10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
Педагогический аспект профессионально -психологической подготовки
Необходимость профессионально-психологической подготовленности сотрудников правоохранительных органов (при своем зарождении она именовалась эмоционально-волевой, а затем психологической) была доказана в психологических исследованиях. Как всякая подготовка, она потребовала практической разработки целей, задач, программ, форм проведения, методик, обеспечения и всего того, что в совокупности образует педагогическую систему. Поэтому практические вопросы ее разрабатывались в сопряженном использования психологических и педагогических знаний175.
Сущность профессионально-педагогической подготовки составляет формирование профессионально-психологической подготовленности сотрудников. Она представляет собой существенный компонент профессионального мастерства сотрудника, вид его подготовленности к успешной профессиональной деятельности и включает в себя:
• профессионально-психологические знания. Это преимущественно не абстрактные психологические знания, а «работающие», адаптированные к специфике юридической деятельности, служащие основой для понимания и осмысленного преодоления психологических трудностей профессиональной деятельности;
• профессионально-психологические навыки и умения. Это освоенные профессионалом правоохранительных органов способы действий, ориентированные на практический учет психологических аспектов его. Есть три группы их:
1) аналитико-психологические умения — умение увидеть психологический аспект в служебных ситуациях и действиях, понять, верно оценить его, психологически обоснованно принять решение и наметить способ его реализации. Это, например, умение осуществлять психологический анализ криминального события, психологически анализировать профессиональную ситуацию, письма, заявления, жалобы граждан, свидетельские показания, оперативную обстановку и др.
2) тактико-психологические умения — освоенные способы психологических действий, приемы, включаемые в процесс решения юридических задач и повышающие его успешность. Это, например, умение составлять психологический портрет лиц и групп, представляющих профессиональный интерес; психологически грамотно вес ти профессиональное наблюдение; создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных действий; выбирать и создавать благоприятные ситуативные условия; психологически грамотно готовить и осуществлять профессиональное общение; устанавливать психологический контакт и доверительные отношения; предупреждать и преодолевать конфликты во взаимоотношениях; оказывать правомерное психологическое воздействие; пользоваться психологическими приемами для оптимизации профессионального мышления др.;
3) технико-психологические умения — связаны с использованием психологических средств в профессиональной работе: речевых, неречевых и поведенческих. Для мастера своего дела характерно умение правильно подобрать слова и выстроить фразы, произносить их с уместной эмоциональной окраской, придать с помощью мимики соответствующее выражение лицу, а позе и походке — нужную выразительность, разыгрывать легенду и др.
• профессионально развитые психологические качества (профессиональные способности). К числу важнейших принадлежат: профессиональные ощущения (повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к определению на ощупь температуры тела убитого, чувствительность «бокового поля» зрения, «ночного» зрения и др.), профессиональные восприятия (зрительные, слуховые, обонятельные и др.), профессиональная наблюдательность, внимательность, память (повышенно развитая способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске, фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установкам, деталей ситуаций, имеющих юридическое значение, слов, показаний, данных о разных лицах, сведений, хранящихся в материалах оперативного или уголовного дела и др.); профессиональные представления (развитая способность хорошо представлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.), профессиональное мышление, профессиональный артистизм (способность к перевоплощению, ролевому поведению и др.), профессиональная бдительность, готовность к неожиданному и др.
• профессионально-психологическая устойчивость — особый компонент профессионально-психологической подготовленности юриста, сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения эффективности и качества решения задач.
Структура профессионально-психологической подготовленности сотрудника выступает основой для построения подготовки.
Цель, задачи, виды и содержание профессионально-психологической подготовки
Подготовить детектива, полицейского, следователя, судью к успешному преодолению трудностей своей деятельности пытались издавна. Идеи психологической подготовки появились в нашей стране на рубеже 60-х годов прошлого столетия. Поначалу в правоохранительных органах стали копировать подготовку, проводимую в воинских частях, и лишь в 80-х годах была разработана адаптированная к их специфике концепция176, которая затем подтвердила свою жизнеспособность. Установлено, что молодой специалист, прошедший полный курс профессионально-психологической подготовки, за 4—6 месяцев достигает уровня соответствующей грани мастерства, которая без подготовки, стихийно, путем проб и ошибок, на основе уроков (чаще всего горьких) правоохранительной деятельности возникает у практика лишь через 8—10 лет. В условиях текучести кадров в правоохранительных органах трудно недооценить этот факт.
