Направления правовоспитательной работы
В истории нашей страны и других стран накоплен – опыт повышения правовой культуры и правовоспитания населения работой по ряду направлений. В обобщенном виде они выглядят так.
Юридическое образование — направление, обладающее наибольшими возможностями формирования высокой правовой культуры и правовоспитания. В точном смысле слова оно реализуемо лишь при подготовке юристов-профессионалов. Вместе с тем само обучение в юридическом вузе еще не гарантия их наличия у выпускников. Как отмечалось в главе 8, решающее значение имеет постановка в вузе системы работы по формированию выпускников как юристов-личностей, воспитания их. Во всех юридических образовательных учреждениях целесообразно изучать курсы общей и юридической педагогики, спецкурсы по отдельным ее разделам (например, «Криминологическая и превентивная педагогика», «Педагогика профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью», «Правовоспитательная работа с населением», «Педагогика связей с общественностью и СМИ», «Педагогика в деятельности органов обеспечения охраны порядка и безопасности», «Педагогика в деятельности органов прокуратуры», «Педагогика судопроизодст ва», «Экстремально-юридическая педагогика» и др.). Обладающий высокой правовой культурой юрист всем стилем своей работы, ее методами, результатами оказывает правовоспитательные воздействия на граждан. Юристы должны быть инициаторами организации и повышения действенности правовоспитательной работы на местах, поддерживать общественные инициативы; опытные юристы — воспитывать молодых.
Правовое обучение (правовой всеобуч, правовое просвещение) — направление работы по формированию у населения системы знаний по разным вопросам права и правомерного поведения. Начиная с семьи и дошкольных учреждений, правовое обучение призвано заложить основы правосознания, научно достоверной картины правовой сферы общества и государства, активную правовую позицию и осознанное отношение к различным явлениям. Всем родителям и детям нужно знание Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Закона РФ «Об образовании» и др. Основой содержания правового всеобуча служат вопросы государства и права, правового государства, законодательства и законодательной политики, законности и правопорядка, роли и сущности правовой культуры и правовоспитанности. Жизненно острыми являются вопросы криминологического просвещения, понимания гражданами роли различных факторов в состоянии законности и правопорядка, причин и условий преступности и различных видов преступлений, совершенствование, локализация или устранение недостатков в этой области способны обеспечить криминологическую безопасность граждан, в том числе определить и те качества и недостатки поведения, которые превращают человека в жертву.
В наиболее основательной форме правовое обучение реализуется в школах, средних и высших профессионально-образовательных учреждениях неюридического профиля, где наряду с общей и юридической педагогикой уместно преподавание специальных ее направлений, связанных с особенностями деятельности подготавливаемых специалистов, а также принятие иных мер, о которых говорилось выше. Содержание этих предметов имеет мировоззренческое и правовоспитательное для обучающихся значение, и преподавать их должны отличные педагоги, способные своими личностными особенностями воспитывающе влиять на обучающихся.
Новые информационные технологии открывают и новые возможности. Существуют компьютерные программы «Гарант», «Консультант», «Эксперт», которые позволяют человеку достаточно быстро найти ответ на вопрос, связанный с российским законодательством.
Программа «Консультант +» предназначена для средних школ и содержит правовую информацию, которая может быть полезной и интересной для учащихся.
Правовое просвещение можно и должно осуществлять в иных формах и с дифференцированным по группам обучающихся содержанием.
Правовая пропаганда и правовое обучение (от лат. propaganda — подлежащее распространению) — вид педагогической деятельности по распространению основополагающих и актуальных идей правового государства, укрепления законности и правопорядка, необходимости правомерного поведения, о правоохранительной деятельности, борьбе с преступностью, самоотверженной, трудной и достойной уважения работе сотрудников правоохранительных органов, причинах преступности, аморальности криминальной субкультуры и др. До населения, с учетом разнообразия их категорий, должно доводиться содержание новых законодательных актов, не только путем их публикации в особых изданиях (которые большинство населения не приобретает и не читает), но и путем организации специальных занятий. Принцип незнания закона, как известно, не исключает ответственности, но нельзя сваливать на граждан обязанность самостоятельно разбираться в сотнях законов, принимаемых законодательными органами.
По сравнению с правовым просвещением правовая пропаганда более конкретна, теснее связана с освещением трудных вопросов законности и правопорядка, с формированием взглядов, убеждений и отношений к важнейшим элементам функционирования правовой сферы общества. Можно сказать, что правовая пропаганда — это преимущественно «правовое просвещение на дому и на работе», и ведется она с помощью средств массовой информации, периодической печати, лекций по месту работы и жительства, встреч работников правоохранительных органов с населением, разъяснения гражданам различных правовых вопросов.
Правовая агитация (от лат. agitatio — приведение в движение, побуждение к чему-либо) — целенаправленное распространение актуальной правовой информации в определенный момент жизни государства, общества, региона, населенного пункта, учреждения; при подготовке и проведении каких-то акций и массовых мероприятий. Она преследует цель правовоспитательного обеспечения активности и правомерности действий граждан в это время. Она носит характер информирования, объяснения порядка действий, обоснования их необходимости, практических рекомендаций по правомерному поведению и призывов к нему. Это может быть и сообщение о розыске преступника с сообщением его словесного или наглядного портрета, обращением к свидетелям какого-то происшествия или обладателям информации, полезной для раскрытия преступления. Правовая агитация может быть адресована всему населению, отдельным группам, коллективам и даже быть индивидуальной и вестись с использованием радио, телевидения, периодической печати, устно, с использованием громкоговорящих средств, листовок, настенной печатной информации и др.
Сейчас правовая агитация правоохранительных органов сильно ослаблена (за исключением, пожалуй, индивидуальной), и они, как правило, в одиночестве противостоят преступности, что сильно снижает их возможности в борьбе с ней.
Участие граждан в обеспечении правопорядка. Ценность этого направления в том, что обеспечительные педагогические меры от слов переходят к делу. Молодые люди, входящие в жизнь, и взрослые граждане включаются в активное содействие правоохранительным органам, в распространение правовых знаний, профилактическую работу, правозащитную деятельность. Включение в такую работу вносит вклад в их собственное правовоспитание, правовоспитание других и укрепление правовых основ жизни. Стоит подчеркнуть, что педагогический эффект достигается не просто фактом участия, он особенно зависит от мотивов участия, личных целей, содержания решаемых задач, форм и методов работы, условий оказания им правовой и педагогической помощи и поддержки. Нужно педагогическое обеспечение в виде специального повышения уровня правовых знаний участников такой работы, обучения методам и приемам работы, технике общения, поучительное инструктирование и разборы, создание воспитывающей атмосферы в группах.
Привлечение населения к активному участию в укреплении правопорядка давно практикуется и в России, и в других странах. После разрушения существовавшей в Советском Союзе такой системы и почти десятилетнего отсутствия ее в Российской Федерации начали приниматься отдельные меры для восстановления ее на новой концептуальной основе. Необходимо придать этому процессу масштабность, разнообразие, большую эффективность и исключить показную организационную шумиху. Помимо традиционных народных дружин, общественных пунктов охраны правопорядка заслуживает внимания организация жителями домов дежурств и патрулирований; дежурств дружин, групп по борьбе с правонарушениями в трудовых коллективах; групп содействия торговым инспекциям; участие в судебных разбирательствах в качестве заседателей и присяжных. Педагогично
привлечение учащихся разных учебных заведений и детских учреждений к поддержанию дисциплины, порядка, соблюдению правил поведения как внутри их, так и на прилегающих территориях. Поучителен опыт привлечения учащихся к контролю за соблюдением правил перехода улиц детьми при руководстве их деятельностью учителями или сотрудниками милиции. Мировая практика подтвердила оправданность такой работы даже в дошкольных учреждениях, где из числа детей назначались дежурные по раздевалке, умывальнику, столовой, комнате игр и др., с разъяснениями необходимости соблюдения установленных норм, значимости поручения, необходимости добросовестного и ответственного его выполнения, приданием ритуальности поручению и вызовом чувства удовлетворенности от его успешного выполнения.
Правовое самовоспитание. Каждому надо оберегать себя от конфликта с законом, ибо всегда победа будет на его стороне. Надо совершенствовать свое знание законов, своих прав и обязанностей, воспитывать привычку к соблюдению моральных норм, уважать других и вести себя культурно в общественных местах. Полезно знакомиться с данными криминологии, содержащей статистические выкладки и факты, объясняющие, как и почему жизненный путь некоторых людей приводит их в конце концов на скамью подсудимых. Уголовное наказание — всегда закономерный результат предшествующей истории жизни человека. Хорошо это проследить самим на известных историях из жизни близких или знакомых, попавших под пресс закона. На основе этого надо криминологически взглянуть на свою жизнь, оценить направления изменений, происходящие в ней и в самом себе. Полезна организация в обучаемых группах специальных упражнений по криминологическому анализу правовой социализации конкретных личностей, степени их правовой воспитанности, с тем чтобы затем оценить и себя. Продуктивны упражнения по нравственному и правовому анализу различных жизненных ситуаций (лучше взятых из своей жизни или жизни коллектива), обучение обоснованным оценкам их, а также решениям и поведению в них. Уместно использовать и криминально опасные жизненные ситуации, в которые попадает порой человек, руководствуясь мнением А.С. Макаренко:
Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться
вредному влиянию. Не оберегать человека от вредного влияния, учить
его сопротивляться221.
Для молодежи полезно взглянуть на более или менее отдаленные перспективы своей жизни. Криминологический анализ показывает, что одной из распространенных причин, приводящих молодых людей на скамью подсудимых, является праздность образа жизни, привычка жить только удовольствиями, отсутствие привычки к труду и беззаботность в вопросе о том, как и на чей счет жить дальше, во взрослой жизни, когда будет своя семья, дети. Отсутствие привычки к труду начинается с отсутствия привычки добросовестно и трудолюбиво учиться, с лени в приобретении хорошей профессии, с праздной жизни, иждивенчества. Но рано или поздно перед таким человеком возникает вопрос: «А где же достать (вариант: «еще больше») средств для жизни?» Поиск ответа может привести к мысли, что выход один — криминальный: смошенничать, украсть, ограбить. Зрелые правовые мысли, стремление быть всегда честным и совестливым перед собой, людьми и обществом побуждают к добросовестной учебе, приучению себя к труду, к гармоничному сочетанию труда и отдыха, к овладению хорошей профессией, предупреждают влияние непривлекательных сторон жизни.
Молодая и взрослая часть населения с интересом знакомятся с вопросами виктимности, показом того, как незнание способов совершения преступлений, правовая беспечность, необоснованная доверчивость и пр. приводят к тому, что они становятся жертвами преступных посягательств. Одновременно граждане вооружаются знаниями, понижающими их виктимность, и знакомятся со способами обеспечения личной безопасности.
Хорошо убеждают людей данные криминологии, показ на цифрах и фактах, как и почему жизненный путь части людей приводит их, в конце концов, на скамью подсудимых. Уголовное наказание — всегда закономерный результат предшествующей истории жизни человека. Показ на фактах позволяет человеку лучше оценить свой образ жизни, и если в нем содержатся криминологические причины, то и спрогнозировать закономерные последствия. Полезны упражнения по криминологическому анализу и самоанализу процесса и результата, достигнутого в правовой социализации конкретными личностями и самим, степени их и своей правовой воспитанности, обученности, развитости и образованности.
Педагогическое сопровождение личностной правовой социализации — специальная индивидуальная работа по прослеживанию ее хода у отдельных граждан, изменений в правовой культуре и ее компонентах, в частности — в правовоспитанности; выявление испытываемых трудностей и их причин и оказание оперативной педагогической помощи. Важным педагогическим действием в ходе сопровождения является педагогическая диагностика фактического положения дел, использование исследовательских педагогических методов для этого — познавательных бесед, анкетирования, педагогического тестирования (проверки знаний, правовых установок и ценностей, самооценки и др.), а также педагогическое прогнозирование ожидаемых изменений на основе полученных при диагнозе данных. Другое важное действие при педагогическом сопровождении — педагогическое консультирование. Это ответы на вопросы, устранение сомнений, дополнительные разъяснения, рекомендации, доказательства, опровержение ошибочных мнений и возражений, показ и т.п. Нередко при сопровождении нужны также педагогическая поддержка и помощь молодому человеку, гражданину словесными одобрениями, стимулированием, соучастием в его учебе, работе, досуге, личным примером, помощью товарищей.
Вся правовоспитательная работа призвана отличаться четким воплощением общих педагогических принципов воспитания, повышенной интересностью, эмоциональностью, яркостью, убедительностью, наглядностью, доступностью и тактичностью. Активные формы наиболее уместны, особенно практические занятия, дискуссии, диспуты, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, а также правовых викторин, олимпиад «Знаешь ли ты закон?», школ юного юриста, устных журналов и др. Темы их могут быть таковы: «Свобода и право», «Демократия и право», «Гуманизм и право», «Закон и мораль», «Справедливость и право», «Гражданином быть обязан», «Права и обязанности», «Закон и я» и др. Проводящим правовое воспитание нужно чувство повышенной государственной и общественной ответственности, личная примерность и авторитет, хорошая психолого-педагогическая подготовленность, владение методикой воспитательной работы. Люди такими не рождаются, поэтому руководителей занятий надо усиленно и постоянно готовить хотя бы на муниципальном уровне, при юридических и педагогических факультетах образовательных учреждений.
Правовоспитательной работе нужны специальные интенсивные педагогические технологии. Опыт нашей страны последних 30—40 лет показывает, как мало пользы от шумихи и суеты вокруг этой работы, насколько малоэффективны трафаретные формы и методы работы, как не соответствуют большие затраты сил и средств достигаемым небольшим результатам. Разработка специальных технологий — одна из актуальнейших задач педагогической теории и практики.
Правовоспитание в работе средств массовой информации, печати, культуры
Конец XX — начало XXI в. ознаменовались принципиально новым проявлением гения человечества — бурным развитием информационных технологий в виде компьютерной техники, графики и дизайна, космической и мобильной связи, мировой информационной сети Интеренет, телевидения, аудиовизуальных средств и др. Все это существенным образом изменило жизнь людей, ее среду, возможности, повлияло на их умы, настроения, отношения, поступки, развитие, даже психическое и физическое здоровье. Нет сомнения, что это не предел и развитие пойдет дальше, превосходя, казалось бы, уже неограниченные возможности воздействия массовой информации на людей.
Происходит бурное развитие и так называемой «массовой культуры», средств и способов проведения досуга; прилавки магазинов, киосков, а вслед за этим и домашние библиотеки завалены литературой, журналами, газетами, видеокассетами, музыкальными дисками откровенно детективного, криминального, аморального, интеллектуально ущербного и сексуального содержания.
Сила информационных средств и технологий, современной культуры, несущих массовую информацию, — во влиянии на все население (массовость); в проникновении в каждую организацию, группу, транспортное средство, дом, квартиру, семью, жизнь каждого человека (проницаемость); в круглосуточности воздействия (непрерывность); в психолого-педагогическом характере воздействия, соединяющем образ, слово, эмоцию и побуждение к определенным отношениям и поведению (воздейственность); оперативностью — немедленным донесением важной информации до близких и самых отдаленных мест в стране. Представляя собой в исходных характеристиках информационно-технический фактор, по существенным характеристикам — это фактор психологических, педагогических, социальных, правовых, политических, нравственных, эстетических, экономических и других влияний с далеко идущими и широко масштабными последствиями для людей, общества и судеб страны, мощнейший фактор социального управления обществом. Средства массовой информации, став уже, как минимум, «четвертой властью», имеют отчетливо выраженную тенденцию превращения в «первую власть». Поэтому массовая информация и культурная продукция должны использоваться всегда только для одного — блага народа и каждого гражданина, социального здоровья нации и уверенного движения страны в будущее, быть в их власти, под пристальным контролем и коррегирующим влиянием правительства и общественности страны. Слишком велика цена недостатков здесь для народа, состояния и
будущего страны. В руках непатриотичных, малообразованных и недобросовестных людей они могут стать «оружием массового поражения сознания граждан. Демократизм — власть народа, власть во благо народа, а не власть частных владельцев средств массовой информации, кино и аудиовидеопродукции, превративших их преимущественно или исключительно в способ личного обогащения. Демократическая свобода слова и информации — это свобода для всего народа и каждого гражданина, а не только владельцев микрофонов, экранов и «культуртрегеров». Подобно тому как законодательно запрещены в средствах массовой информации пропаганда насильственного свержения конституционного строя, антинациональной розни, это должно быть сделано по отношению к пропаганде всякого насилия, безнравственности, криминальной культуры.
Из всех аспектов массовой информации, литературы и культуры педагогику интересует, естественно, ее педагогический аспект, а юридическую педагогику — ее влияние на правовую культуру и воспитанность населения, правовую грамотность, правовое развитие и правовую образованность. Стоит отметить, что педагогический аспект — не просто один из аспектов. Он занимает маргинальное и «рассеивающее» значение: педагогические результаты потребления массовой информации, и особенно изменения в воспитанности граждан, веером распространяются на все стороны их жизни и деятельности, отражаясь в политике, экономике, праве, нравственности, культуре, других сферах, определяя то, что происходит в обществе.
Оценивая состояние работы средств массовой информации, культуры и литературы в России, следует отметить, что она подвергается в печати и среди большей части населения постоянной критике. Немногочисленные пока, к сожалению, педагогические исследования и публикации бьют тревогу: средства массовой информации и культуры приносят больше педагогического вреда, чем пользы, особенно для молодого поколения и перспектив развития страны. Криминологические исследования напрямую связывают положение с преступностью в стране с издержками работы средств массовой информации, и особенно телевидения.
Влияние телевидения на нравственное и трудовое воспитание характеризуется в последнее десятилетие увеличением числа телевизионных передач, сеющих безнравственность, бескультурье, праздность, примитивность интеллекта, «монетаризацию» сознания. Создается соответствующий образ «героя нашего времени», подражание которому представляет собой условие для последующей криминализации людей, и особенно молодежи. Трудно найти передачу, в которой бы пропагандировались труд, люди труда, трудолюбие, подлинный профессионализм, благополучие, достигнутое упорным, честным и долгим трудом. Пропагандируются «секс-символы», «любовь», не имеющая ничего общего с ее цивилизованным пониманием и ценностью; эстрадные «звезды», не приносящие стране никакой пользы, а людям — эстетического удовольствия: исполнительское мастерство большинства из них не превышает уровня самодеятельности. Экраны, эфир заполнены развлечениями, соответствующими детскому уровню знаний и интеллекта, а вручаемые случайным «победителям» (ставшим ими по счастливой случайности, а не по проявленной образованности и эрудиции) щедрые выигрыши воспитывают надежду стать при удаче богатым сразу, без труда. Многие передачи, фильмы, песни, книги, статьи воспитывают не культуру, а неэтичность поведения222; поощряют малокультурную и ненормативную лексику, засорение речи подростковым сленгом223; представляют собой иезуитскую индокринацию в сознание телезрителей (упорное и не замечаемое частью их насаждение идей) запоминающихся аморальных формул224. Для большинства телеканалов характерно преобладание негативного в информационных новостях, начало передач с сообщений о всякого рода катастрофах, жертвах, неприятностях, что формирует у значительной части людей представление о хаосе в стране, негативные настроения, снижает жизненный оптимизм, работает против демократических преобразований («Раньше такого не было. Демократы виноваты, не могут управлять страной»)225.
Хочет того телевидение или нет, оно оказывает сильнейшее влияние и на правовоспитание, но в нынешнем состоянии в нем больше такого, что не соответствует интересам общества и самих граждан. В ежедневных программах преобладают передачи, информация, фильмы криминального содержания, что создает ауру жизни в криминальном обществе, окруженности преступниками, бессилия государства и правоохранительных органов, навязывает убеждения в том, что интересно быть преступником (а скучна и недостойна внимания жизнь и деятельность людей интеллектуальных, высокоморальных, занимающихся созидательным трудом), что жизнь человека, вопреки главной идее гуманизма и демократии — как высшей ценности человечества, на самом деле — ничто. Содержание большинства передач в сущности представляет собой культ индивидуализма («правильно абсолютно все, что приносит выгоду мне»), силы, животной кровавой жестокости, подлости, неуважения к человеку226; идеализацию жизни удачливых преступников и их «благородных» качеств); пропаганду необходимости решения личных задач, защиты интересов любыми средствами, самосуда, мести, расправ со всеми, кто стоит на пути личных планов; распространение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; криминализация языка общения и информации227. Убийственна для правовой социализации и воспитания информация о благополучии и «красивой жизни» людей, явно нечестным путем наживших свое богатство, о безнаказанности очевидных мошенников и убийц, не привлекаемых к уголовной ответственности или оправданных из-за недостаточных оснований, по «недоказанности» либо получивших лишь символическое осуждение. Во многих фильмах, особенно американских, полиция в массе творит беззаконие, используя неправомерные средства для достижения своих целей, что отражается на мнении граждан о сотрудниках и наших правоохранительных органах, да и учит дурному часть наших, считающих американскую полицию образцом, а США — идеалом правового государства. В фильмах немало сюжетов, которые могут быть названы учебными пособиями для совершения преступлений теми, кто и не помышлял их совершить. Преобладание на экранах детективной продукции, необычность сюжетов, динамичность событий, «режиссерские находки», остро пощипывающие нервы и представляющие преступников как людей, имеющих и положительные, привлекательные черты, используются не только для привлечения зрителей. Эта антиправовая отрава насаждает в умы (и не только молодых людей, но особенно у них) представления о том, что мир преступен, к этому надо привыкнуть, не возмущаться; что преступники — это «в принципе нормальные» люди, «просто стремящиеся красиво жить». Такая практика, прикрываемая демагогией о демократии, свободе слова, праве граждан на выбор при безусловном понимании того, что выбор части молодых людей, не обладающих должной образованностью, жизненным опытом, нравственностью, желанием трудиться и испытывающих финансовые затруднения, может приблизиться или стать криминальным. О фактическом негативном влиянии на молодежь криминальной информации свидетельствуют криминологические исследования в зарубежных странах228. По данным опроса обучающихся, наиболее популярными источниками правовой информации для них являются передачи телевидения (70%), учебные занятия (33%), тексты законов (31%), кинофильмы (29%), разговоры в семье (20%)229. По данным ряда исследований, у нас более 62% несовершеннолетних правонарушителей указывает на телевидение и «видики» как первичные источники побуждений и способов совершенных ими противоправных деяний. Вся деятельность средств массовой информации, печати и культуры нуждается в коренном повышении педагогичности правовой информации, проявлении дальновидности, понимания того, к каким психолого-педагогическим и правовым последствиям приводит их работа. Нужно решительное повышение психолого-педагогической и правовой просвещенности редакторов, корреспондентов, введения педагогического консультирования и экспертизы, а в штаты редакций — юридических педагогов и психологов. Их работникам надо почаще задавать себе вопрос: чему учит молодых людей их продукция, в какой степени она способствует успешной правовой социализации и правому воспитанию граждан? На чьей они стороне: честных граждан или криминала? Неплохо бы и четко сформулировать в своем сознании мысль о том, что, совершая многочисленные ошибки в правовой пропаганде, проявляя психолого-педагогическую безграмотность, они повышают вероятность стать самим жертвой преступных посягательств. Каждый обязан быть патриотом своей страны, любить народ, думать, как способствовать его благополучию, и участвовать в развитии движения к правовому государству и обществу.
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений