logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Организационная составляющая образовательного процесса

Она характеризуется деятельностью постоянного переменного состава образовательного учреждения и призвана решать организационные способствующие нормальному протеканию и интенсификации педагогического процесса. Ее основными компонентами являются:

• деятельность руководителей образовательных учреждений и их подразделений — организаторов педагогического процесса;

• деятельность преподавателей, ведущих учебно-воспитательный процесс и выступающих его ключевой фигурой;

• деятельность обучающихся, мотивированных на получение вы­бранной ими профессии;

• аудиторный фонд и его материально-техническое оснащение современным оборудованием;

• научное планирование педагогического процесса;

• информационное обеспечение и обслуживание образователь­ного процесса (библиотечное, материально-техническое, энергети­ческое, финансовое, бытовое и др.).

Руководителями учебного заведения являются начальник (рек­тор), его заместители (проректоры) и руководство учебного отдела, а к числу руководителей подразделений относятся: начальники (де­каны) факультетов и курсов, начальники (заведующие) кафедр и циклов, начальники отделов и служб и др. Каждый из них в преде­лах своих функциональных обязанностей, определенных в уставе учебного заведения, участвует в организации педагогического про­цесса, чем способствует достижению высокого конечного результата в обучении, воспитании и развитии будущих юристов. В основе орга­низации педагогического процесса лежит практическое исполнение руководителями всех уровней федеральных законов, государственных и ведомственных нормативных актов.

Преподаватели, выполняя социальный заказ государства на подготовку специалистов различных образовательных уровней, долж­ны соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Главное из них — быть личностью и профессионалом.

Современное юридическое образование призвано обеспечить пер­венство профессионального воспитания, отвечающего государствен­ной политике в области образования, где ведущим принципом про­возглашен «гуманистический характер образования». Важен и профессионализм преподавателя. Он определяется двумя рав­ноценными слагаемыми:

профессиональной компетентностью — глубокими знаниями своего предмета в сочетании с широким научным кругозором;

психолого-педагогической подготовленностью — высокой педагогической культурой преподавателя, составляющими которой являют­ся: педагогическая направленность личности преподавателя, педаго­гические способности, педагогическое мастерство, культура и пси­хотехника личного труда.

Деятельность обучающихся определяется требованиями, предъяв­ляемыми к студентам, курсантам и слушателям как будущим профес­сионалам-личностям, концентрированно выраженными в квалифи­кационной характеристике.

Аудиторный фонд учебного заведения и его материально-техни­ческое оснащение современным оборудованием создаются в соответст­вии с табелем положенности. Каждый лекционный зал, аудитория, лаборатория (кабинет) должны отвечать своему основному образо­вательному назначению, санитарно-гигиеническим нормам, а обо­рудование рабочих мест — обеспечивать комфортные условия обу­чающимся для учебы и самостоятельной работы. Все учебные по­мещения, специальные кабинеты и лаборатории в первую очередь должны быть оснащены современными техническими средствами раз­личного назначения.

Научное планирование и информационное обеспечение педагоги­ческого процесса в образовательных учреждениях заключается в пла­нировании учебно-воспитательного процесса, разработке докумен­тов, регламентирующих нормальное функционирование образова­тельного учреждения.

В качестве основных задач планирования выступают:

• определение содержания и оптимального объема необходимых знаний, навыков, умений, качеств личности и профессионала (спе­циалиста), которые должны приобрести обучающиеся во время уче­бы в образовательном учреждении;

• определение содержания каждой учебной дисциплины с от­ражением его в учебных программах и распределение по формам обучения (видам занятий) в их тематических планах;

• разработка учебно-методических материалов преподавателями кафедр и циклов для проведения различных видов занятий с обу­чающимися.

Информационное обеспечение педагогического процесса и его об­служивание в юридических учебных заведениях призвано осуществ­ляться по всем циклам учебных дисциплин.

Управленческая составляющая образовательного процесса

Ее характеризуют условия, способствующие оптимизации педагогического процесса в обра­зовательных учреждениях начального, среднего и высшего юридического образования. В каче­стве таких условий выступают:

• стиль управления педагогическим процессом в учебном заве­дении и его подразделениях;

• научная организация труда постоянного и переменного состава;

• контроль педагогического процесса в образовательном учреж­дении и его подразделениях.

Управление в образовательном учреждении осуществляется на двух уровнях:

• первый связан с деятельностью руководства и администрации образовательного учреждения;

• второй выражен во взаимодействии преподавателей с обучаю­щимися в процессе занятий и во внеаудиторное время.

