это будет в лучшем случае просветительская «педагогика для юристов», а не особая отрасль научного знания — юридическая педагогика, отражающая специфику педагогической реальности в сфере права. Кроме того, это было бы и грубой научной ошибкой, ибо действи­тельность, исследуемая ею, специфична не только в юридическом, но и в педагогическом плане. Было бы неверным вовсе отрицать познавательную пользу рассуждений, построенных на юридическом материале с общепедагогическим комментарием к нему. Поэтому и специфичность юридико-педагогического исследования и знания, их особая научная и практическая ценность возникают лишь при выявлении особенного в той педагогической реальности, которая включена в сферу права. Это не научная амбициозность, а гносеологичекая, методологическая и теоретическая необходимость, практическая целесообразность отражения в особом знании особой реальности — правовой. Юридико-педагогическая реальность — это не реальность художественного развития детей или обучения студен­тов технического вуза, а реальность законности, борьбы с преступно­стью, действий в опасных для жизни условиях, деятельности профес­сионалов, педагогика решения жизненных проблем, подпадающих под юридическую оценку, и др. Здесь обнаруживаются не только известные общей педагогике, но и новые причинно-следственные педагогические зависимости, закономерности и факты.

Все это отнюдь не умаляет роли общепедагогических основ, яв­ляющихся фундаментом всех построений юридической педагогики, корнями ее идей. Без использования положений общей педагогики просто не было бы и юридической. Их отношения соответствуют общефилософским категориям общего и особенного: в особенном есть всегда общее, но особенное не исчерпывается общим.

Общепедагогические основы методологии юридической педагогики

Выделяются четыре уровня методологии научного исследования и знания: общая научна методология, методология конкретной науки (частная), специальная методология отдельных теорий (специальная), методы и ме­тодика. Есть они и в юридической педагогике.

Методология педагогической науки совокупность основных на­учных положений, воплощающих главные выводы, уроки опыта по­знания педагогической реальности. Являясь частной по отношению к общей методологии и воплощая в себе ее главные положения, она выступает основой методологии юридической педагогики, которая по отношению к ней является специальной. Квинтэссенция мето­дологии выражена в общих методологических принципах педагогической науки93 основных исходных положениях исследования и трак­товки явлений педагогической реальности. К важнейшим из них в педагогике относятся:

принцип объективности — обязывает строить систему научно­го знания строго в соответствии с объективной реальностью, отра­жать только то, что действительно принадлежит ей, ее факты, зако­номерности и механизмы. Необходимо принимать все меры для ис­ключения влияния на исследование и выводы пристрастий, личных взглядов, предубеждений и низкой подготовленности того (или тех), кто проводит исследования и претендует на вклад в создание достоверной картины юридико-педагогической реальности;

принцип детерминизма (причинности, каузальности) — отра­жает объективно существующие в мире причинно-следственные связи и предписывает обнаруживать причины тех или иных юриди-ко-педагогических явлений, а также рассматривать их и как причи­ны иных следствий: педагогических и юридических. Установление причин — важнейшее условие разработки конструктивных предло­жений по совершенствованию практики, ориентированных на соз­дание, изменение или устранение именно причин для достижения нужных педагогических или юридических следствий;

принцип взаимосвязи и взаимодействия — вытекает из факта существования изучаемых явлений в окружении других, с которыми они находятся в определенных отношениях, характеризуемых взаи­мовлияниями. Если изучаемое явление попадает в другую систему взаимоотношений, то оно изменяется под новыми влияниями и в свою очередь как-то изменяет их. Это совершенно необходимо учи­тывать при изучении педагогических явлений и возможностей дос­тигать нужного в педагогической практике;

принцип системности — развивает положения предыдущего принципа, исходя из общенаучной теории систем, которая рассмат­ривает определенную группу устойчиво взаимосвязанных явлений, объектов, элементов в качестве элементов единого целого — системы. Системные свойства целого возникают в результате взаимосвязан­ного функционирования элементов. С этими свойствами система выступает во взаимодействии с другими системами и регулирует внутренние процессы взаимодействия своих элементов. Положения теории систем в полной мере относятся к реальности, исследуемой и описываемой юридической педагогикой. Так, важной системной категорией педагогики является категория педагогической системы, к которой относятся, например, правовоспитание, проведение заня­тия, дисциплина, профилактическая работа с подучетным, адапта­ция новичка в коллективе и др. Педагогическая система включает в свою структуру: объект, субъект, цели, задачи, содержание, органи­зацию, средства, методы, технологии, условия, способы контроля и оценки процесса и результатов, их коррекцию. Все эти элементы при педагогической работе должны быть продуманы, сформированы, состыкованы, чтобы обеспечить наибольший педагогический эффект;

принцип развития — отражает факт постоянных изменений в окружающем мире и людях. Исследуемые в данный момент юридико-педагогические явления надо рассматривать как срез на пути непрерывного их изменения с определенными тенденциями, иду­щими из прошлого в будущее. Важно раскрыть тенденции, понять их движущие силы, найти при необходимости способы изменений. Принцип развития — основа педагогического оптимизма, веры в воз­можность целенаправленного достижения прогрессивных измене­ний по восходящей тенденции.