Профессионально-психологическая подготовка — особый вид профессиональной подготовки. Ее целью выступает практическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к успешной профессиональной деятельности в сложных по своим объективным, психологическим и педагогическим особенностям условиях. К таким условиям чаще всего относятся: некоторые метеорологические и стихийные, ночь и темнота, условия местности, особенности строений и объектов (в которых приходится проводить задержания, обезоруживать преступников), некоторые особенности обстановки (внезапность возникновения, неожиданность, неясность, быстрая изменчивость и др.), неправомерные действия правонарушителей, применение ими оружия, пресечение многих видов правонарушений, условия противодействия и конфликтного общения, психологические и педагогические особенности граждан, с которыми приходится иметь дело, их состояния (возбужденность, истеричность, враждебность, агрессивность, невменяемость и пр.), хитрость, скрытность, лживость, недостаточный уровень интеллекта, правовой осведомленности, воспитанности части их, вызывающее и провоцирующее поведение, а также психологические состояния самих сотрудников (усталость, возбужденность, гнев, ненависть, тревожность, острое чувство ответственности, расслабленность, ослабленная бдительность, сниженная мобилизованность и др.).
К основным задачам профессионально-психологической подготовки относятся:
• вооружение сотрудников психологическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими трудностей правоохранительной деятельности в экстремальных условиях, их выявления, анализа, учета при принятии решений и выполнении профессиональных действий;
• развитие профессионально-психологической ориентированности сотрудников — устойчивой установки их на учет и грамотное преодоление психологических трудностей правоохранительной деятельности;
• формирование профессионально-психологических умений и навыков;
• профессиональное развитие необходимых для успешных действий психологических качеств;
• развитие и укрепление профессионально-психологической устойчивости;
• психологическая закалка (повышение надежности) важнейших профессиональных навыков и умений, обеспечивающая их наилучшее проявление в трудных условиях.
Профессионально-психологическая подготовки нацелена на прикладное обучение, не только на формирование знаний по юридической психологии, но и практическое их применение, развитие профессиональных качеств. Такой подход к ней определяет особенности отбора содержания, форм, методов, обеспечения и др.
Специалисты разных правоохранительных органов, наряду с наличием общего в их работе, сталкиваются и с разными психологическими трудностями, связанными со спецификой задач и условий именно их деятельности. Поэтому необходимы разные виды профессионально-психологической подготовки, классифицируемые по специальностям (профессионально-психологическая подготовка оперативных работников, следователей, прокурорских работников, таможенников, инспекторов налоговой полиции, личного состава ОМОН и др.), по специфике задач и условий их выполнения (профессионально-психологическая подготовка к задержанию вооруженного правонарушителя, к действиям ночью, при чрезвычайных обстоятельствах, к общению, к работе с разными категориями граждан), по категориям персонала (профессионально-психологическая подготовка рядового, руководящего составов). Они имеют отличия по содержанию, методике, обеспечению.
Организация профессионально – психологической подготовки в правоохранительном органе
Существуют два основных направления профессионально-психологической подготовки, нуждающиеся в особой управленческой и педагогической организации: подготовка в ходе изучения разных разделов программы профессиональной подготовки и подготовка в рамках специального раздела ее программы.
