logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

1.5. Организация и методы педагогических исследований

Методы и методика педагогического исследования

Методология — не только система знаний об основополагающих идеях педагогической тео­рии, принципах и способах овладения этими идеями, но и деятельность по обоснованию структуры, логики, методов педагогических исследований, оценке их качественных параметров.

В процессе научного поиска реализуются различные научные под­ходы, определяющие стратегию действий исследователя, направлен­ность его научного познания: структурный, системный, функциональ­ный, вероятностный, информационный, алгоритмический и др. Каж­дый из подходов ориентирует исследователя на изучение объекта с одной из его граней, которые впоследствии должны быть синтезированы.

Проблемы педагогики исследуются многими методами, т.е. путями и способами, с помощью которых наука накапливает факты и исходя из них создает научные теории и решает практические про­блемы. В педагогической науке сложились и активно используются следующие методы:

эмпирического исследования — педагогическое наблюдение, опи­сание, измерение, исследовательская беседа, анализ и обобщение педагогического опыта, интервьюирование, письменный опрос (анке­тирование), оценивание (рейтинг), самоанализ и самооценка, эксперт­ные оценки, сравнительно-педагогический метод, социометрия, педа­гогический эксперимент, изучение педагогических ситуаций, фактов, результатов деятельности, анализ педагогической документации, ме­тод диагностирующих контрольных работ, сравнительно-историчес­кий метод и др.;

теоретического исследования — теоретический анализ, абстра­гирование, исторический, логический, формализация, аксиоматиза­ция и др.

Используются также те методы, которые правомерно применять как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, аналогия, т.е. операции мышления. Применяются и сложные методы: многофак­торный анализ, метод аналогии, метод формализации, метод моде­лирования и др.

Особое значение в педагогических исследованиях имеет метод эксперимента. Это комплексный метод, заключается он в активном вмешательстве экспериментатора в педагогическую действительность с целью ее изучения в заранее запланированных параметрах и усло­виях. В нем в совокупности используются наблюдения, беседы, оп­росы и другие методы. Эксперимент позволяет варьировать факто­ры, которые воздействуют на изучаемые процессы и явления, вос­производить их неоднократно. Его сильная сторона в том, что он дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых усло­виях. Эксперимент решает ряд задач: а) установление неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями и полу­ченной эффективностью в решении педагогических задач, ситуа­ций; б) сравнение продуктивности двух или нескольких вариантов . педагогического воздействия или условий и выбора из этих вариан­тов оптимального по какому-либо критерию (результативности, вре­мени, усилий, средств и др.); в) обнаружение закономерных связей между явлениями и представлениями их не только в качественной, но и в количественной форме.

Различают естественный и лабораторный, констатирующий и фор­мирующий эксперименты. При формирующем эксперименте иссле­дователь на основе целевой программы активно и позитивно влияет на изучаемые явления, решая поставленную педагогическую задачу, Проверяя тем самым эффективность предпринимаемых воздействий. Практическая направленность педагогических исследований придает этому виду эксперимента особое значение. Проведение педагогиче­ского эксперимента предполагает:

• постановку цели и формирование гипотезы, т.е. предположения, правильность которого и следует проверить. Четкость и конкрет­ность гипотезы определяет замысел эксперимента, ход работы и фор­мы фиксации полученных данных;

• определение способов диагностики, исследование и оценку уровней воспитанности (обученности, развитости и др.) людей, при­влекаемых к эксперименту;

• создание необходимых условий и экспериментальной ситуа­ции, т.е. таких внутренних и внешних условий эксперимента, когда изучаемая зависимость проявляется наиболее чисто, без воздейст­вия случайных, субъективных, неконтролируемых факторов;

• обобщение и анализ полученных данных, их опытная провер­ка, подтверждение посредством изучения тех изменений, которые произошли в исследуемом явлении за период экспериментирования, получение нового педагогического знания.

Педагогическому эксперименту присуще: преднамеренное вне­сение в изучаемое явление принципиально нового; организация пе­дагогической деятельности, позволяющей наблюдать интересующие связи между явлениями; контроль за ходом эксперимента и проверка происходящих изменений, внесение при необходимости корректив в процесс экспериментирования; количественный и качественный анализ результатов; обобщение, выводы, рекомендации. Эти особен­ности делают эксперимент мощным методом педагогического ис­следования. Разумеется, эффективность экспериментальной работы в решающей мере зависит от мастерства исследователя, его методи­ческой и технической оснащенности.

Широка сфера применения в исследовательских целях кино, фо­тографии, телевидения, звукозаписи, компьютерной техники, а также математических методов, статистики и моделирования.

Как видно, в педагогических исследованиях применяются не толь­ко собственные научные методы, но и способы, заимствованные из других наук. Их сущность, целевое назначение, методика и техника применения подробно изложены в научно-методической литературе29. С помощью различных способов педагогическая наука добывает факты, систематизирует их, на основании чего создаются научные теории и концепции, школы и направления. В настоящее время педагогика использует методы философии, социологии, социальной психологии и других наук применительно к предмету и научному содержанию педа­гогики. Механический перенос в педагогику методов других наук не­допустим, так как он не помогает ей, а идет во вред.