logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки

Подготовка групп

Было бы ошибкой полагать, что, подготовив нужного специалиста, сотрудника, военнослужащего внутренних и пограничных войск в отдельности, а затем собрав индивидуально подготовленных в группу для совместных действий, мы получим эффективно действующую группу. Группа — эта особый социальный организм. Мастерство группы зависит от мастерства каждого ее члена, но суть ее в:

• налаженности- отношений между ними при совместных дей­ствиях;

• отработанности взаимодействия в процессе решения реальных задач;

• способности сохранять высокий уровень надежности и эффек­тивности действий в любых условиях.

Поэтому, с одной стороны, профессиональное мастерство группы складывается из мастерства ее членов, а с другой — мастерство от­дельных сотрудников не может считаться завершенным, пока они не будут безукоризненно действовать в составе группы. Поэтому мас­терство группы приходит только в обучении совместным действиям, при этом одновременно проходит окончательную шлифовку профес­сиональное мастерство каждого ее члена. Групповое мастерство — особый вид мастерства, а формирование его — особый раздел профес­сиональной подготовки в правоохранительных органах. Начинается эта учеба не после завершения одиночной подготовки сотрудников, а примерно после выполнения 50% ее программы.

Чтобы педагогически эффективно формировать профессиональ­ное мастерство группы, нужно знать, что формировать, из каких элементов это мастерство складывается.

Профессиональное мастерство специальных групп правоохрани­тельных органов принципиально отлично от индивидуального мас­терства сотрудника, военнослужащего и структурно включает три основных компонента:

1) отработанность организации — четкое и прочное овладение каждым членом группы (в том числе начальником, командиром группы) своего места в ней, функций, обязанностей, ответственно­сти, действий и способов согласования их с действиями других чле­нов группы по содержанию, месту и времени. Отработанность орга­низации базируется на:

• организационных знаниях членов группы;

• навыках организационного взаимодействия членов группы;

2) тактическую подготовленность — организованное и качествен­ное выполнение совместных действий по решению типичных профес­сиональных задач в соответствующих им условиях, что предполагает наличие у членов группы:

• тактического взаимопонимания;

• навыков тактического взаимодействия;

3) профессиональную надежность — отсутствие каких-то явных сла­бостей у отдельных членов группы, отработанность организации и тактической подготовленности группы к гибким действиям в не­предсказуемых ситуациях и при столкновении с трудностями реше­ния профессиональных задач. Она обеспечивается навыками:

• группового тактического мышления;

• групповой тактической гибкости;

• взаимной тактической поддержки;

• взаимозаменяемости.

Формирование в процессе профессиональной подготовки группы всех этих элементов с их конкретизацией по специфическим тактическим задачам и предполагаемым условиям определяет задачи, со­держание и методику подготовки. Проверка и оценка их наличия — основа оценки подготовленности группы.

Как нельзя возвести вершину пирамиды, не построив фунда­мента, так и работу по формированию профессионального мастер­ства нужно начинать с отработки организации действий группы. Ор­ганизация действий — упорядоченная совокупность правильных дей­ствий каждого и всех членов группы. Когда речь идет о действиях группы достаточно большой численности, то редко бывает так, что руководитель занятий помнит точно действия всех и каждого и от занятия к занятию повторяется при инструктажах и разборах. Чтобы не вносить возможную путаницу, руководителю подготовки группы полезно иметь документ (схему, сетевой график, план, таблицу, рас­писание), отражающий порядок действия каждого и всех. Неплохо, когда каждый член группы получает карманную книжку-памятку, где четко по пунктам указаны его функции в группе, обязанности, действия, которые он должен выполнять при решении группой раз­ных задач, их последовательность и способы согласования с дейст­виями других. Практически дословное запоминание их — обяза­тельный элемент в формировании прочных и точных организаци­онных знаний и навыков каждого.

Занятия начинаются с разъяснения, а затем и проверки знаний всех и каждого по вопросам организации. Затем на практических занятиях поэтапно отрабатываются навыки и умения согласованных действий. Каждый этап обозначается соответствующей командой руководителя (например: «вызов», «посадка», «переезд», «прибытие на место» и т.д.). После каждого этапа — пауза, во время которой руководитель разбирает выполненные действия, а при необходимости повторяет весь этап до его безукоризненного выполнения всеми.

Отработав это, переходят к занятиям по слитному выполнению всех этапов группового действия, но тоже сначала не спеша, со стро­жайшим соблюдением организационных требований. Затрачиваемое время будет само уменьшаться по мере освоения навыков организа­ционного взаимодействия.

К организованности действий должна предъявляться неослабе­вающая требовательность и в ходе дальнейшей подготовки группы.

