logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

13.4. Народная педагогика и правовоспитание

Сущность и право воспитательная роль народной педагогики

В практике правового воспитания велико влияние народной педагогики. Еще К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью»233. Народная педагогика, как духовная реальность бытия народа, представляет собой определенную сово­купность педагогических сведений, воплощенных в народной муд­рости, в предчувствиях, представлениях, суждениях, правилах, при­вычках, устном народном творчестве (былины, сказания, сказки, притчи, поговорки, пословицы, присказки, народные песни, обряды, обычаи, традиции, и т.п.), имеющих отношение к обучению и воспи­танию людей, сложившихся исторически и стихийно. В определен­ном смысле она есть выражение исторической памяти народа, в част­ности в вопросах воспитания подрастающего поколения и поведения. Совокупность феноменов народной педагогики оказывает влия­ние на решение правовоспитательных задач опосредованно: через народные традиции, нравственные проповеди религиозной культуры, правовой опыт поведения и деятельности представителей прошлого и т.д. В них в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты личности и нравственно-правовые эталоны поведения, одобряемые народом. Правовоспитательное влияние народной педагогики сказы­вается на усвоении ныне живущим поколением исторически сло­жившихся правовых знаний, формировании навыков и привычек правопослушного поведения. Они обеспечивают выживание и актив­ное функционирование народа на протяжении длительного истори­ческого периода и в каждую его эпоху.

В своем подавляющем большинстве народная педагогика и ее элементы способствуют утверждению нравственного и правового по­ведения, позитивного отношения к власти, законам, к защите Роди­ны и т.д., что в целом создает определенные предпосылки для формирования правосознания у отдельных людей. Вместе с тем, являясь интегральным продуктом исторического опыта, народная педагогика консервативна в отдельные годы и по отношению к происходящим в них событиям. Этот консерватизм может сдерживать принятие ре­волюционных и быстротечных социально-экономических, нравст­венных и правовых преобразований, особенно если они коренным образом противоречат историческому опыту народа. В определен­ной степени это обнаруживается и в условиях современной России.

Возможности совершенствования правовоспитательного влияния народной педагогики

Проблема прежде всего заключается в том, что­бы реализовать в теории и практике правового воспитания силу ее воздействия в системе других средств формирования правовой культуры и правовоспитания граждан в нынешней ситуации. Анализ современных правовых документов показывает, что в основу многих из них заложены вечные постула­ты народной педагогики: признание природного равенства людей, самоценности и уникальности каждого индивида; отрицание изли­шеств, извращений, истязаний и самоистязаний в любой сфере; ра­венства всех людей перед Богом и законом; бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека, природой и др. Для народ­ной педагогики естественно и органично абсолютное неприятие не­гативных действий в природе: будь то сорванный цветок, посажен­ная в клетку певчая птица или другое живое существо. Любоваться и наслаждаться их красотой следует там, где они растут и обитают. Сегодня многие из названных положений получили развитие в нор­мах экологического права и сознательно используются в экологиче-ско-правовом воспитании.

В то же время законотворческий процесс в современных усло­виях имеет существенные резервы, связанные с более целенаправ­ленным и творческим использованием историко-правовых аспектов Народной педагогики. Народная педагогика, аккумулируя такие, на­пример, нравственно-правовые категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, сопереживание ближнему, потребности к добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся Необходимым условием воспроизводства общества и самоутвержде­ния человека, обеспечивает особую педагогическую среду, выступая Важнейшим средством гражданско-правовоспитательного влияния на людей. Нравственно-правовое развитие личности в данном случае Происходит путем присвоения ею общественно-исторического опыта Человечества и своего народа в процессе предметно-практической Деятельности и усвоения норм правовых отношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены нравственно-правовые эталоны, принятые в народе. Конечно, данные закономерные зависимости используются в широкой прак­тике правовоспитательной деятельности, но, как показывает опыт, их учет и реализация зачастую осуществляются стихийно, безотноси­тельно к технологии формирования и развития правовой культуры.

