Виды лекции
Подготовка лекции включает: уяснение целей занятия на основе требований государственного образовательного стандарта и квалификационной характеристики; отбор нужного объема учебного матфиала; детальную проработку структуры лекции; написание текста ласции; отработку текста лекции и придание ему наглядности (глшное — выделить одним цветом, связующее, фоновое — другими); подготовку дидактических материалов к лекции и выбор технических средств для их реализации; решение других организационных вопросов; психологический настрой преподавателя на чтение лекции.
Лекция в своей структуре содержит: введение, основную часть и заключение, каждая из которых имеет свои организационно-методические особенности.
Семинар. Это классическая групповая форма занятий. Она применяется для обсуждения наиболее сложных теоретических вопросов учебной программы и путей реализации полученных знаний для решения прикладных проблем. Поэтому основное дидактическое требование к семинару состоит в том, чтобы учебные вопросы (проблемы), выносимые на обсуждение, исходили из потребностей научного обоснования практики и были переориентированы с системы знаний на систему действий. Это позволяет активизировать обучающихся, развивать у них профессиональное мышление и тем самым реализовать принцип связи обучения с жизнью, теорию с практикой.
Семинар — внешне простая форма обучения, а по существу одна из сложных, поскольку она обязывает преподавателя так организовать это занятие, чтобы включить обучающихся в активный мыслительный процесс, заинтересовать их обсуждаемой проблемой и вовлечь в дискуссию. Это требует от преподавателя умения дирижировать учебной группой, создать в ней живое общение, обеспечить возможность каждому высказаться, обменяться мнениями. Вопросы, обсуждаемые на семинаре, не повторяют лекционные, а развивают их и направляют в практическую плоскость.
Такой подход к семинару придает ему, наряду с функциями, присущими лекции, дополнительно поисковую и контрольную функции. Первая позволяет развивать у студентов, курсантов и слушателей не формальные, а творческие умения вести поиск путей и изыскивать резервы совершенствования практики на научной основе, а вторая — выявить уровень усвоения учебного материала. Методически правильно проведенный семинар учит студентов, курсантов и слушателей творчески мыслить, рассуждать, дискутировать, находить истины, опираясь на научные аргументы, гласно отстаивать свою точку зрения.
Разновидностями семинарской формы обучения выступают: семинар-беседа (просеминар), семинар — развернутая эвристическая беседа, тематический семинар, реферативный семинар, семинар с докладом, семинар-практикум, межпредметный семинар. Каждая разновидность семинара имеет свои организационно-методические особенности.
Конференция — одна из форм коллективного научно-практического обучения в юридических вузах. Организационно она планируется и проводится, как правило, с коллективами факультетов, курсов и реже в учебных группах. В зависимости от направленности рассматриваемых проблем конференции могут иметь следующие разновидности: научные (теоретические), научно-практические, научно-методические.
Основными задачами любой конференции являются:
• широкое раскрытие обсуждаемой проблемы в теоретическом, практическом или методическом плане;
• углубление знаний и их пополнение новыми научными сведениями или практическими данными;
• определение путей практического применения знаний, обеспечение связи теории с практикой;
• ознакомление участников конференции с результатами исследований и экспериментов в области теории, методики и практики;
• решение задач профессиональной ориентации и привитие обучающимся любви к будущей профессии;
• обобщение и" распространение передового педагогического и профессионального опыта работы преподавателей и выпускников вуза.
Все выступающие на конференции — студенты, курсанты слушатели — высказываются как по фиксированным темам (распределенным между обучающимися преподавателями при ее подготовке), так и в свободной дискуссии. Хорошие результаты дает приглашение на конференции отдельных практических работников или ученых из других организаций. Оправдывает себя проведение межкафедральных конференций, если обсуждаемая проблема имеет комплексный характер.
Методика подготовки конференции подобна той, которая присуща семинарам, только масштабы шире и ведется она дольше — дней 15-30.
Практические занятия. Цели их связаны с формированием у обучающихся профессиональных навыков, умений, привычек, качеств и развитием способностей.
