logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика

Постпенитенциарная педагогика - это один из видов профилактики, а именно — рецидивных преступлений, совершенных лицами, отбыв­шими уголовные наказания. По своим педагогическим особенно­стям это разновидность воспитательной деятельности, включающая в себя специфические установки, методические принципы, приемы, в целях преодоления отрыва отбывших наказания от социально зна­чимого окружения, восстановления нарушенных связей (позитивно­го свойства), обеспечения возможностей дальнейшего саморазвития личности, т.е. ресоциализации — возврата к нормальной трудовой и правомерной жизни.

Задачи постпенитенциарной педагогики состоят в реальном включении в жизнь, т.е. в систему социальных отношений, человека, находившегося в течение какого-то времени в условиях лишения свободы или правоограничений. Выполнение поставленных задач осу­ществляется посредством:

• организации социального контроля за поведением;

• индивидуального педагогического воздействия;

• реанимации или (и) коррекции отношений с ближайшим ок­ружением;

• включения в социально-полезную деятельность (трудовую, учеб­ную, творческую);

• оказания социальной поддержки;

помощи в преодолении внутриличностного конфликта, связан­ного с фактом осуждения.

Социальный контроль предполагает предупреждение и пресечение педагогическими мерами отклонений в поведении лица, отбывшего наказание. Значительное внимание при этом уделяется охране прав этого лица. Субъектами социального контроля являются: правоохра­нительные органы, суды, исполнительные органы власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане.

Индивидуально-педагогическое воздействие осуществляется теми же субъектами с учетом личности конкретного человека, степени его пе­дагогической запущенности, педагогического потенциала окружения в целях формирования должной оценки противоправного поведения, самооценки личности, понимания истинных ценностей. Принято счи­тать, что залогом успеха в ресоциализации может служить испыта­ние чувства стыда за собственное аморальное, асоциальное поведе­ние. В этом смысле представляется любопытным соображение одно­го из австралийских исследователей, который отмечает, что есть разница между тем, когда человека стыдят, пятная его позором, и тем, когда его вразумляют, внушая чувство стыда за совершенные проступки. Одно дело — способствовать появлению изгоев, утвер­ждая за человеком статус преступника, и совсем другое — присты­дить, в конце концов непременно простить, способствуя тем самым восстановлению социальных связей бывшего правонарушителя и его воссоединению с обществом. Внушение воссоединяющего сты­да является средством предупреждения преступности; клеймение же толкает правонарушителей в криминальные субкультуры264. В педаго­гических целях могут применяться и правовые меры воздействия265.

Реанимация или (и) коррекция отношений с ближайшим окружени­ем предполагает проведение работы не только с лицом, отбывшим наказание, но и с родственниками, друзьями, с тем чтобы стимули­ровать их желание и готовность к нормализации отношений.

Включение в социально-полезную деятельность позволяет мобили­зовать силы трудового или учебного коллектива на развитие личности человека, создать ситуацию успеха, которая, в свою очередь, снижает напряженность в отношениях освободившегося с окружающими. Здесь в ресоциализирующий механизм включаются авторитет руко­водителей, специалистов, педагогов, социально-педагогические санк­ции, общественное мнение.

Оказание социальной поддержки включает в себя два направле­ния. Первое — непосредственная помощь самому освобожденному: материальная, медицинская, юридическая (оформление докумен­тов, консультирование, помещение в лечебные учреждения и др.). Второе направление связано с оказанием помощи людям, от кото­рых зависит благополучие освободившегося от наказания: родите­лям, детям, супругу, братьям и сестрам. Это может быть оформле­ние опеки и попечительства, определение в больницу, в учебные заведения, вовлечение в творческие коллективы, привлечение педа­гогической общественности и пр.

Помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с фактом имевшего место осуждения, заключается в формировании перспектив собственного развития, личных и социально значимых целей, достижение которых может способствовать самоидентифи­кации себя как законопослушного гражданина.

Таким образом, суть постпенитенциарной педагогики состоит не в изобретении новых, ранее неизвестных форм работы, а в дей­ственной работе с конкретным человеком, в оптимизации уже из­вестных и апробированных в интересах человека, которому необхо­дима поддержка для облегчения в устройстве жизни.

Методическую основу постпенитенциарной педагогики состав­ляет восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания: трудовым коллективом, семьей, кругом неформального, позитивного общения.

Постпенитенциарная педагогика как самостоятельная отрасль пока не сформировалась. Однако ее истоки обнаруживаются в тру­дах пенитенциаристов XIX в.