Для обоих уровней оптимальным является особый стиль, который не может быть распорядительным, властным, тем более авторитарным. Это может быть только педагогический стиль, характеризующийся гуманностью, демократизмом, ориентированностью на комплексное решение педагогических задач образования, воспитания, обучения и развития обучающихся и всех работников образовательного учреж­дения; тактичностью, пониманием людей, стремлением помочь и со­действовать им в установлении контакта и взаимопонимании, утечь за собой, а не принуждать бесконечно, держа их в страхе перед нака­занием. Пример такого стиля должен показывать начальник (ректор) образовательного учреждения, ибо его стиль — пример для всех. Руководителям, назначаемым с практической работы в правоохрани­тельных органах, надо помнить о необходимости овладения таким стилем. Особенно важен педагогический стиль в работе преподава­телей, которые своими действиями и влиянием на обучающихся не­посредственно вносят вклад в повышение образованности, обученности, воспитанности и развитости студентов, курсантов, слушателей.

Взаимоотношения с обучающимися, построенные на принципах пе­дагогического сотрудничества и партнерства, позволяют реализовать личностно-ориентированную концепцию работы в учебных коллективах. Это является надежным условием создания в образовательном учре­ждении и его подразделениях здорового морально-психологического климата.

Научная организация труда (НОТ) постоянного и переменного состава в образовательном учреждении является одним из условий оп­тимизации педагогического процесса. Она предполагает:

• повышение производительности труда личного состава учеб­ного заведения путем его упорядочения и нормирования;

• рациональную организацию многогранной деятельности по­стоянного и переменного состава учебного заведения;

• эффективное использование бюджета времени и материально-технических средств;

• создание благоприятных условий для работы руководящего, вспомогательного и -преподавательского состава (эстетика и гигиена труда, нормализация режима рабочего дня, своевременная и достой­ная оплата труда, организация отдыха, быта и т.п.) и обеспечение системы мероприятий для эффективного обучения, воспитания и развития студентов, курсантов и слушателей.

Контроль педагогического процесса

В образовательных учреждениях предусмотре­ны следующие виды контроля: организаци­онный контроль за ходом образовательного про­цесса; педагогический контроль деятельности кафедр, циклов и преподавателей; контроль (проверка) успеваемости и оценка знаний обучающихся.

Организационный контроль осуществляется представителями вышестоящих органов (учреждений), руководством и администра­цией учебного заведения. Он предусматривает не только проверку документации в учебном отделе, на кафедрах, циклах и других под­разделениях, на основе которой строится педагогический процесс, но и контроль самого процесса занятий: методику их проведения и ре­зультативность, качество работы профессорско-преподавательского состава и других должностных лиц образовательного учреждения.

Педагогический контроль деятельности кафедр, циклов и препо­давателей проводится: руководством учебного заведения, факультетов и ведущими профессорами, а также представителями вышестоящих органов по заранее составленному графику (на семестр или помесяч­но). Это гласный контроль. Его цель — выявить состояние кафедры, цикла и подготовленность каждого преподавателя по предмету (на что он способен). Кафедральный (цикловой) контроль за работой преподавателей ведут руководители кафедр, циклов, профессора. Его цель — проверить постоянную готовность преподавателей к заня­тиям. Взаимный контроль ведут сами преподаватели в форме вза­имных посещений, с целью обмена опытом преподавания учебной дисциплины и методикой проведения отдельных видов занятий.

Контроль (проверка) и оценка успеваемости обучающихся пре­следуют цели — выявить и оценить уровни знаний программного материала по теме (предмету); установить степень развития у обучаю­щихся личностных и профессионально-деловых качеств; выявить и оценить умения использовать теоретические знания для решения практических задач; установить степень психологической устойчи­вости при решении задач в сложных (экстремальных) условиях. Этот контроль должен проводиться преподавателями так, чтобы реализовывались функции: диагностическая, обучающая, воспитатель­ная, развивающая и стимулирующая.

Проверка и оценка успеваемости обучающихся осуществляются путем организации текущего, рубежного, итогового и заключитель­ного контроля. Текущий контроль может проводиться регулярно на всех видах групповых занятий; он дает возможность преподавателю получать оперативную информацию о текущей успеваемости. Рубеж­ный контроль проводится по каждой дисциплине (ее разделам) через определенные отрезки времени. Его назначение — проверить уровни усвоения программного материала в объеме раздела, дисци­плины, за определенный отрезок времени. Итоговый контроль тра­диционно проводится в конце каждого семестра и при переводе обу­чающихся с курса на курс (в процессе экзаменационных сессий). Его цель — проверить глубину знаний обучающихся по предметам (их разделам). При изучении учебных дисциплин методом «погру­жения»121 зачеты и экзамены целесообразно проводить сразу после окончания изучения предмета. Заключительный контроль проводится как государственная аттестация в форме устного или письменного экзамена, а также защиты выпускных квалификационных работ пе­ред специальной государственной аттестационной комиссией. При этом выносится окончательная оценка результатам подготовленно­сти выпускников учебного заведения, степень выполнения государ­ственного заказа на подготовку специалистов данным образова­тельным учреждением. Этот вид контроля является своеобразной проверкой и оценкой работы всего педагогического коллектива об­разовательного учреждения.