Тактическая подготовка — вторая задача в отработке группо­вых действий. По существу она начинается уже при отработке ор­ганизации основного' типа тактических действий, характерного для группы. Фактически же ей приходится решать ряд тактических за­дач, иногда довольно сильно отличающихся друг от друга по объек­ту, месту и условиям. Поэтому первой задачей тактической подго­товки является отработка вариантов групповых действий по решению 3—5 основных типов тактических задач.

Всякое творчество в любом деле базируется на четкой отработке основных действий. Варианты возникают тогда, когда есть чем варь­ировать. Поэтому отработка типовых тактических вариантов — важ­ный шаг на пути возникновения группового мастерства действий в сложных, непредсказуемых случаях.

Варианты целесообразно отрабатывать последовательно, начи­ная с наиболее часто встречающихся или менее сложных. К сле­дующему варианту переходить после основательной отработки пре­дыдущего, доведенной до хорошей быстроты, качества и проводя­щейся в достаточно сложных условиях. Однако их количество лучше не увеличивать, пока не будут отлично отработаны 3—5 типовых тактических вариантов.

Занятия проводятся руководителем — командиром группы или старшим начальником. При этом обучаются не только подчинен­ные, но и сам руководитель (начальник, командир), приобретающий умения и навыки управления, взаимопонимание с подчиненными, что является непременной предпосылкой успеха действий группы.

Первые занятия по осваиваемому варианту тактических дейст­вий повторяют методику отработки организации, но темп посте­пенно повышается. Новое тут — внимание к тактическому взаимо­пониманию. Совместно действующие сотрудники, военнослужащие не просто должны соблюдать дисциплину и выполнять указания, но и думать, понимать тактические основы решения задачи, уметь оценивать обстановку, действия других и свои с позиций вклада в дос­тижение цели, к которой стремится группа, и на этом строить согла­сование своих действий с действиями других. Методы этих занятий — объяснения, совместные упражнения, разборы, советы. Рекоменду­ется переглядывание, обмен жестами, мимическими движениями лица, короткими репликами. Так возникают навыки тактического взаимопонимания и тактического взаимодействия.

Значительное время отводится третьей задаче — формирова­нию профессиональной надежности действий группы. Основные типы тактических действий отрабатываются при этом отдельно и в ком­бинации с другими, в постоянно меняющихся и непрерывно услож­няющихся условиях, с имитацией повышающегося сопротивления противодействующего криминального элемента. Активно использу­ются групповой тренинг (многократные упражнения) и разборы. Повышенное внимание в организационном плане уделяется фор­мированию навыков:

взаимной тактической поддержки — быстрой оценки сложно­стей, возникших и на своем, и на соседних участках, где действуют другие члены группы, а также своих возможностей по оказанию помощи другим и концентрации сил вместе с ними на решающем в данный момент месте;

взаимозаменяемости — взятие на себя функций соседа при пре­кращении им действий (ранение, израсходование боезапаса, отзыв командиром и т.п.), а также функций непосредственного командира при его выбытии. К первому виду заместительства должен гото­виться каждый, ко второму — обычно 2—3 лучших сотрудника, бой­ца. Последнее следует специально отрабатывать по ходу проведения учений и практических занятий, ибо потеря управления в реальной сложной обстановке оказывает пагубнейшее влияние на надежность действий группы;

групповой тактической гибкости и группового тактического мыш­ления. Значимость последнего легко понять по отдаленной, но понят­ной аналогии с действиями, например, футбольной команды высо­кого класса. Тактические комбинации рождаются и быстро реали­зуются ее футболистами, мгновенно и одинаково оценивающими возникающие ситуации и возможности, понимающими, быстро под­хватывающими и развивающими действия инициатора. Подобные навыки и мышление развиваются на тактических занятиях в ста­бильных по составу группах и в разнообразных условиях при поощ­рении руководителем тактических импровизаций обучающихся. По­мимо пояснений и разборов, до и после практических упражнений уместны дискуссии, обсуждения, коллективный поиск правильных решений с всесторонним обоснованием высказываемых обучающи­мися мнений и вносимых предложений.

Формирование профессионального мастерства специальных групп правоохранительных органов — прерогатива именно профессио­нальной подготовки, проводимой в них, она никогда не проводится в юридических образовательных учреждениях.

Организационная подготовка

Организация повседневной деятельности пра­воохранительного органа, воинской части, под­разделения, службы, в которой каждый делает свое дело, а все общими и слаженными усилиями — общее дело, выступает важнейшим условием успеха всех и каждого. Она пред­полагает точное соблюдение персоналом правоохранительного органа нормативных положений по повседневной работе, полное и точное выполнение каждым сотрудником своих функциональных обязан­ностей, соблюдение норм служебных отношений, общения, распо­рядка дня, распоряжений, своевременное реагирование на сигналы тревог и пр. Это относится не только к органу внутренних дел, части в целом, но и к отдельным структурным подразделениям их (напри­мер, к работе дежурной части, дежурной следственно-оперативной группы), а также к порядку выполнения повседневных действий (например, к проведению оперативного совещания, разводу наряда, выдаче, пользованию, хранению и сдаче оружия и документов слу­жебного и закрытого пользования, контрольно-пропускному режиму, приему граждан, организованному проведению дня служебной под­готовки и пр.).

Опыт показывает, что только изучение личным составом уставных документов, призывы к соблюдению их требований должного эффекта не дают. Нужно обучение и практическое приучение персонала к их безусловному и правильному повседневному выполнению не только под контролем начальников, но и самостоятельно — по убеждению, привычке, дисциплинированности. Эту цель и преследует организаци­онная подготовка — особый вид групповой подготовки. Важно, что она практически не требует дополнительных затрат времени и может про­водиться сколь угодно часто. Дело в том, что учения по организационной подготовке совмещаются по времени с повседневными действиями в течение рабочего дня или времени, необходимого на выполнение от­рабатываемого элемента организации (например, выдачу оружия, сме­ну наряда и пр.). Формой подготовки они становятся, когда:

• предусматриваются планом на месяц, неделю;

• формулируется их тема, намечаются цели и задачи;

• продумывается и реализуется подготовка к ним: даются зада­ния всем участникам самостоятельно изучить, повторить, запом­нить соответствующие положения уставов и иных регламентирую­щих документов; даются ответы и проводятся консультации по всем вопросам; итоги выполнения задания каждым проверяются или про­водится прием зачетов;

• по необходимости при подготовке запланированного учения по организации службы в подразделениях проводятся 15—30-минут­ные чтения и разъяснения необходимых документов, разбор их с позиций существующего организационного порядка, потребностей и путей его совершенствования. В других случаях подобное может быть сделано в день проведения учения в начале рабочего дня или непосредственно перед началом отрабатываемого элемента повсе­дневной деятельности;

• всем участникам учения дается указание быть пунктуально ор­ганизованным и точно исполнять все предписания, а непосредст­венным начальникам контролировать это; плохо выполненные от­дельными сотрудниками действия по возможности повторяются;

• по окончании учения сразу или в конце рабочего дня прово­дится разбор. Руководителем учения даются указания по устране­нию оставшихся недоработок; при их обилии или серьезных недос­татках учение повторяется (в масштабе правоохранительного орга­на, воинской части или только в подразделениях, где с организацион­ным порядком дело обстоит хуже).

Учения по организации службы проводятся как в масштабе право­охранительного органа, воинской части, так и в отдельных подразде­лениях. Частота их зависит от реального состояния организационного порядка, но в профилактических целях и в интересах совершенствова­ния желательно проводить их не реже одного раза в месяц в масштабе правоохранительного органа, части и одного раза в 15 дней в каждом подразделении. Учения и занятия проводятся лично начальниками и руководителями соответствующего составу обучаемых (всего личного состава или только состава подразделения) ранга. Они сами должны быть безукоризненно организованы, чтобы служить образцом для про­ведения занятий по другим видам подготовки.

Добиваясь организованности и порядка на учениях и занятиях по организации службы, руководители их в первую очередь требуют:

• своевременной и качественной подготовки мест занятий;

• полного и своевременного прибытия всех, кто должен быть на занятии;

• строгого соблюдения участниками занятий установленной фор­мы одежды, опрятного внешнего вида;

• соблюдения дисциплины и порядка на самом занятии;

• уставного порядка при обращениях, докладах, ответах.

Положительные и отрицательные моменты в знаниях и дейст­виях обучающихся, даже мельчайшие, желательно фиксировать, чтобы потом при разборе их отметить, вскрыть причины и дать не­обходимые указания на будущее. По тому, насколько руководитель занятий может провести занятие с соблюдением всех требований к порядку, уже можно судить о его способности наладить организа­ционный порядок в работе подчиненной ему структуры.

Можно заключить, что строгая и четкая организация службы нуждается не в призывах и разносах, а в кропотливой и упорной работе руководителей всех степеней, включающей и осуществление особого вида профессиональной подготовки — отработки организа­ции. Она имеет и отчетливо выраженный воспитательный эффект, приучая сотрудников и военнослужащих точно выполнять все нор­мы службы и деятельности.