Подготовка в процессе изучения разных разделов программы профессиональной подготовки проводится в связи с тем, что множество вопросов и действий, отрабатываемых в них, органически связаны с психологическими факторами и не могут быть успешными при их непонимании. При проведении, например, занятий с сотрудниками по вопросам уголовного процесса и криминалистики профессионально-психологическая подготовка может и должна проводиться при изучении вопросов осмотра места происшествия, допроса, опроса, общения, изучения особенностей личности людей, проходящих по уголовным делам; при отработке осмотра места происшествия — при наличии трупов или ведущих себя истерично потерпевших; проведения допроса — при вызывающем поведении допрашиваемого, его неискренности, попытках психологического давления на юриста; проведения осмотра места происшествия в обстановке трудного поиска вещественных доказательств и улик (темнота, плохая освещенность, отсутствие выраженных следов, дождь, помехи со стороны зевак и др.); составления портретов лиц, объявляемых в розыск, и др.
При проведении занятий по разделам специальной, криминалистической и тактической подготовки с вопросами психологии связаны: отработка действий по инструктированию наряда исходя из оперативной обстановки и особенностей лиц, выходящих на службу; пресечение административных нарушений лицами, от которых можно ожидать различных видов неподчинения и противодействия; общение с гражданами при решении административных вопросов, которое не приводило бы к осложнениям; «приведение в чувство» правонарушителя методами психологического воздействия; укрощение буйствующих граждан, доставляемых в дежурную часть, но продолжающих конфронтационные действия; организация движения транспорта и пешеходов в сложных условиях движения; пресечение агрессивных или угрожающих действий небольших групп людей; задержание правонарушителей в различных местах при их сопротивлении; решение вопроса о применении оружия; составление психологического портрета вероятного преступника по следам на месте преступления и информации, полученной при опросе потерпевших и свидетелей, и др.
Психологический аспект профилактики правонарушений связан с получением информации при изучении порядка проведения профилактических бесед с лицами, состоящими на учете; лиц, склонных к правонарушениям, их индивидуальных особенностей, пристрастий, образа жизни, факторов, влияющих на поведение; субкультуры, внутренней организации функционирования молодежных групп, участвующих в нарушениях общественного порядка; атмосферы жизни, взаимоотношений в семьях трудных подростков, влияния родителей на подростков, поиска и использования средств и методов, исправляющих положение; особенностей профилактической работы с под ростками; работы с гражданами, подбираемыми для содействия сотрудникам в профилактической работе; вопросов эффективности правовой пропаганды, правового воспитания населения и др.
Тесно связана с вопросами профессионально-психологической подготовки физическая подготовка сотрудников. Например, плавание, бег, лыжи, гребля, парусный спорт воспитывают настойчивость, выдержку, самообладание; бокс, борьба, водные лыжи, слалом, прыжки в воду — решительность и смелость; волейбол, футбол, регби, хоккей, баскетбол — инициативность, находчивость, упорство, коллективизм. Особенно значимы, конечно, занятия по самообороне, рукопашному бою и др. Для формирования многих компонентов профессионально-психологической подготовленности сотрудников имеют значение занятия на снарядах и устройствах, требующих проявления смелости, умения владеть собой, стойкости к неудачам, настойчивого стремления добиться выполнения учебного задания.
Реализация возможностей профессионально-психологической подготовки в ходе самых различных занятий требует, чтобы:
• в организационно-методических указаниях, программах, разработках, при методической подготовке руководителей занятий присутствовали положения, указания, требования, напоминания о необходимости осуществлять профессионально-психологическую подготовку при проведении занятий;
• в виде дополнительных целей и задач в планах занятий присутствовали компоненты профессионально-психологической подготовленности, которые могут и будут формироваться, совершенствоваться, закрепляться на данном занятии;
• были продуманы возможности занятий, выделены те элементы их организации и содержания, которые можно и нужно использовать для профессионально-психологической подготовки обучающихся сотрудников;
• были выделены те элементы методики занятий, которые имеют отношение к профессионально-психологической подготовке на готовящемся занятии;
• были определены способы создания учебных трудностей, ориентированных на подготовку обучающихся сотрудников к действиям в экстремальных условиях;
• были использованы все пути максимального приближения учебных условий на занятии к реальным профессиональным и экстремальным, приняты все меры по исключению условностей и упрощенчества (с соблюдением последовательности в наращивании трудностей) и одновременно — меры безопасности.
