logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения

Как уже отмечалось в главе 7, борьба за законность и правопорядок - это борьба за утверждение в жизни страны и всего населения закона и законности, за их одобрение и поддержку граж­данами, за их активное участие в этой работе. Правовое общество невозможно без высокой правовой культуры населения, а сегодняш­няя борьба государства с преступностью — без ее неуклонного по­вышения. Важнейшим компонентом этой культуры выступает пра­вовоспитанность граждан, без которой невозможно их правомерное поведение. Правовая воспитанность гражданина — комплексное лич­ностное образование, фокусирующее в себе самые разнообразные его достоинства. Специальное выражение она находит в его:

• уважении к закону и законности, отношении к ним как высшим социальным ценностям, нормам жизни, утверждающим и защищаю­щим высшие общечеловеческие ценности; как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя, свои жизнен­ные планы; как к одному из надежнейших способов решения возни­кающих проблем; как к надежной силе, призванной и способной за­щищать права и свободы, ограждать их от преступных посягательств;

• сформированности правового идеала жизни, личности и соци­ально-правовой идентмфицированности с той частью населения, ко­торая ведет честный, трудовой образ жизни и принципиально не допускает никаких правонарушений из самоуважения и нежелания марать свою совесть недостойными поступками;

• правомерных целях, планах, намерениях в жизни, деятельности, поступках, действиях при полной неприемлемости противоправных;

• потребности, желании, привычках постоянно вести себя пра­вомерно;

• постоянном стремлении к выбору только правомерных спо­собов и средств удовлетворения своих потребностей, достижения це­лей, решения проблем;

• непоколебимой устойчивости к криминогенным соблазнам;

• стремлении к содействию правоохранительным органам в уст­ранении причин и условий совершения преступлений, реализации принципа неотвратимости наказания;

• стремлении к удержанию других от правонарушений и побуж­дению их к правомерному поведению;

• активности в посильном участии в поддержании правопоряд­ка на работе, по месту учебы или жительства.

Правовая воспитанность обусловлена знанием гражданином за­конов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту, возмож­ностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и инте­ресов, обращения в правоохранительные органы и к юристам, знанием пределов необходимой обороны и другими юридически значимыми знаниями и умениями.

Каждый гражданин в процессе своей жизни получает в семье, образовательном учреждении, в среде своих сверстников, при кон­тактах с представителями правоохранительных органов, из книг, радио- и телепередач, произведений искусства и пр. определенное правовоспитание. Обилие различных факторов, сопутствующих его жизни и оказывающих влияние на результат — его правовоспитан­ность, — настолько велико, неравнозначно, зачастую противоречи­во, что удельный вес стихийности и непредсказуемости оказывается достаточно большим, а результат несовершенным. Имевшаяся в со­циалистическом обществе определенная система правовоспитания прекратила свое существование на пороге 90-х годов прошлого ве­ка, увеличилось число негативно сказывающихся на правовоспи-танности граждан, и особенно молодого поколения, стихийно дей­ствующих факторов. Это стало одной из причин ухудшения состоя­ния законности и правопорядка в стране, роста преступности, трудностей, испытываемых экономикой. Поэтому одной из важ­нейших задач государственного и стратегического значения высту­пает создание новой, действенной системы правовоспитания всего населения, всех его категорий, с использованием всех доступных средств и на базе научно-педагогического и психологического подхода.

Специфика правовоспитательных влияний социальной среды

Человек воспитывается всей жизнью — это важная и бесчисленное число раз проверенная истина.

Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым форми­рующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно, — писал выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский212.

Окружающая человека духовная и материальная среда, в зави­симости от своих особенностей, оказывает на него образовательное, воспитывающее, обучающее и развивающее влияние. Обнаруживаю­щиеся тут закономерности, механизмы и феномены называют соци­ально-педагогическими. Особенно податлива им воспитанность чело­века. Среди них есть и те, что оказывают существенное правовос­питательное влияние.

Сила социально-педагогических воздействий среды на человека — в их реалистичности, наглядности, убедительности, значимости, по­вседневности, непрерывности, широте, нередко — неотвратимости.

Из непосредственной повседневной деятельности (своей и окру­жающих) человек сам извлекает для себя уроки в нравственном и пра­вовом плане213.

