logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе

В общеобразовательной школе осуществляется осознанный процесс социализации развиваю- шейся личности, упрочение взглядов на жизнь, убеждений, мировоззренческих позиций, в том числе и формирование общих основ правовой культуры.

Психолого-педагогические исследования, проведенные в России, показали сложность достижения в школьном возрасте высокого уров­ня правовой культуры, правового сознания231. Однако все возможно­сти для внесения вклада в нее должны быть использованы. Уча­щимся, по мнению исследователей, необходимо давать представле­ния о правовых нормах общества, влияющие на формирование со­циально полезных установок, и стимулировать их активную деятель­ность в этом направлении, способствующую накоплению позитив­ного опыта.

Знакомство учащихся с правовыми аспектами государственной деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста детской преступности, увеличения удельного веса правонару­шений, совершенных подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и мо­лодежь, а также во внеурочное время.

Ставится задача — помочь школьникам овладеть необходимым минимумом знаний по основам правовой культуры, правосознания, правомерного поведения, роли и деятельности государства, роли права, правового государства, гражданского общества, законности и правопорядка, понять сущность демократии, свободы. Особое внима­ние следует уделять уяснению единства и взаимосвязи прав и ответ­ственности каждого человека.

В школах используются такие формы работы, как:

• уроки по дисциплинам «Основы права» и «Основы потреби­тельской культуры»;

• факультатив «Правоведение»;

• проведение в урочное и внеурочное время мероприятий, по­священных правовой культуре, изучению Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Закона РФ «Об обра­зовании», Устава школы;

• встречи со специалистами в области права, сотрудниками пра­воохранительных органов, государственными служащими;

• дежурства возле пешеходных переходов через улицу перед шко­лой, в коридорах и других местах школы, где должен соблюдаться определенный порядок поведения, предусмотренный Уставом школы;

• организация деятельности отрядов по охране природы и жи­вотного мира;

• встречи учителей с родителями, лекции и консультации для них по вопросам правового всеобуча и правого воспитания детей в семье и др.

Используются разновидности уроков, каждый из которых оказы­вает свое педагогическое влияние: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-пресс-конференция. Достойны внимания и уроки-турниры между параллельными классами, объединение учащихся в группы «консультантов», «эрудитов», «аналитиков», «эксперимента­торов». Существуют отдельные примеры проведения в школах дней и даже недели правовых знаний и поведения.

Социальная и педагогическая практика показывает, что право­вое сознание и поведение детей и подростков нельзя формировать обособленно, отдельно от других видов сознания. Необходима ин­теграция различных знаний об обществе, включая правовые, и ис­пользование доступных форм донесения их до ребенка. Основными направлениями решения этой задачи могут быть:

• специализированные воспитательно-образовательные курсы типа «Граждановедение», «Обществознание», «Человек и общество» и др.;

• реализация задач правового воспитания в курсах отечествен­ной истории, экономики, литературы и др.;

• правообразовательные мероприятия в рамках внеклассной ра­боты: вечера вопросов и ответов; встречи с представителями госу­дарственных структур и правоохранительных органов; посещения учениками старших классов организаций и учреждений, решаюших государственные и правоохранительные задачи; беседы на правовые темы и др.;

• создание и поддержание в школе обстановки дисциплиниро­ванности, исполнительности, неукоснительного исполнения всеми членами школьного коллектива (в том числе и педагогами) норм международного и отечественного права;

• моделирование деятельности школьников по решению проблем правового характера под педагогическим руководством учителей;

• стимулирование правового самосовершенствования учащихся и др.

При этом правовые представления должны даваться школьни­кам в тесной связи с реальными проблемами жизни, формировать на этой основе соответствующее отношение к праву, правовые чув­ства и убеждения.

Специфика правового воспитания в средней специаль­ной и высшей школе

Закончив школу и поступив в среднюю специ­альную или высшую школу, вчерашние выпу­скники попадают в новую социальную среду, отличительными чертами которой, как правило, являются:

• выраженная профессиональная направленность подготовки;

• молодежный характер студенчества со всеми присущими это­му возрасту особенностями интересов, потребностей, увлечений, способов проведения досуга, отношения к праву;

• различный уровень образовательной, нравственной и право­вой культуры обучающихся;

• более зрелая оценка студентами (по сравнению со школьника­ми) правовой системы государства и действующего законодательства;

• выраженная позиция у большинства обучающихся по крите­риям соблюдения их прав и обязанностей в рамках образовательно­го учреждения и др.

В условиях средних специальных и высших учебных заведений работа по правовому воспитанию студентов приобретает свои осо­бенности. Она, как показывает педагогическая практика, становит­ся более сопряженной с социальной практикой обучающихся, с включением их в реальную апробацию правовых норм и правил в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Правовоспитательный процесс в образовательном учреждении имеет цель — сформировать у будущих специалистов специфические правовые качества, необходимые им для будущей жизни и профес­сиональной деятельности, наряду и в единстве с другими качества­ми, которые должны быть присущи гражданам России. Достижение этой цели основывается на изучении вопросов права в различных учебных курсах, на знании законов и их практической значимости для будущей профессии и самостоятельной жизни. Сознательно, твор­чески усвоенные знания обеспечивают глубокое понимание сущно­сти правовых требований, предъявляемых к молодому специалисту, к нормам правомерного поведения, труда, предпринимательства, ком­мерции. Им объясняют, почему то или иное требование закона запи­сано так, а не иначе, что стоит за лаконичной формулировкой статей.