Специальный раздел программы профессионально-психологической подготовки необходим потому, что не все компоненты профессионально-психологической подготовленности можно отработать в других разделах программы, не все могут быть доведены до нужного уровня, не все руководители занятий подготовлены так, чтобы увязывать темы своего раздела с профессионально-психологической подготовкой.
Основы методики профессионально-психологической подготовки
В основе проведения занятий по изучению разных профессиональных вопросов и специальных занятий по профессионально-психологической подготовке лежит метод психологического моделирование задач, условий и трудностей профессиональной деятельности сотрудников. Есть два взаимосвязанных пути моделирования.
Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным условиям профессиональных действий, т.е. воспроизводству внешней картины их. Это позволяет обучающимся сотрудникам и военнослужащим воспринимать трудную обстановку и ощущать себя участниками реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается выполнением (проигрышем) профессиональных действий, усложнением задач, созданием внешних трудностей их решения, выбором трудных условий времени, места, освещенности, имитацией психологически действующих на сотрудников факторов, созданием помех, введением в обстановку противоборствующих сил, фактическим использованием средств индивидуальной защиты, спецсредств, оружия для решения учебных задач и т.п.
Второй путь — приближение внутренних условий (психических состояний, переживаний, трудностей, умственного и эмоционально-волевого напряжения, страха, тревожности и др.) к тем, которые будут характерны для реальной экстремальной обстановки (воспроизводство «души» реальной обстановки). Для этого требуется насыщение занятий трудными задачами, предполагающими повышенную ответственность, понимание и правильную оценку обстановки; сложными препятствиями, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, противодействия преступного элемента, самостоятельности; психологическими проблемами; необходимо также быстрое изменение обстановки, лимитирование времени, интенсивное наращивание трудностей, длительности больших нагрузок и др.
Моделирование реальных, психологически трудных условий правоохранительной деятельности успешно, если для этого используются во взаимосвязи и необходимых пропорциях оба пути. Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, нужно иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Нерасчетливое запугивание трудностями способно подтолкнуть некоторых молодых сотрудников к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию уволиться, перейти на другую работу. Последовательность в ознакомлении со сложностями работы юриста, сотрудника правоохранительных органов (демонстрация крови, трупов и других тяжелых для психики факторов) должна осуществляться с постепенным нарастанием их, при учете уже выработанной профессионально-психологической устойчивости обучаемых, сопровождаться предупреждениями и советами руководителя занятий.
Формами специальных занятий по профессионально-психологической подготовке, оправдавшими себя на практике, являются лекции, уроки, тактические летучки, семинары, практические занятия, психологический тренинг, психотехнические игры, тактические игры, учения, просмотр специальных фильмов. Практические формы обучения составляют до 90% учебного времени, отводимого на эту подготовку.
Моделирование реальных условий требует создания хорошей материальной базы: учебного полигона (например, модели перекрестка в натуральную величину с находящимися по углам жилым домом, общественным местом, магазином, зданием суда, с подземным переходом, киосками, стоящими автомашинами и пр.); площадки для эмоционально-волевых упражнений (с сооружениями, использование которых вызывает у обучающихся волнение, тревогу, страх, опасения и одновременно необходимость проявления воли, умения овладеть собой и заставить сделать то, что требует руководитель занятий, — это, например, гимнастический городок, вертикально и горизонтально расположенные канаты, вертикальные шесты, различные лестницы, ямы для перепрыгивания и перехода по доске, качающиеся мостки и др.); полосы препятствий; учебных комнат, оборудованных под магазин, холл банка и др.; наборов видеофильмов, слайдов, фотоальбомов и пр. Хорошо использовать сооружения на территории правоохранительного органа, образовательного учреждения (проходная, столовая, чердак, подвал, лестницы, гараж и пр.).
Многие занятия, проводимые по игровой методике, проходят успешнее при участии имитаторов — специально подготовленных руководителями занятий сотрудников, воинов, которые в ходе занятий имитируют поведение и действия других лиц — нарушителей, потерпевших, очевидцев, свидетелей, допрашиваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных и др.
