logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

11.3. Методические особенности экстремальной подготовки

Методы подготовки

Экстремальная подготовленность человека, как было показано в § 11.1, — нечто большее, чем обученность и техническое умение что-то де­лать. Добивается успеха и обеспечивает свою безопасность в экс­тремальных ситуациях тот, кто знает + может + хочет + способен достигать их. Она носит личностный характер, предполагает нали­чие должной воспитанности и развитости сотрудника. Поэтому и экстремальная подготовка — это педагогическая система, которая решает триединую педагогическую задачу (ТПЗ): обучение + воспита­ние + развитие. Это обучающе-воспитывающе-развивающая подго­товка. Сведение экстремальной подготовки к обучению ущербно.

Методы экстремальной подготовки частично схожи с при­меняемыми в профессиональном образовании и профессиональной подготовке (словесные, наглядные, развивающие, воспитывающие), используются они в сочетании с более специфичными:

методами учебных действий — предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения учебных заданий, объяснения техники выполнения действий, рассказа обучаемого о порядке выполнения предстоящих действий, сопровождающего рас­сказа обучаемого о ходе действий, приостановки действий, исправ­ления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группово­го разбора, многократного повторения действий, увеличения темпа действий, наращивания трудностей, варьирования способами дей­ствий, изменения обстановки, выполнения совместных действий, действий в составе группы, поддержания натренированности;

методами учебного моделирования условий экстремальных си­туаций: словесно-образного моделирования (словесного описания обстановки с образным представлением его обучаемыми), фактиче­ского моделирования, имитации (создания экстремальных условий применением специальных средств и приемов), психологического моделирования экстремальных трудностей (вызова у обучаемых осо­бенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, ха­рактерных для экстремальных ситуаций), моделирование противо­борства, нагрузок и напряжений (моральных, психологических, фи­зических), проигрывание ситуаций и др.

Ознакомление обучающихся с экстремальными ситуациями и факторами

Целесообразно и практично, чтобы «волнение первого раза» от встречи с экстремальными ситуациями и факторами обучающийся испы­тал в учебной обстановке, а не в реальной. Пе­дагогически и психологически расчетливое зна­комство с негативными обстоятельствами спо­собно изменить психологическую и поведенческую реакцию сотруд­ника на них и вместо возможного отрицательного дать надежный положительный эффект. Это подтверждается опытом и положениями информационной теории эмоций академика П.В. Симонова, кон­центрированно выраженной в формуле

Э = - П (Ин - Ис)190,

где Э — эмоции;

П — потребность человека в достижении. успешном решении задачи в данной ситуации;

Ин — информация, необходимая для этого (знания, практическая под­готовленность, опыт, необходимые для удовлетворения потреб­ности, достижения цели, решения задачи в данной ситуации);

Ис — информация, существующая у данного человека (степень знакомства с данной ситуацией, подготовленности, имеющегося у него опыта).

Волнения, напряженность (Э) будут отрицательны по знаку и тем больше, чем большую, с одной стороны, потребность, желание (П) испытывает данный человек в успехе, а с другой — чем меньше его Ис (разность Ин — Ис в скобках положительна), т.е. чем хуже он подготовлен. Если Ис равно Ин, то разность в скобках равна нулю и человек уравновешен при действиях в данной ситуации (Э = 0), а если Ис больше Ин, то эмоция положительна. Простой пример: впервые берущий в руки оружие человек внутренне напрягается, волнуется, а научившись стрелять, выходит на учебные стрельбы с удовольствием и интересом. Чем лучше знакома (в деталях, в чувст­венном личном опыте) человеку наступающая ситуация или угро­жающий чем-то фактор, тем с большей уверенностью он встречает­ся с ними, тем больше у него шансов действовать успешно и не понести урон. «Чего не знаю — того боюсь» {поговорка).