Особо следует подчеркнуть роль и значение народной педагоги­ки в решении усложнившихся задач межнациональных отношений. Практика показывает, что знание традиций духовной культуры сво­его этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования как социально-этических, так и правовых норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отноше­ний. В современных условиях этим вопросам должно быть отведено более значимое место в системе использования правовоспитатель­ного потенциала народной педагогики.

Особую роль в современных условиях приобретает правовоспита­тельное влияние религиозных конфессий. Не случайно задачу духовного преображения человека, которой служит религия, нередко сравни­вают с задачей реставратора икон: темный лик надо очистить от на­слоений и явить миру изначальную красоту и слияние красок и ли­ний, гармонию лика. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II подчеркивает, что свою восстановительную работу в душах людей церковь совершает человеческой проповедью и Божией благодатью, таинствами и беседами, явлением добрых дел и воспоминанием о светлых жизненных примерах подвижников духа234. Влияние религии на формирование и развитие правосознания граждан осуществляется посредством пропаганды и реализации естественного нравственного закона. Во все времена общечеловеческий нравственный опыт освя­щался верой в высшую правду, в мировой объективный закон, благо­даря которому всякое совершаемое в мире зло подлежит возмездию. Даже не будучи знакомыми с наиболее общими философскими за­конами развития природы, общества и мышления, люди всегда ин­туитивно приходили к пониманию того, что быть нравственным — это значит предпочитать и избирать достойный способ существова­ния, т.е. осуществлять принцип, гарантирующий порядок и гармо­нию в собственной душе и в окружающем мире по образцу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях физи­ческой Вселенной. Данное обстоятельство весьма наглядно отраже­но в послании апостола Павла к римлянам:

Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело зако­на у них написано в сердцах.

Правовоспитательная сила влияния этого закона в том, что он является общим достоянием всех людей; это закон разума, ориен­тирующий каждого человека в выборе добра; знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязывающую силу; все люди ответственны за выполнение этого нравственного закона И знают, что неповиновение ему влечет за собой будущее возмездие от Всевышнего.

Изучение мировых религий говорит о том, что содержание духов­ных нравственных требований к человеку и обществу, исповедуемых различными конфессиями, зачастую ассоциируется, обладает сходст­вом с десятью заповедями Ветхого завета. Именно в большей части из них излагаются требования, которые впоследствии из нравствен­ных стали правовыми. Например, «не убий», где раскрываются все тяжести данного действия и ответственность за него; «не прелюбо­действуй», предостерегающего от нарушения супружеской верности, от возможности всякой незаконной и нечистой любви; «не укради», внушающего человеку такие добродетели, как честность, бескорыстие, трудолюбие, милосердие, правдивость и т.п.; «не произноси на дру­гого ложного свидетельства», характеризующего различные виды лжи И призвание не допускать их и др.

Кроме того, реализация многих принципов религиозного воспи­тания отвечает задачам правовоспитания. Например, принцип обес­печения свободы и послушания; принцип сочетания вселенского и местного; принцип меры; принцип соподчинения телесного духов­ному и др. Специфичны и правонаправлены и его воздействия, адре­сатами которого являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответст­венность, воздаяние. Воздействие на них достигается с помощью методов религиозного воспитания: таинства, молитвы, постов, при­меров благочестия старших, духовной среды и духовного чтения.

Правовоспитательное влияние религии на сознание граждан прежде всего основывается на глубоких исторических корнях ее идей, основанных на вере человека в существование нравственного свода . Законов, установленного Всевышним, осознанной необходимости следовать нормам этого закона и обязательной ответственности за его любое нарушение. В обыденной жизни многие постулаты данного рода прочно вошли в жизнь и быт наших граждан как моральные жизнедеятельности и, являясь таковыми по сути, в то же время выступают фактором формирования правосознания верующих.

В итоге можно сказать, что перед нашим обществом и государ­ством стоит задача коренного перелома в отношении к правовому воспитанию населения, к преодолению стихийности этого процесса, осознанию влияния реальных условий жизнедеятельности граждан на их правовоспитанность (последствия которых придется долго и трудно преодолевать), создания целостной и педагогически эффек­тивной системы правового всеобуча и правового воспитания. Без ре­шения этой задачи создание правого общества затянется на многие десятилетия, что не обещает и заметного улучшения жизни граждан в те же сроки.