Методика отдельных занятий зависит от задач, решаемых на них. Так, методика занятий по формированию у сотрудников психологических знаний ничем особенно не отличается от занятий по формированию иных знаний. Необходимо лишь стремиться к ясности, доступности изложения, не увлекаться специальными понятиями и запоминанием формулировок, всегда раскрывать значение тех или иных знаний для практики действий сотрудника.
Методика занятий по формированию профессионально-психологических умений и навыков аналогична методике практических занятий и тренингов по формированию других навыков и умений. Психолого-педагогическая тонкость — в строгом подборе учебного материала, условий и заданий, которые бы максимально активизировали именно те психологические и психофизиологические процессы и механизмы, которые лежат в основе этих навыков и умений. Например, нельзя развить умение вести «боковое наблюдение», нужное, например, сотруднику при проверке документов у граждан для одновременного слежения за происходящим рядом, если давать ему только учебные образцы документов с заданием проверить правильность и обнаружить подделки, если они есть. После ряда таких упражнений надо усложнять обстановку и задания: обязывать одновременно следить за стоящим рядом человеком (имитатором), документы которого проверяются, и обнаруживать все его движения, особенно содержащие противоправную угрозу.
Методика занятий по профессиональному развитию необходимых сотрудникам психологических качеств на специальных занятиях (чаще всего это тренинги) близка к методике любого развивающего обучения, но есть здесь и свои особенности. Вот пример занятия с использованием самостоятельно снятого диафильма (набора слайдов) по запоминанию лиц, находящихся в розыске, и их опознанию. Демонстрируется первый кадр — фотография мужчины. Обучающимся дается задание: в течение 10 с запомнить его особенности. Демонстрируется второй кадр, на котором помещено 3—5 фотографий мужчин, среди которых может быть (вариант в серии упражнений — может и не быть) разыскиваемый. Причем фотография последнего не идентична запоминавшейся: сделана в другом ракурсе, в иное время, мужчина, возможно, будет в головном уборе, с усами, в рост, в компании. Обучающимся предлагается ответить на вопросы: «Есть ли среди них разыскиваемый? На какой фотографии он?» Аналогичны последующие 5—10 и более упражнений, но усложняются фотографии, их число, уменьшается время на запоминание и идентификацию. Дополнительные задания: «Опишите все различия между двумя схожими портретами» или «За 30 с назовите максимальное количество различительных признаков в двух фотографиях одного и того же места происшествия». Похоже могут проводиться занятия по запоминанию словесного портрета и опознанию лиц на его основе, розыску лиц на основе комбинированного, рисованного портрета, личному сыску и др.
Хорошо использовать самостоятельно снятые учебно-тренировочные видеофильмы, представляющие собой комплекс из 10—20 сюжетов (демонстрируемых обычно 10—30 с), расположенных по возрастающей сложности. Очередной сюжет предваряется заданием, а после него задается 2—3 вопроса (лучше — с высвечиванием на экране) при ограничении времени (одно из усложнений — его постепенное сокращение). Ответы индивидуальны, по возможности фиксируются. Переход от сюжета к сюжету может осуществляться с временной остановкой демонстрации видеофильма, но лучше показывать непрерывно, удерживая вопросы на экране в течение отпускаемого на ответ времени.
Существует много тренингов по развитию профессиональной памяти: запоминание инструкций, адресов, фамилий, номеров автомашин, телефонов, паспортных данных, дословных выражений собеседника, деталей сообщаемых фактов и др. Можно натренировать с помощью особых заданий профессиональную внимательность и ее отдельные свойства (интенсивность, концентрацию, широту, переключаемость, распределение, устойчивость), развить образные представления и их мысленный анализ, мышление, скорость оценки обстановки, элементы психологической наблюдательности и др. Занятия проводятся и на местности, например, по определению расстояний до разных объектов, высот объектов, роста стоящих в отдалении людей, скорости движения транспортных средств по дороге, интервалов времени, различных звуков, запахов и др.
Имеется полезный опыт включения 10—15-минутных психологических тренингов в начало занятий одновременно во всех учебных группах. Хорошо использовать для демонстрации заданий внутреннюю телевизионную сеть, если она есть. Практикуется и такой прием: ежедневно или несколько раз в неделю в вестибюле или коридорах вывешивается установка на поиск и идентификацию 1—3 лиц в виде словесного, составного (комбинированного) портрета или фотографии. Последние относятся к одному из сотрудников (в образовательных учреждениях — студенту, преподавателю и другим работникам). Фотография берется устаревшая или представляющая разыскиваемое лицо в необычном виде — в шапке, темных очках, с бородой, парике и пр. Всем предлагается найти его и сообщить фамилию и место нахождения дежурному (или по объявленному телефону). Фамилии первых сотрудников, выполнивших задание правильно, объявляются всем.
Одна из новых форм развития качеств — профессиональные психотехнические игры. Они проводятся в группах, чаще всего попарно, продолжительностью 10—20 мин. Вот ряд примеров. Игра под названием «Немой». Одному из пары обучающихся («немому») выдается текст размером с полстраницы с описанием криминальной или житейской ситуации. Его задача — жестами и мимикой (не издавая звуков) передать второму содержание текста. Задача второго — понять, а потом рассказать, что он понял. Цель игры: приучать первого рационально и выразительно пользоваться мимикой и жестами, а второго — следить за партнером по общению, его жестами и мимикой, чтобы потом в деловом общении с гражданами использовать эту привычку и слушать не только слова. Проводится разбор, за которым игра повторяется с переменой обязанностей и на новом текстовом материале.
Другой пример: игра «На воре шапка горит». Учебная группа находится в помещении, а один из обучаемых выходит в коридор. Преподаватель дает последнему какой-нибудь маленький предмет (например, «пакет наркотика», «украденный паспорт» и пр.) и дает задание пять раз войти в помещение, неспешно пройтись и выйти. Один раз из пяти иметь в кармане данный ему предмет, но внешне никак не выдавать себя. Об этом информируется и группа, и ей дается задание: тщательно следить за всеми внешними признаками входящего, сравнивать их от раза к разу, определить, в какой момент у него был в кармане предмет. Вариант игры: один или два обучающихся выходят из помещения. Предмет кладется в карман, стол, портфель одного из находящихся в помещении. После этого впускают вышедшего (вышедших). Его задача — пройдя по рядам и оценивая внешний вид сидящих, определить, у кого из них находится предмет.
Третий пример игры — «Рефлексивное мышление». Высвечивается на экране карта одного из городов региона. Задание всем: «Вы с напарником приехали в малознакомый город и потеряли друг друга в толпе. Куда вы направитесь, чтобы встретиться? Постарайтесь понять, как будет рассуждать другой и куда он пойдет искать вас». Сидящие рядом принимают независимо друг от друга решение, а затем, огласив его, объясняют, на чем оно основано. Возможны варианты игры: сотрудник и убежавший от него правонарушитель, сотрудник и угонщик автомашины, сотрудник и вор, спрятавший похищенное в тайнике (квартира, приусадебный участок и др.), и т.п.
При комплексном использовании различных форм и методов в течение 3—5 месяцев проявление развиваемых качеств у молодых сотрудников достигает 350—400%.
Важно владение методикой формирования у сотрудников умения владеть собой. Выдержка и самообладание во многом зависят от мало меняющихся психофизиологических особенностей человека (возбудимости, эмоциональной реактивности, тревожности, устойчивости к риску, уравновешенности нервных процессов — одного из свойств типа нервной системы человека и др.). Но как качество личности оно обусловлено и многими другими принципами, в частности умением владеть собой. Это умение — продукт знания сотрудником методов самоуправления своими состояниями и отработки этих приемов до автоматизма. К числу методов, которым обучают (хотя и не повсеместно) сотрудников, относятся: самоприказы и самовнушения.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений