logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся

Педагогический процесс продуктивен, когда в нем активны и педагог, и обучающиеся, когда у них есть обоюдное желание достигнуть определенного педагогического результата и они прилагают совместные усилия к этому. В Древ­нем Риме говорили, что голова обучаемого не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Анализ опыта талантливых педагогов свидетельствует о том, что при всем многообразии форм и методов их работы есть и общее: вместо зрительного и слухового контакта между обучающим и обучающи­мися существует нечто большее — межличностные отношения и действия, которые отличаются:

• взаимопомощью и поддержкой в преодолении трудностей овладения богатством знаний и в повышении профессионализма, достижений объективности во взаимных оценках, справедливости, культуры взаимоотношений и общения.

Взаимоотношения и взаимодействия педагога и обучающихся, отличающееся такими признаками, получили название педагогики сотрудничества. Занятие (или любая другая форма педагогической работы) превращается при этом из педагогически обедненного и скучного мероприятия по передаче учебной информации в дружную совместную работу по высокоэффективному достижению педагоги­ческих целей. Это отвечает и мировой тенденции — сделать обуче­ние, воспитание, образование и развитие молодого поколения шко­лой интереса, личного стремления к обогащению себя достижения­ми человеческой цивилизации.