logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания

Целостность и гармоничность воспитанности сотрудника складывается в результате разнообразной по содержанию, формам и методам воспитательной работы, определенные группы которых образуют ее виды. Организация воспитательной работы включает разные направления, каждое из которых решает задачи определенного вида воспитания, а все они во взаимосвязи образуют систему видов воспитания, обеспечивающих всесторонность его содержания. Особенности воспитанности сотрудника правоох­ранительных органов, отвечающие специфике его деятельности и ее требованиям, предполагают такие основные виды воспитания:

• государственно-профессиональное воспитание;

• патриотическое воспитание;

• профессионально-нравственное воспитание;

• профессионально-правовое воспитание.

Государственно- профессиональный компонент мировоззрения

Его цель - помочь сотрудникам в выборе своей жизненной и профессиональной позиции по отношению к российскому обществу и государству, их проблемам и личному участию в их решении. Задачами общественно-государственного воспитания сотрудников являются:

• формирование взглядов и убеждений по вопросам жизни рос­сийского общества, задач и путей совершенствования жизни россиян;

• достижение понимания ими роли и функций государства в жизни общества и его совершенствования, требований к государст­венной службе;

• уяснение положений Конституции Российской Федерации о сущности Российского государства и общества, определяющих стра­тегические задачи их совершенствования; формирование верности Конституции;

• обеспечение знания сущности, основных положений идеоло­гии гуманизма, демократизма, гражданского общества;

• разъяснение государственной политики и повседневной дея­тельности государственных органов;

• уяснение роли граждан в жизни и решении проблем, стоящих перед обществом и ведущих к улучшению их собственной жизни; требований к их качествам, цивилизованности, культуре, граждан­ской активности, организованности и дисциплине;

• достижение глубокого понимания роли правоохранительных органов в системе государственной власти и управления Россий­ской Федерации;

• обеспечение понимания государственной и общественной зна­чимости деятельности сотрудников правоохранительных органов, их ответственности по охране прав и свобод граждан и требований к безупречному выполнению своего гражданского и профессионального долга;

• постоянное и оперативное информирование о событиях, про­исходящих в стране, помощь в правильной гражданской и профес­сиональной оценке событий и выводах для себя и своей работы.

Приведенные задачи определяют и содержание общест­венно-государственного воспитания в правоохранительных органах.

Организация общественно-государственного воспитания предполагает принятие мер по двум взаимосвязанным направлениям:

1) использованию всех элементов работы с персоналом в про­цессе его деятельности, связанных так или иначе с пониманием со­трудниками общественно-государственных вопросов и отношением к ним. Выполнение своего профессионального долга в целом и лю­бого действия каждый сотрудник должен видеть, понимать, оценивать с позиций вклада в решение задач и проблем, стоящих перед обще­ством и государством, строго подчинять им, отбрасывая все лично-корыстное;

2) принятию специальных мер, строго ориентированных на повы­шение общественно-государственной воспитанности личного состава.

Первое направление решения задач государственно-правового воспитания непосредственно связано с повседневным выполнением персоналом правоохранительного органа своих обязанностей. Оно реализуется в виде напоминаний сотрудникам решать служебные вопросы, строго руководствуясь интересами общества, государства, народа; разъяснений и убеждения в необходимости и значимости такого подхода, акцентуации внимания их на нем при анализе и разборе работы всего персонала и отдельных сотрудников. Исполь­зуется и показ того, как результаты оперативно-служебной деятель­ности отражаются на состоянии законности и правопорядка на об­служиваемой территории, а последние — на жизни граждан, быте, торговле, производстве и как на основе этого повышается чувство гражданской и профессиональной ответственности сотрудников.

Второе направление — специально организуемые и проводимые меры, целенаправленные на государственно-гражданское воспита­ние сотрудников. Наиболее распространенной формой их выступает общественно-государственное информирование («информационный час»). Оно проводится регулярно (как правило, еженедельно), в опреде­ленные начальником правоохранительного органа дни, часы, месте и специально назначенными лицами. Для его осуществления под­бираются информаторы из наиболее подготовленных лиц начальст­вующего состава, а в отдельных случаях и из числа наиболее подго­товленных для этого сотрудников. Они проводятся в виде информа­ционных сообщений (рассказа и объяснения), бесед (по 30—45 мин), а порой и лекций, проводимых хорошо информированными в оп­ределенных вопросах лицами, приглашенными из других организа­ций (50—60 мин).

Другая форма — общественно-государственная подготовка личного состава. Она решает задачу систематического формирования зна­ний, убеждений его, интересов, ценностных ориентации и устрем­лений сотрудников на основе усвоения научно достоверных данных по необходимым для них вопросам теории общества и государства, государства и права, социологии, политики, морали. Занятия про­водятся по два часа в месяц на основе годовой программы (с января по октябрь), разрабатываемой управлениями кадров и дополняемой на местах актуальными для каждого правоохранительного органа те­мами. Программа завершается итоговым занятием с приемом зачета. Руководителями занятий (пропагандистами) назначаются руководи­тели органов и служб, а также наиболее подготовленные и автори­тетные сотрудники. Опыт свидетельствует, что воспитательная воз-действенность занятий в решающей степени зависит от руководителя, его отношения к ответственному поручению и подготовки по каж­дой теме. В ряде правоохранительных органов от руководителя тре­буется составление плана-конспекта с рекомендованной литературой, обязательное проведение дополнительных занятий с пропус­тившими их или обязывание последних самостоятельно изучить тему в течение недели и в этот срок прийти на собеседование к руково­дителю занятий. Перед началом очередного учебного года с руково­дителями занятий, как правило, проводятся установочные сборы. Имеется положительный опыт подготовки управлениями кадров и раздачи руководителям занятий блока содержательных и методических материалов по каждой теме программы не менее чем за 10—15 дней до проведения по ней занятия.

Занятия проводятся по группам офицерского, рядового и млад­шего начальствующего состава, в первых — в форме лекций и се­минаров, а в других — в форме беседы. Есть опыт включения об­щественно-государственных тем в планы сборов начальствующего состава по линиям служб, а также в систему постоянно действую­щего семинара руководящего состава при начальнике правоохрани­тельного органа.

Методика занятий должна отличаться убедительностью, нагляд­ностью, эмоциональностью, тесной связью с жизнью и деятельно­стью обучающихся в группах, при тесном психологическом контак­те руководителя занятий с учебной группой и высокой активности ее членов. Устные сообщения руководителя должны отличаться на­учной корректностью, живой и образной речью, доступностью и убе­дительностью. Целесообразно систематическое использование фраг­ментов кинофильмов, видеофильмов и видеокопий телевизионных передач, документальных видеосъемок, художественных произведе­ний и публикаций периодической печати.

Дополнительные возможности государственно-гражданского вос­питания содержат и другие формы воспитательной работы: общие собрания, лектории, мероприятия по поводу знаменательных госу­дарственных дат и праздников, встречи с депутатами, учеными и представителями центральных и местных органов власти, центрально­го аппарата правоохранительного министерства, ведомства, встречи с гражданами и трудовыми коллективами, отчеты перед ними, вы­ступления, ответы на вопросы, просмотр и обсуждение фильмов и книг, наглядная агитация и др.