logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

6.3. Профессионализм педагога-профессионала

Высший уровень профессионализма – педагогическая культура

Наиболее высоким требованиям должны отве­чать те, для кого педагогическая деятельность является основным видом деятельности. Это учителя, преподаватели, воспитатели, педагоги-инженеры, социальные педагоги по прямому наименованию своей должности или называемые иначе, но решаю­щие исключительно или по преимуществу педагогические задачи: специалисты (эксперты) по педагогическим консультациям, работ­ники детских комнат и приютов, интернатов, учебных отделов, фа­культетов и руководящий состав образовательных учреждений; часть сотрудников правоохранительных органов, работающих в структу­рах по профилактике правонарушений несовершеннолетних, по об­щей и специальной профилактике правонарушений поднадзорных лиц, часть сотрудников органов, исполняющих наказания; значитель­ное число заместителей руководителей организаций по работе с пер­соналом (кадрами, менеджменту) и сотрудников их аппаратов; науч­ные сотрудники педагогических исследовательских учреждений: неко­торое число сотрудников социальных служб, служб помощи семье, спортивных тренеров и др. Им нужна профессиональная педагогическая образованность, воплощенная в педагогический профессионализм на уровне высокой профессиональной культуры.

Всякая деятельность, а сложная в особенности, может осущест­вляться с высокой успешностью лишь при условии, если профес­сионализм человека не ограничивается только знаниями, навыками и умениями, профессиональным ремесленничеством, а включает мно­го большее — особенности его личности. Личность формирует лич­ность, педагог повторяет себя в своих учениках, одаренный ученик начинается с одаренного учителя — эти древние истины многократ­но проверены и подтверждены практикой.

Педагогическая культура — высокая степень развития личных ка­честв и подготовки педагога, их полного соответствия специфике пе­дагогического труда, обеспечивающего максимально возможную эффективность его. Она соединяет в себе педагогическую образован­ность с педагогической обученностью, воспитанностью и педагогиче­ской развитостью. Разная степень педагогической профессионализа­ции личности и ее соответствия всем требованиям педагогической деятельности выражается в четырех уровнях разви­тия педагогической культуры:

1) допрофессионалъном — имеется почти у всех людей, а тем более у лиц с высшим образованием. Они долго учились, передавали свой опыт другим, задумывались над проблемами невоспитанности, отста­вания в учебе, недоразвитости и пр., и у них есть определенные пред­ставления о том, что такое работа педагога, как проводятся занятия, и т.д. Но это не профессиональные педагогические, а эмпирические, обывательские, несистематизированные знания, имеющие многочис­ленные пробелы, неточности и даже ошибки. Они подобны знани­ям любителя детективных фильмов, который полагает, что разбира­ется в работе следователя, оперативника, судьи, адвоката и мог бы сам поработать на их месте. Как говорят иронически, в футболе, медицине, психологии и педагогике разбираются все. Но для под­линно эффективной педагогической работы (как и юридической) та­ких знаний и самонадеянности абсолютно недостаточно;

2) начальном профессиональном — характеризуется наличием у человека педагогической образованнности, но слабой практической подготовленности и развитости педагогически значимых качеств личности. Про такого говорят: «молодой учитель», «неопытный пе­дагог». Нередко такая оценка его сохраняется в течение трех лет прак­тической работы;

3) среднем профессиональном — отличается уверенным профессио­нализмом, но все же не достигает подлинной высоты и не обеспе­чивает еще достижение безукоризненно высоких педагогических ре­зультатов;

4) высшем профессиональном — это уровень подлинной педагоги­ческой культуры.

Только высший уровень обеспечивает достижение полноценных педагогических результатов в деятельности педагога-профессионала. Он неразрывно связан с духовностью личности (см. § 6.2) педагога Если для студента, курсанта, слушателя педагогического вуза про­фессиональная духовность его личности — сверхзадача всего обуче­ния, то для практикующего педагога, который обязан быть факти­чески способным к максимальной эффективности труда, она — на­сущная необходимость. Поэтому овладение высотами педагогичес­кой культуры каждым педагогом-профессионалом является приори­тетной задачей.

Характеристика педагогического профессионализма и культуры

Профессионализм и его высшее проявление — профессиональная культура в любой профессии — это целостная характеристика личности профессионала, его особое комплексное свойство, в котором представлены самые разнооб­разные особенности, сказывающиеся на успехе его профессиональ­ной деятельности. Основные педагогические свойства личности — воспитанность, обученность, образованность и развитость — отлича­ются у педагога-профессионала, особым развитием и предстают как педагогическая образованость, педагогическая воспитанность, педа­гогическая обученность и педагогическая развитость.

Педагогическая образованность в своем профессиональном выра­жении характеризуется широким видением в социальном простран­стве общества и жизни людей поля педагогической реальности, глу­боким пониманием его места, связей, зависимостей и влияний в на­стоящее время и на перспективу. Эта реальность для педагога не созерцательна, она внутренне связана с причастностью к большому и нужному делу, врастанием в него мыслями, интересами, чувствами, побуждениями. Он начинает жить в нем и его проблемами, отно­сится к нему как к своему, испытывает потребность участия в его совершенствовании и связывает с этим планы своей жизни. Педаго­гическое образование приводит к актуализации имеющихся в педа­гоге возможностей и, будучи успешным, порождает убеждение, что педагогическая деятельность — самое благородное дело на земле, что это дело его жизни, где он может проявить свои способности, самореализовываться как личность и самоутвердиться как специа­лист, гражданин, патриот, испытать трудное счастье.

Педагогическая образованность сильна тем, что она базируется на разносторонних знаниях — системных (в которых нет «черных дыр»), научных, фундаментальных, глубоких, достоверных. Такая образован­ность приобретается в педагогических образовательных структурах, но она не исключает и другие формы приобретения, в том числе и самостоятельные.

Педагогическая образованность на уровне педагогической культу­ры, т.е. высших показателей ее, — это не диплом об окончании соот­ветствующего образовательного учреждения, а характеристика совер­шенства знаний, взглядов, убеждений, отношений, мышления облада­теля диплома. Не трудно представить, что будет творить со своими учениками «образованный педагог» с тройками в дипломе. Это при­мерно то же, что лечь под нож дипломированного хирурга-троечника.

Педагогическая воспитанность, имея общие с другими профес­сионалами патриотические, нравственные, трудовые, эстетические, культурные и другие основы, имеет существенное своеобразие. Очень точно выразил ее роль Л.Н. Толстой:

...Выводы, к которым я пришел, о воспитании, они следующие. Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем толь­ко через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один во­прос жизни: как надо самому жить81.

Воспитанность педагога — это главным образом продукт само­воспитания, работы над собой. Педагог учит и воспитывает, учась и самовоспитываясь. Высокая требовательность к себе, острое чувство ответственности за свое поведение и действия, потребность к само­совершенствованию и неутомимость в такой работе — исходный по­казатель воспитанности подлинного педагога. К нему вполне при­менимы слова Аристотеля, сказанные им, по преданию, Александру Македонскому: «В науке нет царского пути». Педагогический про­фессионализм не дается по наследству, как престол престолонас­леднику. Это упорный, трудный, непрерывный труд над собой, вы­лепливание себя как профессионала.

Характерная черта воспитанности — педагогическая направленность личности — неудержимая притягательность для педагога работы с людьми, помощи им, их учебы, развития, педагогической деятель­ности и полная включенность всех сил и способностей в нее. Такая направленность — не просто профессиональная, а жизненно-про­фессиональная позиция его во всех обстоятельствах и ситуациях.

Педагогическая направленность отвечает требованиям высокой про­фессиональной культуры, если базируется не на доморощенных пред­ставлениях, а на твердом знании и глубоком понимании Федеральных законов об образовании, мировых тенденций его развития, потребно­стей общества, данных педагогической и психологической наук и пра­вильно осмысленного передового опыта преподавания. Принципы го­сударственной политики России в области образования — гуманистичность, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, плюрализм, демократичность и задачи подготовки специали­стов, обладающих высокой общей, культурой, нравственностью, граж­данственностью, интеллектом, любящих Родину, окружающую природу, семью, способных жить и трудиться в условиях современной цивили­зации и демократии, уважающих права и свободы человека — непоко­лебимые опорные позиции современной профессиональной позиции каждого педагога, основы «нового педагогического мышления».

Успеха достигает только страстно увлеченный, любящий свое дело, испытывающий непреодолимую тягу к нему человек. Профес­сия преподавателя слабо связана с карьерой в обычном понимании.

Можно проработать и тридцать лет на одной должности. Педагоги­ческая карьера — это карьера интеллектуальных и моральных дос­тижений, карьера роста внутренней образованности и вкладов в на­учное знание, торжество ума, духовное развитие общества и челове­чества. Талантливый педагог — всегда человек высокой духовности. Он стремится к возвышенным духовным целям, сея, как выражаются, разумное, доброе, вечное. Даже понимая, что всего не добиться, он всеми силами пытается внести максимально возможный личный вклад в приближение лучшего будущего, борьбу с человеческой неспра­ведливостью, аморальностью, глупостью и бездуховностью. Он стре­мится к торжеству человеческой цивилизованности и пытается пе­редать свое отношение к жизни молодым. Он высоко морален, не меркантилен, а бескорыстен, личные выгоды не приоритетны, и со стороны он может выглядеть даже идеалистом, человеком «не от мира сего». Но такая позиция всегда подкупает молодых, ощущаю­щих прикосновение к чистому источнику человеческой духовности, невольно вызывающему уважение, пробуждающему размышления о собственной жизненной позиции, веру в действительное существо­вание высоких человеческих ценностей и импульсы к подражанию. Подлинное преподавание сродни подвижничеству. Это даже не про­фессия, а жизненное призвание.

Педагогическая воспитанность проявляется также в гуманности педагога, общительности, его доброжелательности к людям, стрем­лении и умении понять каждого человека, сострадательности и го­товности прийти на помощь, демократичности, склонности и умении строить отношения на равных, на открытости, доступности, искрен­ности, честности, на стремлении убеждать и увлекать, а не принуж­дать и пугать, умении верить и доверять людям.

Низкий уровень развития культуры педагогической направленно­сти у отдельного преподавателя — глубокий и не компенсируемый ни­чем источник слабых результатов в преподавании, безразличия к ним и профессиональным тонкостям, формально-чиновничьего подхода к педагогическому долгу. Такой педагог не педагог, а функционер в пе­дагогическом процессе, не только бесполезный, но вредный для него.

Профессиональная обученность педагога многогранна. Прежде всего, она связана с детальным пониманием структуры и содержания своей деятельности во всех деталях. Важную роль играет в ней профессио­нальная концепции педагогической деятельности: комплекс внутренне принятых идей и образных представлений о целях педагогической дея­тельности, объектах, содержании, системе, процессах, операциональ­ных элементах, обеспечении и др. Отчетливыми и реалистичными должны быть также знания и представления об условиях, особенно­стях людей, среди которых и вместе с которыми придется или прихо­дится работать.

Другими компонентами педагогической обученности выступают:

педагогические интересы к постижению всех сложностей своей деятельности, человека, проблем его педагогического развития и со­вершенствования, путей их решения; к научным достижениям и ре­комендациям педагогики и психологии и т.п.;

педагогическая целеустремленность — глубокое и твердое уяс­нение, внутреннее принятие, одобрение и реализация «квадратуры» педагогической цели — единства воспитательных, обучающих, обра­зовательных и развивающих элементов в любом проявлении своей педагогической активности;

педагогическое мастерство — комплекс педагогических знаний, навыков и умений по общим вопросам организации педагогической работы и руководства педагогическим процессом, он связан также со специальными направлениями педагогической работы (например, в дошкольных учреждениях, в высшей школе, в органах, исполняю­щих наказания, и др.);

методическое мастерство — владение всеми педагогическими действиями, педагогической техникой; умение искусно применять все методы обучения, воспитания и развития, воплощать педагогические принципы, требования нормативных документов в методику кон­кретного занятия, педагогического действия; умение проводить все формы занятий, выполнять все виды методической работы, осуще­ствлять творческий методический поиск;

спецально-педагогическая подготовленность — комплекс знаний по специальной отрасли педагогической науки и их практическому применению по своему направлению педагогической деятельности (например, преподаваемой учебной дисциплине, юридической педаго­гике, дошкольной педагогике), новинок науки и практики, наличие конструктивных идей по вопросам совершенствования деятельности;

культура и техника личного педагогического труда — умения и привычки правильно и полно использовать свободное от плановой ра­боты время для самосовершенствования и подготовки к очередным ме­роприятиям. Это культура планирования и бережливого отношения к свободному времени; постоянного слежения за новинками науки, прак­тики, жизни общества; непрерывная работа по накоплению, хранению и систематизированию информационных, учебных и научных материалов.

Специфичный элемент обученности и воспитанности — культу­ра и техника личного педагогического труда. Она связана со сформи­ровавшимися умениями и привычками правильно и полно исполь­зовать свободное от плановых работ время для самосовершенствова­ния и подготовки к готовящимся. Она складывается из: бережного отношения к свободному от занятий времени и продуманному его планированию; постоянного слежения за новинками науки, право-

охранительной практики, жизни общества; непрерывной работы по накоплению, хранению и систематизированию информационных, учебных и научных материалов; гигиены умственного труда. Если, например, у инженера, врача, строителя с окончанием рабочего вре­мени начинается отдых и бытовые заботы, то у педагога высокой профессиональной культуры работа продолжается — работа по обо­гащению себя знаниями, совершенствованию умений, развитию при­вычек, проверке контрольных работ, рефератов и пр. Это время — основная школа самосовешенствования.

Педагогическая развитость чрезвычайно значима. Неоспоримо до­казана роль педагогических способностей — индивидуально-психологи­ческих особенностей, благоприятствующих быстрому овладению про­фессией, непрерывному совершенствованию в ней и достижению вы­соких результатов. Педагогическая деятельность не для посредственно­стей, она — для людей талантливых, ярких, нестандартно мыслящих.

Выделяются две группы способностей: социально-педагоги­ческие и специально-педагогические.

По своему социальному положению педагог — социальный дея­тель, призванный выполнять социальный заказ общества и удовле­творять его потребность в людях, способных обеспечить благопо­лучное будущее российского общества и его граждан. Он осуществляет связь поколений, передачу опыта старших молодым. Эти и другие социальные задачи он решает, если способен трансформировать их в педагогические — воспитательные, обучающие, образовательные и развивающие и воплотить их в жизнь. Это относится к сути соци­ально-педагогических способностей, выражающихся в наличии у педа­гогического работника развитых качеств гражданственности, мораль­ности, гуманистичность, духовности и деловитости.

Качества, входящие в структуру социально-педагогических способ­ностей, нужны, конечно, и представителям других профессий. Од­нако в педагогическом труде они приобретают особую значимость, так как включаются в механизмы воздействий и влияний личности преподавателя на обучающихся, выступают обязательным условием успеха всех его усилий и сами дают дополнительный педагогический эффект. Без них педагог просто не имеет морального права работать с людьми, особенно с молодежью, его нельзя допускать к ней. Педа­гогам на практике принципиально важно контролировать проявле­ния своей гражданственности, моральности, гуманистичности, ду­ховности, деловитости и неустанно совершенствовать их.

Специально-педагогические способности преподавателя — это осо­бые качества, необходимость которых для преподавателя определяется спецификой труда в образовательном учреждении. Основные группы Их — дидактические и воспитательные. Первые включают интелли­гентность и развитый интеллект, развитое мышление и речевые спо­собности, педагогическую наблюдательность и память, интерес к вопросам обучения и творчества и др. Вторые — предполагают склонность и интерес к работе с людьми, общительность, способность привлекать к себе людей, разбираться в людях, открытость и доступность, интерес к вопросам воспитания, сдержанность и терпеливость и др.

Могут быть и противопоказания к педагогическому труду: гру­бость, черствость, авторитарность, поверхностность и алогичность мышления, неумение четко и ясно выражать свои мысли в словах и рассуждать вслух, другие личные недостатки, затрудняющие кон­такт с участниками педагогического процесса.