Экстремальная подготовка изначально должна строиться так, что­бы обеспечить знакомство обучающихся с экстремальными ситуация­ми и факторами, причем именно с теми, которые могут иметь место в деятельности обучающихся данной учебной группы. Без словесного ознакомления не обойтись, но одного его мало. Нужно, чтобы обу­чающиеся увидели, услышали, потрогали, прочувствовали, пережили влияние на себя таких ситуаций и факторов. Достигается это:

• ознакомлением с фотографиями ситуаций, мест происшествий, разрушений, видом победителей, успешно справившихся с трудно­стями, потерпевших и т.п.;

• прослушиванием фонограмм с записью, могущих оказаться неожиданными и впечатляющими, типичными для разных экстре­мальных ситуаций;

• просмотром документальных кино- и видеофильмов;

• имитацией различных факторов экстремальных ситуаций (дым, пожар, взрыв, неприятный запах, кровь, стрельба, стоны, крики, ко­манды, ликование и др.) с помощью специальных средств;

• проведением практических занятий в суточных, погодных, ме­стных и прочих условиях, соответствующих реальным экстремальным;

• организацией встреч с участниками, потерпевшими, очевид­цами, героями реальных экстремальных событий;

• осмотром макетов, муляжей, предметов, характерных для изу­чаемых экстремальных ситуаций;

• посещением мест аварий, происшествий, чрезвычайных ситуа­ций, мест трудовой и боевой славы;

• выездами в качестве наблюдателей совместно с дежурными, аварийно-спасательными группами по вызовам на места экстремаль­ных событий.

Нельзя сводить дело к ознакомлению только с негативом, тем, что вызывает неприятные мысли, чувства, переживания, ибо это дает одностороннее представление. Ведь в любой экстремальной ситуа­ции есть место не только страху, усталости, но и величию человеческого духа, героизму, самоотверженности, товариществу, верности, высокому профессионализму, проявляющемуся в победе над любыми трудностями. Поэтому ознакомление с экстремальными ситуациями должно обязательно предваряться, сочетаться и завершаться демон­страцией всего нормального и положительного, что реально бывает.

При ознакомлении с негативно влияющими на психику факто­рами следует не просто предъявлять их обучающимся для воспри­ятия, а учить правильно воспринимать, оценивать и учитывать их в реальной практике:

• объяснять возможные психологические и поведенческие реак­ции при их восприятии;

• понимать причины разной силы и характера реакций;

• видеть не только «пугающее», но и то, что надо учесть, что дает выигрыш при выполнении действий (ослабление их влияния, предупреждения о встрече с ними — «умный в гору не пойдет, ум­ный гору обойдет»);

• заботиться о реалистичной и оптимистичной тональности ком­ментариев;

• исключать воздействие, ранящее сознание обучающихся, по­следовательным наращиванием психологических трудностей изу­чаемых и воспринимаемых ситуаций и факторов.

Моделирование экстремальных ситуаций и факторов

Моделирование экстремальных ситуаций, их об­становки и условий играет важнейшее значение для эффективности экстремальной подготовки. Смоделировать — значит воспроизвести на заня­тиях максимально правдоподобно то, что будет, когда экстремальная ситуация возникнет фактически. Все воспроизве­сти, как правило, невозможно (например, смертельную опасность), а угрозы для здоровья и получения травм должны быть контролируемы и сведены к минимуму. Поэтому главное в моделировании угроз, опасностей, риска — не объективное, а субъективное, иллюзорное мо­делирование их. Например, перепрыгнуть через две линии, проведен­ные на земле на расстоянии двух метров друг от друга, сможет каж­дый. Но если между ними выкопать глубокую траншею, то некоторым обучающимся прыжок через нее станет страшным.