В настоящее время используются такие разновидности практических занятий:
• аудиторные практические занятия;
• практические занятия в специальных классах, кабинетах, лабораториях;
• практические занятия на тренажерах;
• практические занятия на полигонах, в парках;
• полевые практические занятия;
• практические занятия в подразделениях правоохранительных органов и других организациях;
• профессиональный тренинг по отработке функциональных действий.
При проведении практических занятий активно используются и методы профессионального практического обучения:
• анализ правоохранительных (или управленческих) ситуаций (АПС, АУС);
• решение служебных задач: умозрительно, с помощью видеопособий, на персональных компьютерах;
• работа с документами и деловыми бумагами (анализ входящих и составление исходящих документов, отработка справок, отчетов, изучение и ведение уголовных дел и др.);
• практикум (групповой и индивидуальный) в подразделениях правоохранительных органов и других организациях;
• игровой метод (отработка обучающимися ролевых действий в имитируемых профессиональных ситуациях);
• метод мозговой атаки («психического штурма») — нестандартный поиск решений при возникновении нетипичных (стрессовых) ситуаций;
• алгоритмизированный метод (отработка практических действий по алгоритму — схеме ориентировочной основы действий — ООД).
Подготовка таких занятий также делится на предварительную и непосредственную, а структура проведения на вводную, основную и заключительную части с особенностями, вытекающими из специфики и методики их проведения.
Игра. Отличается от других форм практической подготовки тем, что в ней наилучшим образом воспроизводится реальная профессиональная обстановка и деятельность специалистов в комплексе условий и особенностей (моделируется характер деятельности).
В педагогическом процессе игра представляет собой специально организованную взаимообусловленную деятельность обучающего и обучающихся, в которой операционные теоретические знания переводятся в практический контекст. Это достигается имитацией в учебно-воспитательном процессе различных динамично протекающих служебных, производственных и других профессиональных (управленческих) ситуаций.
Все виды игр, которые применяются для профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях, называются учебными и относятся к классу имитационных игр. В них еще на стадии разработки закладывается совмещение двух моделей: имитационной и игровой. Первая предусматривает имитацию предметного содержания профессии, а вторая — моделирование ролевых (должностных) действий специалистов в процессе их профессионального труда. По содержанию все учебные игры, применяемые в юридических вузах, делятся на:
• функциональные — обеспечивают имитацию ролей сотрудников;
• специальные (предметные) — раскрывают содержательные аспекты деятельности специалистов;
• комплексные (межпредметные) — в них одинаково важны и имитация ролей и проработка предметного содержания дела.
Любая игра способствует не только практическому обучению, но и развитию ее участников, особенно интеллекта, профессионального мышления, его творческих начал, находчивости, уверенности в своих возможностях, быстроте ориентировки в обстановке и ее изменениях и др. Игра обусловливает специфический профессиональный тип общения ее участников, который близок к реальному, и развивает профессиональную общительность.
В числе учебных имитационных игр могут применяться их разновидности: деловые, ролевые, операционные, организационно-деятельностные, инновационные, педагогические (учебные, воспитывающие и развивающие) и др.125
Все профессионально-ориентированные игры, независимо от их разновидности, проводятся игровым методом с демонстрацией действий сторон играющих. Здесь он выступает как сложный метод, в котором интегрируется, по сути, три метода: аналитический, экспертный (экспериментальный) и метод инсценировки.
Учения. Это самая масштабная и сложная форма практического профессионального обучения курсантов и слушателей в ведомственных образовательных учреждениях юридического профиля. Ее часто рассматривают как большую профессионально-ориентированную игру, в которой участвует несколько кафедр (циклов). Применяют ее, как правило, на завершающем этапе профессиональной подготовки специалистов для:
• закрепления знаний различных учебных дисциплин и комплексного их применения при решении масштабных практических задач;
• формирования у обучающихся сложных навыков и умений в оценке динамично меняющейся оперативной обстановки и принятия оптимальных решений в нестандартных ситуациях;
• развития у курсантов и слушателей профессионально-деловых качеств и их психологической подготовки к умелым и активным действиям в экстремальных условиях.
Учения, проводимые в образовательных учреждениях правоохранительных органов, имеют следующие разновидности: комплексные оперативные учения (КОУ), командно-штабные и командные учения (КШУиКУ), тактические учения (ТУ), тактико-специальные учения (ТСУ). Все виды учений проводятся игровым методом как двусторонние.
Технология разработки учебно-методических материалов для проведения кафедральных игр и межкафедральных учений ориентируется на выполнение следующих требований:
• содержание ситуаций и сущность поставленных в них проблем (задач) должны быть адекватны реальной действительности;
• проблемы (задачи) обязаны быть значимы для всех участников игры (учений);
• нужно создать две совмещенные модели имитации реальности:
а) имитационную — предусматривает создание ситуации, связанной с выполнением какого-то профессионального действия и решением проблемы;
б) моделирование ролевых (должностных) действий участников в осуществлении запланированного действия и решения проблемы.
С учетом этих требований на каждую кафедральную (межкафедральную) игру и учения составляется методическая разработка, в
которой следует отразить три этапа: подготовительный, игровой и заключительный, а также наименование темы, цели, замысел, план (сценарий — см. табл. 8.11), исходные информационные материалы об обстановке в районе (где разыгрывается игра, учение), задания, инструкции для играющих и экспертов (посредников), порядок и методику разбора и оценки.
Таблица 8.11
- Часть I
- Глава 1 педагогика как наука
- 1.1. Предмет, основные категории и задачи педагогики
- Предмет педагогической науки
- Система основных понятий (категорий) педагогики
- 1.2. История педагогики и ее научные школы
- Педагогическая мысль в России
- Педагогика советского времени
- 1.3. Система отраслей педагогической науки
- Взаимосвязи педагогики с другими науками
- Педагогика и практика
- 1.4. Методология педагогики
- 1.5. Организация и методы педагогических исследований
- Процесс педагогического исследования
- Библиографический список
- Глава 2 личность и группа как субъекты и объекты педагогического процесса
- 2.1. Личность в педагогическом процессе
- Процесс формирования личности
- Личность как субъект педагогического процесса
- 2.2. Группа, коллектив в педагогике
- Группа и педагогика
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 3
- 3.1. Педагогическая система и ее основные элементы
- Единство систем воспитания, обучения, образования и развития человека
- 3.2. Педагогический процесс: его сущность, структура и закономерности Сущность и структура педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Управление педагогическим процессом
- Морально - психологическое обеспечение педагогического процесса
- 3.3. Традиционные методы и технологии в педагогическом процессе
- Технологии образования
- Технологии обучения
- 3.4. Интенсивные педагогические технологии Теория и технология поэтапного формирования действий
- Компьютерные технологии
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 4 педагогические действия и техника их выполнения
- 4.1. Понятие о педагогических действиях и технике их выполнения
- 4.2. Педагогическое наблюдение Общая характеристика
- Педагогическая направленность наблюдения
- Организация педагогического наблюдения
- Обеспечение интенсивного и устойчивости педагогического наблюдения.
- Осмысливание результатов наблюдения
- 4.3. Педагогический анализ
- 4.4. Педагогическое решение Выделение педагогической проблемы, ее изучение и определение цели решения (желательного результата)
- Разработка вариантов педагогического решения и выбор лучшего из них
- Детальная проработка избранного варианта педагогического решения
- 4.5. Педагогическая речь Техника использования речевых средств
- Риторика51
- 4.6. Педагогическое общение Общая характеристика
- Техника педагогического общения
- Управление процессом педагогического общения
- 4.7. Педагогическое взаимодействие Сущность и значение педагогического взаимодействия педагога и обучающихся
- Пути установления педагогического сотрудничества
- 4.8. Педагогическая требовательность
- Библиографический список
- Глава 5
- 5.1. Семья и семейная педагогика Влияние семьи на процесс формирования
- Правовые положения и правовоспитательное влияние семьи
- Актуальные проблемы семейной педагогики
- 5.2. Дошкольные учреждения и дошкольная педагогика
- 5.3. Общеобразовательная школа и школьная педагогика
- Предмет и задачи школьной педагогики
- 5.4. Высшая школа и педагогика высшей школы Высшее образование и общество
- 5.5. Трудовой коллектив и профессиональная педагогика
- 5.6. Государственные, общественные, досугово-бытовые образования и социальная педагогика
- Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
- 5.7. Педагогика самосовершенствования личности Самообразование личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 6 субъекты педагогической работы
- 6.1. Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
- Специалист
- Руководитель
- 6.2. Требования педагогической деятельности к ее субъекту
- 6.3. Профессионализм педагога-профессионала
- 6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть II
- Глава 7
- Правовая сфера и педагогическая система общества
- 7.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики Юридико-педагогическая действительность
- 7.3. Методология юридической педагогики
- Специальная (частная94) методология юридической педагогики
- 7.4. Право и педагогика Педагогический подход и функция права
- Педагогика в свойствах и механизмах права
- 7.5. Педагогика правовой социализации и культуры
- Педагогические компоненты правовой культуры личности
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 8 педагогическая система юридического образования
- 8.1. Система юридического образования в России и принципы ее построения
- Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
- 8.2. Педагогические модели специалистов — выпускников юридических образовательных учреждений различных уровней
- Профессиональные требования к качеству подготовки юристов
- Предметные квалификационные характеристики
- 8.3. Личностно-формирующий потенциал юридического образовательного учреждения
- 8.4. Педагогическая система юридического образовательного учреждения
- Сущность и макроструктура педагогической системы
- Научно-содержательная составляющая педагогического процесса
- Педагогические принципы высшего профессионального юридического образования
- Организационная составляющая образовательного процесса
- 8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса122 Характеристика системы методического обеспечения
- Виды методической работы
- Методическая работа на кафедре, цикле
- Раздел III. Методика преподавания учебной дисциплины по видам занятий, предусмотренных тематическим планом:
- Раздел IV. Совершенствование частной методики преподавания дисциплины. Оно может осуществляться по следующим направлениям:
- 8.6. Основы методики преподавания юридических дисциплин
- Виды лекции
- 8.7. Профессионально-педагогическая подготовка обучающихся в юридических образовательных учреждениях126
- Содержание профессионально-педагогической подготовки
- 8.8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и преподавателей в системе дополнительного профессионального образования
- 8.9. Профессиональное становление студентов-юристов в непрерывной производственной практике (рязанский опыт)
- Библиографический список
- Глава 9 педагогика воспитания в правоохранительном органе
- 9.1. Значение и организация воспитания сотрудников правоохранительного органа
- 9.2. Цели, задачи и принципы воспитания сотрудников
- Методические принципы и методы
- 9.3. Работа с коллективом правоохранительного органа
- Педагогическая технология формирования коллектива
- 9.4. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
- Наставничество
- 9.5. Государственно-профессиональное воспитание Общая характеристика видов воспитания
- Патриотическое воспитание
- 9.6. Нравственно-профессиональное воспитание сотрудников
- Профессионально-этическое воспитание
- 9.7. Профессионально-правовое воспитание сотрудников Цели и задачи правового
- Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
- 9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 10
- 10.1. Педагогические задачи и особенности профессиональной подготовки
- 10.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки
- Организационные педагогические принципы
- 10.3. Общая методика проведения занятий по профессиональной подготовке
- Этапы занятия и их методика
- 10.4. Методика формирования и совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников
- 10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
- 10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
- 10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
- 10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
- 10.9. Профессионально-педагогическая подготовка руководителей занятий Значение, задача и формы профессионально- педагогической подготовки
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 11 экстремально-юридическая педагогика
- 11.1. Требования к экстремальной подготовленности сотрудников правоохранительных органов
- 11.2. Основы экстремальной подготовки сотрудников
- Учебная база и средства экстремальной подготовки
- 11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
- 11.4. Основные виды экстремальной подготовки
- 11.5. Педагогическое обеспечение действий персонала правоохранительных органов в экстремальных условиях
- 11.6. Педагогические особенности работы с персоналом в постэкстремальный период
- Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 12 педагогика управления правоохранительным органом
- 12.1. Педагогическая функция в управлении правоохранительным органом
- 12.2. Основы реализации педагогической функции управления
- