logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период

Педагогические последствия участия сотрудников в экстремальных событиях

Человек, побывавший в тяжелых экстремальных переделках и особенно почувствовавший дыха­ние смерти, — это уже в чем-то другой чело­век. «Экстремальный след» проявляется в нем в виде психологических, социальных, социально-психологических, соматических (телесных, медицинских) и педагогических изменений. Ситуация исчезла, а психологически человек продолжает жить в ней, переживать ее по­ложительные и отрицательные аспекты. К наиболее частым по­ложительным изменениям относятся:

• повышение умелости, профессионализма, пополнение жизнен­ного опыта, развитие ряда личных качеств, личностный рост — по­вышение чувства самоуважения, уверенности в себе, гордости за се­бя; развитие решительности, смелости, самообладания; переоценка ценностей, формирование новых жизненных приоритетов, повы­шение готовности и даже желания вновь проявить себя в новых ис­пытаниях; социальное признание, повышение социального статуса, социальный успех — получение государственных и профессиональных наград и поощрений, достижение более уважительного отношения к себе других людей, оказание ими почета, повышение по службе, в звании; привлечение к выступлениям на радио, телевидении, к работе в общественных организациях, в выборных структурах и органах вла­сти, для консультаций в качестве экспертов или руководителей заня­тий с молодыми и менее опытными сотрудниками и воинами и т.п.;

• улучшение бытовых и материальных условий — повышенное денежное содержание, единовременные пособия, право на определен­ные законом льготы, внеочередное получение или улучшение жи­лья, сокращение календарной выслуги лет для получения пенсии, особое лечение и бесплатные лекарства и др.;

• укрепление сил и здоровья — улучшение физического разви­тия, повышение выносливости и работоспособности, большая устой­чивость к простудным заболеваниям.

Нередки и отрицательные последствия:

• постэкстремальные трудные психические состояния, неврозы:

• постэкстремальные функциональные психические нарушения

(ПФПН);

• посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР);

• трудности постэкстремальной социальной адаптации;

• негативные изменения в образе жизни (склонность к пьянству, трудность начала обычной работы, нежелание продолжать или по­вышать образование, проблемы в семье и др.);

• негативные личностные изменения (снижение уровня интел­лектуальности и культуры поведения, развитие грубости, агрессив­ности, пренебрежение некоторыми нормами поведения и ограниче­ниями — «мне теперь все позволено» и пр.);

• психопатология (депрессии, фобии, генерализованная тревож­ность);

• ухудшения физического здоровья;

• суицид.

Нет никаких оснований утверждать, что на сотруднике — чело-, .веке, профессионально готовящемся к действиям в экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности и призванном быть про­фессионалом в них, лежит «каинова печать» печальной судьбы, что последствия участия в экстремальном событии всегда только отри­цательны, и рассматривать его только как жертву, несчастного, больного, нуждающегося в обязательном медицинском лечении. К сожалению, такое одностороннее мнение распространено среди ме­дицинских работников (психиатров) и у ряда фрейдистски ориен­тированных сотрудников психологических служб.

Переживших испытания экстремальных обстоятельств сотруд­ников можно разделить на четыре основных типа:

окрепших — успешно выдержавших экстремальные испытания и без проблем проходящих постэкстремальный период возврата к обычной деятельности, личностно выросших, ставших более правиль­но и глубоко понимать жизнь, ее ценности, свой долг, призвание, повысивших профессионализм и подготовленность к возможным последующим экстремальным ситуациям;

нормализующихся — достаточно успешно выдержавших экстре­мальные испытания, но изнуренных от трудностей и переживаний, снизивших функциональные психологические возможности, но при предоставлении отдыха без особых осложнений восстанавливающих работоспособность и приходящих в норму;

трудных — в целом преодолевших экстремальные трудности, но психологически потрясенных, временно утративших некоторые из имевшихся ранее достоинств, испытывающих сложности в возвра­те к прежнему образу жизни, но могущих самостоятельно, а лучше при определенной психологической и педагогической поддержке вой­ти в норму;

пострадавших — в чем-то не выдержавших экстремальных труд­ностей, психологически или физически травмированных, временно, надолго или навсегда потерявших боеспособность или даже работо­способность, испытывающих большие трудности в адаптации к обычной жизни и нуждающихся в безусловной медицинской по­мощи и лечении.

Следует помнить, что последствия — не прямая проекция пережи­того. «Экстремальный след» — это прошлое, а текущая ситуация пост­экстремальной жизни — новое, «накладывающееся» на него и могущее определять постэкстремальные состояния и поведение человека силь­нее любого следа. Прошлое изменить нельзя, а сегодняшняя и зав­трашняя жизнь зависят от нашей воли. Поэтому фатальные представ­ления о всеобщем, долгом, глубоком и непреодолимом негативном следе от пережитого у сотрудников-профессионалов некорректны. Но обязательна постэкстремальная работа с ними, которая должна вестись с пониманием ее особенностей и индивидуальным подходом. Положительный результат ее позволяет предупредить в подавляющем

большинстве случаев развитие и проявление негативных последствий, если у кого-то из сотрудников, воинов есть предпосылки к ним, и всем лучше подготовиться к возможным будущим испытаниям.