logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников

Специальные педагогические принципы экстре­мальной подготовки

Экстремальная подготовка, как педагогическое явление, закономерна. Ей свойственны свои причинно-следственные зависимости между тре­бованиями к ее результатам и педагогическими средствами и способами их достижения. Высо­кие результаты достижимы, если подготовка строится с полным учетом ее важнейших закономерностей, воплощенных в специальных педагогических принципах экстремальной подготовки. Их система вклю­чает четыре группы принципов: основные, содержатель­ные, организационные и методические.

Основные {системные) принципы экстремальной подготовки, от­носящиеся к системе ее построения и проведения:

принцип научности. Экстремальная подготовка — сложный вид подготовки, который может дать результат только при опоре на на­учные данные психологии и педагогики в их комплексном, взаимо­связанном использовании;

принцип экстремальной природосообразности. Общедидактиче­ский188 принцип природосообразности, впервые сформулированный ЯА Коменским, — первейшее проявление научности, ибо он подчер­кивает важность построения подготовки на основе объективных, при­родных закономерностей, что проявляется в ориентации на формиро­вание всех компонентов экстремальной подготовленности сотрудников с учетом присущих им психолого-педагогических особенностей;

принцип экстремальной целеустремленности и надежности. Все в организации и проведении экстремальной подготовки должно строго отвечать критериям экстремальности, поискам организационных и методических путей приближения к реальной обстановке без форма­лизма, упрощенчества, условностей;

принцип гуманизма и личностного подхода. Подготовка строится с заботой о человеке, с учетом необходимости не только смелых дей­ствий, но и обеспечения безопасности обучаемых, предполагает обу­чение их способам обеспечения личной безопасности и выживания в любых экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности;

принцип оптимизма и позитивности. Выбирая формы, средства, методы и приемы подготовки сотрудников к преодолению экстре­мальных трудностей, важно не запугивать ими, а укреплять пози­тивные движущие силы (патриотические, моральные, профессио­нальные мотивы, чувства чести, долга и ответственности, мужество, стойкость, высокое мастерство действий в условиях риска и опас­ности), отношение к трудностям и опасностям как к профессио­нальной норме, оптимизм и веру в личную способность успешно действовать в таких условиях, а последнее — как обязательное про­явление профессионализма.

Содержательные педагогические принципы экстремальной под­готовки отражают зависимость ее результатов от особенностей реали­зуемых программ и занятий и отвечают на вопросы, чему учить, что формировать у обучающихся сотрудников:

принцип формирования экстремальной подготовленности и про­фессиональных способностей. Правило — учить тому, что нужно для успеха в любых экстремальных ситуациях правоохранительной дея­тельности — является основным во всей экстремальной подготовке;

принцип единства экстремального обучения, воспитания и раз­вития при своей реализации обеспечивает всестороннюю подготов­ленность сотрудников к решению задач в экстремальных условиях. Отсутствие или слабость любой из этих составляющих резко снижает качество действий сотрудника в экстремальных условиях, может сделать его полностью неспособным к действиям и привести к гибе­ли. Во всей подготовке и на каждом занятии надо твердо придержи­ваться правила триединой педагогической задачи: обучение + воспи­тание + развитие. Еще одно важное правило: решать эту задачу в единстве с проведением экстремально-психологической подготовки;

принцип экстремально-прикладной результативности. Фиксирует необходимость построения подготовки с обязательным достижением ее целей, с полноценным формированием всех компонентов экстре­мальной подготовленности у каждого обучающегося. Важны правила: специализации подготовки с учетом особенностей группы и ее за­дач, максимальной практичности, непрерывного повышения уровня подготовленности, поддержания ранее достигнутого уровня подго­товленности (боевой натренированности).

Организационные педагогические принципы экстремальной под­готовки отражают закономерную связь результатов подготовки с ее четкой организацией, порядком при ее проведении. К ним относятся:

принцип педагогической системности, предполагающий созда­ние особой педагогической системы в единстве и своеобразии всех ее элементов: целей и задач, принципов построения, содержания, условий проведения, обеспечения, форм проведения, средств, спо­собов, методов взаимодействия преподавателя и обучающихся, кон­троля и коррекции процесса подготовки, достигаемых результатов и их оценки. Все элементы должны быть состыкованы, согласованы, взаимно дополнять и обеспечивать друг друга. Так, цели должны воплотиться в конкретные педагогические задачи, последние — в отвечающее им содержание и формы занятий, обеспечение всем необходимым, создание благоприятных условий, соответствующий подбор средств, способов, методов и т.д. Такая системность необхо­дима для каждого занятия;

принцип единства группового, дифференцированного и индивидуаль­ного подходов. Он требует комплектовать учебные группы по одно­родному признаку (специальности, должности, опытности), обучать совместным действиям группы специального назначения, сочетать групповой подход с индивидуальным;

принцип специального обеспечения экстремальной подготовки. Экстремальная подготовка нуждается в особом управленческом, кад­ровом, учебно-материальном, методическом, финансовом, научном обеспечении. К условиям (правилам) оптимальности обеспечения относятся: наличие учебной литературы и методических докумен­тов, оборудованных помещений (специальных учебных кабинетов, спортивных залов) и территорий (полигоны профессиональной под­готовки, площадки, городки, полосы, стрельбища, тиры), учебных средств (станков, инструмента, тренажеров, образцов оружия, спец­средств, средств защиты), технических средств обучения (проекци­онных устройств, аудио- и видеоаппаратуры, персональных компью­теров и др.), средств наглядности (схем, рисунков, фотографий, ки­но- и видеофильмов, макетов, наборов слайдов и др.); расходных материалов (боезапаса, средств имитации, ветоши, перевязочных материалов и др.); средств обеспечения безопасности; системы пра­вильного подбора педагогической и методической подготовки лиц, участвующих в ее организации и проведении (руководителей заня­тий, их помощников, имитаторов и др.).

Методические принципы экстремальной подготовки. Их назна­чение — полно и точно учесть психолого-педагогические законо­мерности при ответе на вопрос, как учить:

принцип мотивирующей, воспитывающей и развивающей личность методики. Правила его реализации: мотивирование обучающихся на достижение высокого уровня своей экстремальной подготовленно­сти; экстремально-воспитывающая методика, развивающая общие и специальные экстремальные способности обучающихся сотрудни­ков, их морально-психологические качества, экстремальную устой­чивость и др.;

принцип доступности, последовательности и прочности подго­товки реализуется в правилах доступности, наглядности, последова­тельности (преемственности), алгоритмизации отрабатываемых дей­ствий, их автоматизации, гибкости выполнения;

принцип интенсивной мобилизующей методики подготовки от­ражает закономерную зависимость результатов подготовки от достаточно высоких, но доступных учебных нагрузок обучающихся, от принятия мер, обеспечивающих максимально возможные результаты при минимально возможных затратах времени, сил и средств. Его правила: интеллектуальная активизация обучающихся; интенсивное, но доступное наращивание учебных трудностей; стимулирование упорства и настойчивости, инициативности, творчества, самостоя­тельной работы по совершенствованию навыков и умений;

принцип максимально возможного приближения трудностей и условий обучения к реально-экстремальным. Призван вооружать опы­том решения профессиональных задач в условиях таких трудностей, приучает разумно относиться к ним, повышает возможность пре­одоления максимальных трудностей. Его правила: моделирование внешних и внутренних условий и трудностей; последовательное при­ближение к максимальным трудностям.

Описанные принципы и правила их реализации представляют собой систему, находясь в тесных взаимосвязях и взаимообуслов­ленностях. Нельзя пользоваться одним или несколькими из них, забывая о других.

Организация подготовки

Организация экстремальной подготовки включает меры на ведомственном, региональном и местном уровнях, а по содержанию — норма­тивно-правовые, управленческие, кадровые, образовательные, мето­дические, материально-технические и научно-исследовательские. Поуровневая организация предполагает:

• на ведомственном уровне: разработку министерствами, ведом­ствами, государственными комитетами нормативно-правовых актов по экстремальной подготовке своего личного состава; создание ве­домственных центров по руководству экстремальной подготовкой; введение в содержание первоначального, среднего и высшего ведом­ственного профессионального образования, а также в профессио­нальной подготовке персонала практических правоохранительных органов разделов, учебных дисциплин по экстремальной подготовке; ежегодную разработку программ и материалов по ее проведению; ма­териальное и научно-методическое обеспечение экстремальной под­готовки на местах, помощь в создании полигонов, учебных кабине­тов, тренажерных залов, их оснащении; специальную подготовку специалистов-педагогов по организации и проведению экстремаль­но-психологической подготовки; организацию специальной экстре­мальной подготовки руководящего, начальствующего, командного состава и руководителей занятий на сборах и курсах; организацию научных исследований ведомственных экстремальных проблем и разработку профессионализированных методик экстремальной под­готовки; осуществление непрерывного мониторинга реальной подготовленности и готовности всех категорий работников ведомства к действиям в экстремальных ситуациях;

• на региональном и местном уровне дублируется и конкретизиру­ется большинство мер федерального уровня, они дополняются ини­циативными мерами с использованием местных возможностей, а также с учетом специфики возможных экстремальных ситуаций; создается учебная база для экстремальной подготовки, подбираются и готовятся руководители занятий, комплектуются компетентные в психолого-педагогических вопросах сотрудники отделов профес­сиональной подготовки в региональных и местных управленческих структурах правоохранительных органов; планируются, проводятся и контролируются занятия; оценивается уровень экстремально-пси­хологической подготовленности персонала.

В практических органах годичная подготовка правильна, если не сводится к повторению одного и того же. Должны быть меры, поддерживающие достигнутый уровень экстремальной подготовлен­ности (с учетом текучести персонала и его обновления) и неуклон­но повышающие его.

К числу организационных форм обучения относятся традиционные: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, урок, экскурсия, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены и др. Большую роль, в сравнении с другими видами подготовки, играют практические занятия, тактические летучки, групповые упражне­ния, тренинги (тренировки), ролевые игры, психотехнические игры, учения, что объясняется повышенной практической направленно­стью экстремальной подготовки. Такая же повышенная практическая направленность придается и традиционным формам, а сами они в учебных планах занимают всего 5—30% учебного времени (причем большая доля его отводится семинарам).

Практические занятия, предназначенью для формирования у обу­чающихся навыков и умений, проводятся в аудиториях, лаборато­риях, учебных кабинетах, учебных городках, на полигонах, на мест­ности, в расположении предприятия, учреждения, производства. Практические занятия имеют разновидности и бывают подготовитель­ными, тренировочными, контрольными и показательными189. Первые проводятся в начале отработки какого-то практического действия, при этом значительная часть времени отводится на рассказ руково­дителя занятий, разъяснения, показ, ответы на вопросы обучаю­щихся. На тренировочных — обучающиеся в основном многократно повторяют упражнения для выработки автоматизма действий. Эта разновидность практических занятий именуется нередко сейчас тренингом (тренировкой). Групповое упражнение — форма практиче­ского обучения, при проведении которой у обучающихся формиру­ются умения оценивать обстановку, принимать решения, планиро­вать их выполнение. Тактико-специальные (-строевые) занятия служат для дальнейшего совершенствования навыков и умений обучаю­щихся, но главное — для слаживания работы звеньев, групп, отря­дов. Если описанные выше формы занятий служат интересам оди­ночной экстремальной подготовки, то эта — групповой. Игра — форма практического обучения, в которой разыгрываются действия в имитируемых экстремальных ситуациях взаимодействия. Она по­зволяет вырабатывать навыки, умения, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них, достигать слаженных действий групп. При проведении игр каж­дый обучаемый по заданию руководителя занятий выполняет функции определенного должностного лица, специалиста, партнера. Условия в основном задаются руководителем словесно (объявляется обстановка, а в дальнейшем ее изменения) и развиваются под влиянием дейст­вий обучающихся. На играх прорабатывается и ситуация противо­борства, для чего руководитель занятий специально готовит «ими­таторов» (одного человека или нескольких), которым предлагается играть роль «противника» (оппонента в споре, конфликте, преступ­ника, врага). Возможны и игры, в которых за всех против обучаю­щегося (-ихся) играет сам руководитель, выполняя разные роли, изображая звонящего по телефону, вступившего в пререкания строп­тивого гражданина, дерзко ведущего себя допрашиваемого и др. Осо­бый вид игр — психотехнические игры (см. ниже).

Учение — наиболее масштабная, максимально приближенная к реальности форма практического обучения. Оно имеет сходство с игрой, только все делается обучающимися не на словах и проводится не в обычной учебной аудитории, а на местности, полигонах, в обыч­ных зданиях.

Можно говорить о большей или меньшей теоретичности или практичности этих форм, но их все следует максимально приближать к практике жизни, профессии, преодолению возможных трудностей.

Подготовка и организация занятий в своей основе мало отлича­ется от того, что делается обычно в образовательных учреждениях и в профессиональной подготовке, проводимой в практических органах. Повышенное внимание уделяется только нескольким вопросам:

• подготовке средств имитации реальной экстремальной обста­новки;

• обеспечению мер безопасности;

• общему построению занятий по критериям их экстремально-педагогической и психологической эффективности. К числу таких критериев относятся:

экстремальная нацеленность (цели, задач, содержания, органи­зации и методики);

экстремальная плотность — насыщенность занятия учебными вопросами, упражнениями и условиями экстремального характера;

экстремальная реалистичность — степень приближенности мо­делируемых на занятиях условий и отрабатываемых действий к реаль­но-экстремальным;

экстремальная результативность — степень улучшения подго­товленности обучающихся к действиям в экстремальных условиях, по результатам занятия.