Анализ педагогической практики в средней специальной и выс­шей школе по осуществлению правового воспитания обучающихся свидетельствует, что при всем различии в раскрытии этих вопросов просматриваются общие позиции в понимании педагогических усло­вий достижения успеха:

• организации правового воспитания как системы в неразрывной связи с другими направлениями воспитания студентов;

• целеустремленности и плановости в правовоспитательной ра­боте со студентами и студенческим коллективом;

• обеспечения активных правовоспитательных воздействий на студентов в процессе различных видов учебных занятий и деятель­ности, осуществляемых непрерывно на протяжении всего периода обучения;

• выбора и рационального использования оптимального содер­жания, средств, методов и форм воспитательных воздействий на сту­дентов с учетом их социальных и индивидуально-психологических особенностей;

• согласования и координации правовоспитательной деятельно­сти всех категорий воспитателей образовательного учреждения при систематическом повышении гражданского, профессионально-нрав­ственного и методического уровня каждого из педагогов;

• корректирования процесса правового воспитания на основе достигнутых результатов в формировании правовой культуры обу­чающегося и учебного коллектива.

Реализация этих условий осуществляется, как правило, в про­цессе изучения всех без исключения учебных дисциплин, посредст­вом выделения правовых аспектов, через содержание специальных юридико-профессиональных дисциплин, название которых варьиру­ется в зависимости от получаемой специальности, включения студен­тов в активное решение социально-профессиональных задач с опо­рой на правовые знания, посредством активизации правового само­совершенствования обучающихся. Вместе с тем практика показывает, что подлинную правовую культуру личность приобретает в процессе профессиональной деятельности в трудовом коллективе. Имеется рязанский опыт профессионально-личностного становления студен­тов юридических вузов (см. § 8.10), который позволяет сократить до минимума разрыв между достигаемым в условиях вуза уровнем право­вой культуры студентов и требующимся специалисту, профессионалу. Этот опыт творчески можно использовать в вузах любого профиля.

Правовоспитательное влияние трудового коллектива на личность

Подчеркивая исключительную важность целеполагания в воспитательном процессе, выдаю­щийся педагог А. С. Макаренко отмечал:

Я под целью воспитания понимаю программу че­ловеческой личности, программу человеческого харак­тера, причем в понятие характера я вкладываю решительно всю картину человеческой личности; считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться232. Как показывает опыт жизнедеятельности трудовых коллективов, их возможности в решении этого вопроса имеют большие перспективы.

Вместе с тем задачи правовоспитания практических работников резко возросли. Радикальные социально-политические и экономические реформы в России, проведенные без должной подготовки и учета их последствий, серьезно нарушили привычную жизнь и труд россиян. Восстановление разрушенного производства и снабжения страны происходит под сильным влиянием криминала, сращивания его с экономикой, подчинения значительной части своему диктату. Все это породило условия, когда трудовые организации вынуждены порой жить по законам дикого бизнеса, изыскивая лазейки для об­хода закона и уклонения от контроля правоохранительными орга­нами. В такой обстановке правовая воспитанность персонала госу­дарственных, промышленных, сельскохозяйственных, коммерческих Организаций, фирм, служб сервиса и правомерное ведение дел при­обретают исключительное значение. Криминальному беспределу не­избежно наступит конец, и государство добьется господства правовых отношений в обществе, а не привыкшим к таким условиям работ­никам придется отвечать за допущенные правонарушения и рабо­тать в. условиях цивилизованного рынка.

Правовоспитание в каждом трудовом коллективе должно вестись его руководством целенаправленно по определенной программе, обес­печивающей повышение знания персоналом законов и приучение его к строгому соблюдению их требований. Ее успеху способствует и строго правовая организация деятельности трудовых коллективов, обеспечивающая в нем господство общественного мнения, устано­вок и норм работы, отвечающих требованиям права и предупреж­дающих правонарушения отдельными работниками. Требования к правомерности должны быть принципиальными и содержать угрозу увольнения даже за незначительные правонарушения, что также окажет сильное влияние на персонал.

В последнее время в солидных организациях в системе повыше­ния профессионализма работающих в них начали распространяться университеты (школы, кружки) правовой культуры, правовая тема­тика стала занимать постоянное место в системе занятий и на сове­щаниях, в оформлении стендов в рабочих помещениях, в размно­жении и раздаче информационных материалов по законодательным актам, имеющим отношение к труду персонала. Не потеряли своей актуальности вечера вопросов и ответов на юридические темы, встречи С представителями правоохранительных структур. Особую актуаль­ность в коллективах приобретает работа с нарушителями трудовой Дисциплины, лицами, склонными к правонарушениям. Такая ра­бота, как правило, носит профилактический, предупредительный Характер, и ее действенность повышается, когда она проводится

Не только администрацией, но и общественными группами, создаваемыми в коллективе.

Не последнюю роль в правовом воспитании работников играет и нравственно-правовой климат, сложившийся в коллективе. Бази­руясь на комплексном взаимодействии вышеуказанных социаль­но-педагогических влияний, он создает духовное «правовое поле», питающее мысли, мнения, отношения и стимулирующее правомер­ный труд.