Реальности жизни «говорят» сами за себя, и люди верят больше тому, что видят, испытывают и переживают, а не тому, в чем их хо­тят убедить словами; они предпочитают следовать и следуют не тем нормам, о важности которых им говорят, а нормам, в важности ко­торых убеждаются на личном опыте. Социальная педагогика, как практика реальной жизни общества и его граждан, — это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.)214. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно проходят «школу семьи», «школу двора», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу компьютера» (Интернет, ком­пьютерные игры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образованность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывают не арифметической суммой всех этих школ — доминирую­щее влияние оказывает лишь одна из них.

Характерная особенность социально-педагогических влияний — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, а нередко и деформированности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач зани­маются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготов­ленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия ока­зывают группы и люди, обычно не имеющие педагогической подго­товки и не подчиняющие свою деятельность интересам правовоспи­тательной целесообразности (руководители, должностные лица, ра­ботники государственного аппарата, многие сотрудники правоохра­нительных органов, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, лидеры неформальных групп и др.). Лишь в небольшой части организаций есть более или менее органи­зуемые правовоспитательные системы: осознаются и ставятся правовоспитательные цели и задачи, осмысливается содержание правовоспитательной работы, выбираются педагогических формы, методы работы и пр. Еще реже это делается педагогически квалифицированно. В ряде случаев социально-педагогические воздействия носят осознанно деформирующий характер, например криминальной среды (см. § 14.3), или бездумно-негативный — например, отдельных средств массовой информации, субъектов культуры, искусства, досуга. По­этому результаты правовоспитания зачастую не те, что нужны, со­циально-педагогические причины слабо осознаются, а постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпетент­ности звучит еще слишком слабо.

Социально-педагогические правовоспитательные влияния в це­лом существенно осложняют задачи правовоспитания граждан и . требуют строить многоуровневую систему его, начиная с государст­венного управления и кончая индивидуальной работой и правовым

■ самовоспитанием. Такая система призвана ослабить, локализовать, по возможности устранить все или главные, негативно влияющие

■ на правовоспитание граждан социально-педагогические влияния, создать целенаправленно и компетентно функционирующие в раз­ных структурах, но действующие согласованно педагогические сис­темы правовоспитания. По силе своего позитивного правовоспитательного влияния она должна превосходить возможные негативные влияния уроков жизни каждого гражданина.

Крупномасштабность задачи создания такой системы не может быть основанием для отказа от нее. Задача эта крайне сложна, но от ложить ее нельзя. Ее трудно решить в короткие сроки, но можно хорошо поработать над ее решением и задействовать все социаль­но-педагогические резервы, тем более в правоохранительных орга­нах. Изначально эффективные педагогические системы правовос-питания должны функционировать в управляемых структурах — в каждом органе государственного и местного самоуправления, пра­воохранительном органе, образовательном учреждении, на телеви­дении — и постепенно создаваться повсеместно.

Правовоспита­тельная структура социальной среды

Занимаясь правовоспитанием, необходимо отчетливо представлять, какие конкретно социально-педагогические факторы среды, жизни людей способствуют, а какие «конкурируют», противостоят нашим сознательным усилиям достигнуть правовос­питательного результата в работе с группой, коллективом, отдель­ным гражданином, работником, обучающимся. Знание их способ­ствует и пониманию того, что от ответственности за результаты правовоспитательных влияний не может быть свободен никто — ни законодатель, ни исполнительная власть, ни руководители, ни финан­систы, ни хозяйственники, ни родители, ни образовательные учреж­дения, ни граждане, неравнодушные к судьбам страны и народа, а уж тем более ни юристы. Правовоспитание должно происходить на всех участках, в каждый момент, а от ответственности за него не свободен никто.

По особенностям своей природы все правовос­питательные факторы социальной среды делятся на две группы:

собственно педагогические — особенности функционирования различных педагогических систем;

педагогически значимые — не являясь педагогическими по своей природе, они тем не менее сказываются на правовоспитании всех граждан.

По качественным особенностям выделяются общественные, правовые, криминогенные и криминальные факторы, вклю­чающие компоненты, относящиеся к федеральному, региональному, местному и групповому уровням.

К основным общественным факторам социально-экономической природы, имеющим педагогическую значимость, относятся:

• состояние экономики;

• уровень жизни населения;

• исторические, культурные, этнические, национальные, рели­гиозные и иные особенности населения, его быта, общественного сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, соци­альных ориентации;

• отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям;

• социальная справедливость в обществе;

• уровень моральности в обществе;

• деятельность органов федеральной и местной власти, их соци­альная ориентированность, народность политики, молодежная поли­тика, авторитет и поддержка населением;

• морально-психологический климат в стране и на местах, гос­подствующие общественные мнения, убеждения, настроения, инте­ресы, трудовой настрой, представления о перспективах жизни, со­циальные устремления, желания, надежды, социальный оптимизм;

• состояние здоровья населения и система оказания ему меди­цинской помощи;

• социальная дифференциация населения, основные социальные группы его, их взаимоотношения, представления о справедливости приобретения имущества и богатств экономической элитой общества;

• деятельность средств массовой информации — периодической печати, радио, телевидения;

• способы проведения досуга, распространенность пьянства, ал­коголизма, наркомании, СПИДа;

• тендерные отношения (отношения полов), прочность семьи. Есть и общественные факторы педагогической природы. Это вся педагогическая система в обществе и ее составляющие (см. главу 6). Ведущую роль в ней играет система образования — дошкольного, школьного, профессионального, послевузовского, профессиональ­но-служебной подготовки, самообразования. Ее вклад в фундамент правомерного поведения граждан выражается в формировании их образованности, гражданской, нравственной и трудовой воспитан­ности, общей развитости. Однако ни одно здание не построено, если есть фундамент, но нет крыши. Система образования обязана вно­сить вклад и в правовую культуру молодежи и взрослых граждан, обеспечивать их правовую воспитанность, но делается для этого сейчас недостаточно. Фрагменты правовой культуры включаются в обязательные минимумы основного и среднего (полного) общего образования, в образовательные стандарты высшего профессио­нального образования, разрабатываются и внедряются правовые Учебные дисциплины (чему способствует деятельность Российского фонда правовых реформ по программе «Правовое образование»), проявляется инициатива на местах по совершенствованию правовой подготовки учащихся (особенно поучителен опыт школы № 34 г. Брянска, директор школы Н.С. Коваленко). И все же делается не­достаточно, не в полном соответствии с трудностями и требования­ми глобальных социально-экономических преобразований в стране и немало допускается упущений. Ощущается очевидный разрыв между новым демократическим законодательством и должным уровнем правовой культуры молодежи и всех граждан. Право так и не утвердилось в качестве самостоятельного школьного предмета в базисном учебном плане, нет системы подготовки и переподготовки учителей по правовым дисциплинам215, преподавание права недос­таточно связывается с правовоспитанием. Даже в федеральных пра­вовых документах (постановлениях, планах, директивах и других документах правительства и Министерства образования) по вопро­сам модернизации образования до 2010 г., совершенствования вос­питания школьников и студентов вопросам правовой культуры и правовоспитания почти не уделяется внимания.

Одна из закономерностей функционирования социальных сис­тем проявляется в том, что особенности, присущие всему обществу, сказываются на особенностях входящих в него общностей людей бо­лее мелкого масштаба — социальных групп (региональных, профес­сиональных, возрастных, этнических и др.), коллективов, малых групп и микрогрупп. Поэтому влияние педагогически значимых об­щественных факторов федерального уровня носит доминирующий характер, задающий условия правовоспитания в общностях, группах и коллективах. Более того, это влияние сейчас резко возросло. Радио, телевидение вошло в повседневную жизнь граждан, в каждый дом и квартиру и вместе с ними все, что происходит в государстве, стало непременной частью среды каждого члена общества, задающего его настроения, мнения, побуждения. Это значительно повышает роль про­исходящего на федеральном, государственном уровне и ответствен­ность его структур за реальную правовоспитанность населения, за состояние и характер правовоспитывающего влияния перечисленных выше факторов. Если в них много недостатков, то на местах трудно добиться серьезного успеха в правовоспитательной работе с гражданами. >• Правовые социально-педагогические факторы связаны с целе­направленной деятельностью органов власти, различных организа­ций, предприятий, частных структур и общественных формирова­ний по укреплению законности и правопорядка. К ним относятся:

• состояние законодательства, его соответствие реальному уров­ню законности, правопорядка, преступности в стране и подготов­ленности всех категорий населения жить в условиях демократиче­ских свобод;

• уровень преступности в стране, развитие новых видов престу­плений (организованная преступность, коррупция, взяточничество, вымогательство, рэкет, похищение людей, торговля людьми и их ор­ганами, бандитизм, заказные убийства и пр.);

• сращивание бизнеса с преступностью;

• уровень правовой культуры в обществе;

• степень осведомленности граждан о новом законодательстве;

• реальная обеспеченность прав граждан;

• реальная защищенность граждан от преступных посягательств;

• реальное соблюдение законов органами государственного и местного управления, учреждениями, предприятиями, фирмами, по месту жительства;

• обеспечение безопасного и справедливого правосудия, защи­щенность судей, прокуроров, адвокатов, свидетелей, потерпевших от давления криминала, появление судов присяжных;

• общественное мнение граждан по вопросам совершенства за­конодательства и справедливости уголовных наказаний, особенно по видам преступлений, имеющих общественный резонанс (мо­шенничество в крупных размерах, незаконное присвоение собст­венности, имевшей в прошлом общенародный характер, коррупция, убийства, захват заложников, терроризм и пр.);

• общественное мнение по вопросам амнистий, досрочного ос­вобождения осужденных за опасные и особо опасные преступления;

• степень усилий, организованности и успешности деятельности всех органов и структур по укреплению правопорядка, законности, защите прав, свобод и имущества граждан, реализации принципа не­отвратимости наказания;

• освещение правовых вопросов в периодической печати, на ра­дио, телевидении, правовая грамотность населения;

• развитость и эффективность связей правоохранительных орга­нов с общественностью;

• общественное мнение об эффективности деятельности право­охранительных органов, о людях, работающих в них, их честности или коррумпированности; имидж и авторитет профессии сотрудника;

• вера граждан в возможность встретить человеческое отноше­ние, понимание и защиту от правонарушителей у работников пра­воохранительных органов;

• активность граждан и общественных формирований в помо-Щи правоохранительным органам и др.

В комплексе правовых факторов действуют и свои юридико-педа-гогические факторы, ориентированные на повышение уровня право­вой культуры, правовоспитание:

• наличие и эффективность системы организованного и эффек­тивного правового воспитания граждан (в том числе — правового все­обуча, педагогически целенаправленной правовой пропаганды и др.);

• существование в структурах власти, учреждениях, на предпри­ятиях, по месту жительства специальных органов, подразделений, групп и специалистов, профессионально осуществляющих юриди-ко-педагогическую работу;

• осуществление в трудовых коллективах воспитательной рабо­ты по укреплению дисциплины и ответственного отношения к делу. строгое выполнение обязательств;

• педагогическая эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, особенно среди не­совершеннолетних;

• педагогическая эффективность системы исполнения наказа­ний и постпенитенциарной работы;

• педагогически компетентное управление правоохранительны­ми органами;

• педагогическая компетентность всех лиц, участвующих в юри-дико-педагогической работе, в частности профессионально-педа­гогическая подготовленность специалистов органов внутренних дел, чья деятельность имеет педагогический аспект и педагогическую функцию;

• направленность и эффективность реализации педагогической функции всеми специалистами правоохранительных органов при решении профессиональных задач;

• уровень воспитанности, профессионального мастерства, обра­зованности и развитости сотрудников правоохранительных органов, сплоченности и воспитывающий характер морально-психологичес­кой атмосферы и взаимоотношений в их коллективах;

• педагогическая подготовленность работников кадровых аппа­ратов, отделов профессиональной подготовки правоохранительных министерств, ведомств, органов, преподавательского и администра­тивного состава юридических образовательных учреждений, работ­ников пресс-центров и служб по связям с общественностью, руко­водителей занятий по служебной подготовке и др. Заметно усиливает этот фактор наличие в соответствующих подразделениях лиц с ос­новным и послевузовским юридико-педагогическим образованием.

Уместно подчеркнуть в качестве негативного обстоятельства то, что понятие «правовоспитание населения» постепенно уходит из лек­сикона сотрудников правоохранительных органов в период револю­ционных социальных перемен в России. Необходимо преодолеть застоявшееся мнение о том, что «...на фоне развернувшегося на российских просторах криминологического кошмара говорить о ка­ком-то воспитании... стало как-то, мягко говоря, неловко»216.

Рассмотренные факторы социальной среды в комплексе, груп­пами и порознь в большей или меньшей степени становятся частью образа жизни каждого человека, внося в ее атмосферу, в сознание правовую составляющую — непрерывно «звучащую правовую ноту». Что реально представляют эти факторы, насколько они социально и педагогически совершенны — таковы и их правовоспитательные влияние и эффект. К сожалению, влияние их немалой части в со­временный период жизни российского общества отнюдь не положи­тельно, а некоторые недостатки делают их криминогенными (см. § 14.1).

Негативное влияние на правовоспитание оказывают и крими­нальные факторы, присущая криминальной среде субкультура пове­дения, воспитания, образ жизни и действий. О масштабах этого влияния свидетельствуют и данные исследований ВНИИ МВД РФ: в первые годы XXI в. более двух третей российского населения ис­пытывают страх перед преступностью и ставят ее на первую ступень в иерархии угроз безопасности.