Есть два основных и взаимосвязанных пути моделирования экс­тремальных условий на занятиях. Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным, т.е. воспроизводство внешней картины их. Уже это позволяет обучающимся ощущать себя участ­никами реальных событий. Внешняя картина учебной обстановки, похожая на реальную, создается: выбором трудных условий места, времени, освещенности; имитацией предметов, явлений, факторов, свойственных экстремальным ситуациям; созданием препятствий в передвижениях; выполнением (проигрышем) действий с максимально возможным фактическим использованием техники, средств на­падения и защиты; усложнением задач, созданием помех, имитаци­ей противоборствующих сил и др. Второй путь — приближение внутренних условий, т.е. воспроизводство у обучающихся мыслей, представлений, побуждений, ориентации на правовые и моральные нормы поведения, чувств, опасений, напряжений, переживаний трудностей, боли, максимально приближенных к тем, которые могут быть у них в экстремальных ситуациях (воспроизводство «души» экс­тремальных ситуаций). Необходимо целенаправленное моделирова­ние таких трудностей. Например, умственная активность и трудности могут создаваться: реальным восприятием обучающимися сложных процессов и явлений, свойственных экстремальным ситуациям; по­становкой задач на идентификацию, осмысление воспринимаемого и его малозаметных, но существенных деталей; созданием ситуаций и постановкой задач, требующих активного и адекватного мышления и проявления его различных свойств; созданием обстановки пере­грузки или нехватки информации для понимания происходящего и принятия решений; побуждением к анализу психологических и пе­дагогических особенностей ситуаций; созданием обстановки, тре­бующей глубокого и разностороннего анализа, и др. Чувства и пе­реживания, близкие к реальным, можно вызывать у обучающихся: повышением ответственности за решение поставленной учебной за­дачи; моделированием ситуаций риска, опасности, неизвестности, внезапности, новизны; подготовкой мест занятий с признаками ус­ловий, объектов и явлений, обладающих силой эмоционального воз­действия (высота, возможность возникновения боли, вид «трупов» — муляжей, «кровь» (краска) на земле, жар огня, удушливая атмосфера, неприятные запахи, раздражающие звуки и др.); лимитированием времени на выполнение упражнений и быстрым темпом; длитель­ными нагрузками и пр.

Все действия, навыки, умения, которые сотруднику надо будет выполнять в экстремальных ситуациях, должны доводиться до безупреч­ного выполнения в условиях моделирования таких ситуаций на занятиях. Моделирование должно осуществляться избирательно, применитель­но к осуществляемой экстремальной подготовке, задачам конкрет­ного занятия, с учетом особенностей компонентов экстремальной подготовленности, формируемых у обучающихся, и их индивидуаль­ных особенностей.

Моделируя и усложняя учебную обстановку, надо использовать во взаимосвязи «внешнее» и «внутреннее» моделирование, двигаться от простого к сложному, но обязательно доходить в конце до заня­тий с предельно сложными условиями. В исследованиях известного военного психолога М.П. Коробейникова поучительно показана опасность расхождения между условиями, в которых шло обучение, и теми экстремальными условиями, в которых реально придется действовать обучавшимся (рис. 11.4). Молодые солдаты обучались стрельбе из винтовки, выполняя при каждом упражнении по 10 вы­стрелов. Менялся, приближаясь к экстремальному, всего лишь один фактор (можно представить, что было бы, если бы менялся весь комплекс факторов, отличающих спокойную стрельбу в тире от стрельбы в боевой обстановке): сокращалось время на упражнение.

Рис. 11.4. Изменение успешности стрельбы из винтовки с усложнением условий (по М.П. Коробейникову)

Время в начале не ограничивалось, и обучающиеся не спеша, старательно делали каждый выстрел. Результаты постепенно росли. После 10 упражнений время ограничили 30 с. Первая же стрельба была сорвана, но, упражняясь в таких условиях, солдаты вновь стали улучшать результаты. После 10 стрельб время еще сократили, и вновь наблюдалась та же картина: первая стрельба в таких условиях — срыв, затем опять результаты стали расти. Этот эксперимент отра­жает общую закономерность: каждое действие, навык, умение про­явятся успешно только в тех условиях, в которых они формировались, а при их расхождении будет срыв. Упрощенчество и условности в обучении «закладывают мину замедленного действия», которая «взо­рвется» в экстремальной ситуации.