logo search
Yuridicheskaya_pedagogika

Содержание профессионально-педагогической подготовки

Профессионально-педагогическая подготовка студентов, курсантов и слушателей должна быть направлена на овладение всем объемом учеб­ного материала, предусмотренного образова­тельными программами и государственными стандартами для психолого-педагогических дисциплин. В результате этого должен быть достигнут по меньшей мере минимально необ­ходимый для практической работы уровень профессионально-пе­дагогической подготовленности каждого выпускника. Она включает в себя следующие компоненты:

1) педагогическую образованность, проявляющуюся в:

• расширении мировосприятия путем представления о педаго­гической реальности в обществе, многообразиях жизни и деятель­ности всех людей и педагогике как науке, помогающей людям жить и достигать успеха;

• понимании необходимости для образованного человека быть педагогически подготовленным для успешного личностного роста, самореализации и самоутверждения в жизни и обществе, для нор­мальной семьи, воспитания детей, преодоления трудностей и обес­печения личной безопасности;

• овладении основами научного понимания вопросов образова­ния, воспитания, обучения и развития людей, усвоении их основных теорий; умении ориентироваться в житейских представлениях о них и давать им верную оценку;

• обоснованной вере в педагогические возможности совершен­ствования себя и других;

2) профессионально-педагогическую обученность студентов, курсан­тов и слушателей, заключающуюся в:

• овладении определенным объемом теоретических и приклад­ных психолого-педагогических знаний, необходимых будущему юристу для решения педагогических задач в процессе профессиональной деятельности;

• усвоении методик практического анализа педагогических задач и умении их грамотно применять в предстоящей профессиональной деятельности;

• овладении педагогическими методами и техникой установле­ния межличностных контактов и соблюдении педагогического такта в процессе общения с различными категориями людей, в том числе и в конфликтных ситуациях;

• освоении форм, методов и приемов педагогического воздей­ствия на собеседника (подчиненного) в процессе профессиональной и служебной деятельности;

• овладении современными технологиями обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития в пределах, необходимых для проведения занятий с будущими подчиненными в процессе профессиональной и служебной подготовки;

• знании и умении повышать собственную осмотрительность, бдительность и безопасность;

• понимании требований экстремальной подготовленности, ее компонентов и умении работать по их совершенствованию для ус­пешных действий при решении служебно-боевых задач;

3) профессионально-педагогическую воспитанность личности, вы­раженную в:

• профессионально-педагогической направленности: интересе к педагогической реальности в их правоохранительной деятельности; ос­воении и совершенствовании научно-педагогических знаний; интересе, умении и привычке к самооценке собственных педагогических осо­бенностей (свойств), проявляющихся в уровне образованности, обученности и воспитанности; развитости желания и стремления исполь­зовать профессионально-педагогические знания, навыки и умения для анализа педагогических явлений, возникающих в процессе профес­сиональной деятельности, в поиске рациональных путей их решения;

• гуманности, доброжелательности и внимании к людям, неиз­менном стремлении соблюдать и защищать их права, восстанавливать справедливость при их нарушении, защищать их от криминальных посягательств;

• проявлении культурности и тактичности при общении с гра­жданами;

• наличии привычки постоянно держать себя достойно, педаго­гично, ощущая себя субъектом правовоспитательных педагогических воздействий на граждан, ответственным за них и обязанным показы­вать пример правовой культуры и уважительности;

• проявлении коллективистских качеств во взаимоотношениях с коллегами, готовности сотрудничать с ними, помогать друг другу в любой обстановке;

• наличии потребности к самосовершенствованию и проявлении педагогических качеств, способствующих предупреждению профес­сиональной деформации, а также в умении использовать для этого рекомендуемые педагогикой методы и приемы;

4) профессионально-педагогическую развитость, характеризующуюся способностями к формированию и совершенствованию таких ка­честв, как:

• профессионально-педагогическое мышление, умение педагоги­чески осмысливать факты правовой реальности, анализировать их с использованием педагогических знаний, приходить к педагогическим выводам, пониманию, что надо делать, и предвидению последствий;

• профессионально-педагогическая наблюдательность;

• педагогический такт в общении и воздействиях на людей;

• профессионально-педагогическая интуиция в принятии управ­ленческих и правовых решений;

• психолого-педагогическая наблюдательность и способность ре­шать профессиональные задачи в экстремальных условиях;

• способность противостоять негативным воздействиям, возни­кающим в процессе профессиональной деятельности;

• способность к объективной самооценке личностного профес­сионально-педагогического роста.