logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Процесс формирования личности

В психологической и педагогической литерату­ре раскрывается сложный, но закономерный характер формирования личности. Закономер­ности — объективные, устойчивые, существен­но значимые связи между педагогическими воздействиями и их ре­зультатами. Однако к классификации закономерностей формирова­ния личности единого подхода не существует. Предпочтительнее деление закономерностей на общие и социально-педагогические31.

К общим закономерностям относятся:

• непрерывность формирования личности в течение всей жиз­ни в интересах ее самореализации и самоутверждения;

• подчиненность главной педагогической цели формированию разносторонне и гармонично развитой личности, ее интересам, сов­падающим с интересами семьи и общества;

• взаимосвязь образования, воспитания, обучения и развития личности при обеспечении целеустремленности и регулировании всех педагогических воздействий;

• зависимость результативности педагогического формирования личности от ее собственной активности в самоформировании, от реализации индивидуального подхода к ней и др.

На формирование личности существенное влияние оказывает социальная среда, т.е. духовные и материальные условия жизни. Ее влияние выражается в социально-педагогических закономерностях. Их можно разделить на:

воспитательные — формируют весь спектр личностных качеств: гражданина, профессионала, семьянина;

обучающие — вооружают системой знаний, навыков и умений в действиях и поведении;

образовательные — влияют на понимание человеком происхо­дящих событий в мире, своего места в обществе, расширяют круго­зор, повышают компетентность в своем деле;

развивающие — функционально совершенствуют интеллекту­альные и физические силы, повышают уровень культуры, профес­сиональные и деловые способности.

Социально-педагогические воздействия на личность имеют свою специфику. Они во многом стихийны, в отличие от воздействий на обучающихся в системах образовательных учреждений. Школа жизни, т.е. семьи, досуга, профессиональной деятельности, влияет на чело­века часто не в том ключе, в котором ведут работу специальные пе­дагогические учреждения. Влияние на молодежь улицы, семьи, дис­котек, видеопродукции и т.п. часто не совпадает с тем, чему ее учат в школе, вузе. Педагогизация среды одна из стержневых задач форми­рования личности.

Закономерности обусловливают принципы организации процесса формирования личности, т.е. исходные педагогические положения, определяющие содержание, организацию и методы этой работы. В их числе принципы:

• разностороннего, гармоничного формирования личности в ин­тересах ее самоопределения и самореализации в жизни;

• целеустремленности и научности в формировании личности, в соответствии с уровнем достижений мировой цивилизации;

• непрерывности и преемственности в формировании личности;

• системности, последовательности и комплексности формиро­вания личности в единстве ее воспитанности, образованности, обученности и развитости;

• единства педагогических воздействий и самоформирования личности;

• формирования личности в соответствии с основными тенден­циями общественного развития: гуманизма, демократизма, граждан­ственности, культурности.

Реализация этих принципов осуществляется в процессе преодо­ления противоречий формирования личности. Наиболее существен­ны противоречия между: желаемым и действительным, необходи­мым и возможным; общими педагогическими положениями и их реализацией в конкретных ситуациях; старым и новым, регрессив­ным и прогрессивным; словами и опытом и др. Противоречия за­трудняют процесс формирования личности, но одновременно они являются источником его движущих сил.

Педагогическая система формирования личности в обществе ох­ватывает все основные ее составляющие: семью, дошкольную работу, общее образование, среднее специальное, высшее профессионатьное и послевузовское образование; сферу массовой информации; самоформирование; педагогическое просвещение; педагогическую науку. Общество прилагает большие усилия по созданию педагогической системы формирования и развития личности, и задача состоит в том, чтобы эта система функционировала полноценно и продуктивно.