logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Этапы занятия и их методика

Основными временными и содержательно отличительными этапами занятия выступают вводный, основной и заключительный.

Занятия начинаются точно в установленное расписанием время, и весь состав учебной группы (за исключением освобожденных по болезни или в чрезвычайных случаях лично старшим начальником) обязан быть на месте. С пропустившими занятия потом проводятся дополнительные занятия или даются задания на самоподготовку с последующей проверкой их исполнения.

На вводном этапе занятия проводятся:

• проверка присутствия обучающихся по списку и их внешнего вида;

• беглый опрос явившихся на занятие по содержанию преды­дущей темы, выполнению заданий по подготовке к данному заня­тию (опрос, просмотр подготовленных материалов).

Основной этап занятия заключается в:

• объявлении темы, целей и задач занятия; разъяснении его зна­чимости;

• раскрытии порядка проведения занятия и инструктировании обучающихся о их задачах и действиях на нем;

• реализации намеченного при подготовке содержания, органи- зации и методики.

Заключительный этап призван подвести итоги занятия. Он пред- полагает:

• анализ степени достижения поставленной на занятии цели и решения задач;

• указания на факторы, положительно сказавшиеся на итоге занятия или мешавшие (если они были) его качественному прове­дению;

• персональное оценивание успехов разных обучающихся с вы­ражением похвалы, одобрения, сомнения, сожаления или критики;

• персональные задания всем или только плохо усвоившим со­держание занятия для самостоятельной дополнительной проработки его и установление сроков проверки выполнения заданий руково­дителем;

• выставление текущих или итоговых оценок в журнале учета занятий;

• объявление темы следующего занятия и при необходимости заданий обучаемым по подготовке к нему.

В основе методики занятий на всех этапах лежат общие основы обучения с их воспитывающими и развивающими аспектами. Но есть и специфика, определяемая тем, что:

• обучаются практические работники, уже имеющие профессио­нальное образование, практический опыт. Они нередко чувствуют себя оторванными от работы и зачастую не настроены на учебу, час- то ожидают от занятия какой-то реальной помощи, подсказки, по­лезной для работы информации. Нужны особые методические уси­лия руководителя занятий, чтобы включить их в учебу, вызвать инте­рес к занятию, привлечь и удержать внимание, повысить активность;

• занятие проводится, как правило, руководителями младшего или среднего управленческого звена, офицерами, опытными спе­циалистами, которые тоже сильно загружены работой и с трудом порой находят достаточно времени для подготовки к занятию. Они не всегда имеют и достаточную педагогическую и методическую подготовку. Многие занятия проводятся обычно в служебных по­мещениях, не всегда пригодных для выполнения всех требований к качеству их проведения;

• учебная база практического правоохранительного органа не всегда имеет криминалистические кабинеты (из-за ограниченности помещений их часто оборудуют в подвалах и на чердаках, приспо­собленных под учебные — «магазин», «жилая комната», «следовая полоса»), криминалистический полигон, полигон профессиональ­ной подготовки, полосу препятствий, спортивный зал или площадку, тир. У некоторых есть возможность временами пользоваться учеб­ными классами ведомственных образовательных учреждений, если они есть по месту дислокации правоохранительного органа;

• осуществляется практически направленная подготовка, нуж­дающаяся, конечно, и в обогащении сотрудников знаниями, расши­рении кругозора, глубины понимания, без чего практические дейст­вия нельзя довести до высот профессионализма. Методическое мас­терство руководителя занятий поэтому должно отличаться повы­шенной подготовленностью к формированию и усовершенствова­нию профессиональных навыков, умений и качеств обучающихся;

• целесообразно широко использовать методы учебных действий, которые предполагают использование методических приемов поста­новки и разъяснения заданий, объяснение порядка выполнения дейст­вий, рассказа обучаемого о порядке предстоящих действий, приоста­новки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанали­за действий, группового разбора действий, многократного повторения действий, увеличения темпа выполнения действий, варьирования спо­собов выполнения действий, повышения надежности действий и т.п.;

• заслуживают самого широкого применения методические приемы учебного моделирования реальных условий: создание внеш­ней картины обстановки, моделирование умственных, волевых, эмоциональных трудностей; выбор места, времени и погодных условий; усложнение наблюдения (например, одевание полупро­зрачной повязки на глаза); имитация «выхода из строя» связи, напарника, руководителя, командира; имитация отдельных фак­торов реальной обстановки (огня, дыма, шумов и звуков, опас­ности и др.), сложных условий; наращивание трудных условий, варьирование условий и многое другое;

• во всех методиках обязательно применение методических приемов:

а) воспитывающих — доказательства, словесного убеж­дения, внушения, эмоционального воздействия, требования, оцен­ки, одобрения, осуждения, мотивирования, убеждения на примере и личном опыте; побуждения к самооценке и самоанализу; сравне­ния, коллективной работы, соревновательных отношений, органи­зации оказания товарищеской помощи отстающим, побуждения к взаимной поддержке и выручке; проявления руководителем спра­ведливости, доброжелательности, демократизма, увлеченности заня­тием; дифференцированного и индивидуального подхода при распределении заданий на самоподготовку с последующей проверкой их, при оказании индивидуальной помощи; имитации ситуаций не­удачи первой попытки решения задачи, поддержки тех, кто испы­тывает трудности, авансирование доверия и т.д.

б) развивающих — активизации развиваемых качеств (мышления, внимания, памяти и др.), представления самостоятель­ности, побуждения к творческому поиску решения учебной задачи, создания повышенных трудностей, постановки перед проблемой, мо­делирования риска и опасности, побуждения и требования к прояв­лению определенных качеств (активности, настойчивости, бдитель­ности и др.); обучения приемам самоуправления и саморегулирова­ния (например, при наблюдении, при оценке обстановки, при под­готовке и принятии решения); диспуты и обсуждения в группе, все­стороннее обоснование своего мнения обучаемыми; совместного поиска правильного вывода, решения, оценки; приучения к дейст­вию определенных факторов и т.п.

Методика конкретного занятия, решения той или иной педаго­гической задачи, вида подготовки всегда складывается из отбора и компоновки различных методов, методических приемов, средств и организационных мер. Успех достигается не отдельными методами и приемами, а именно их комплексом.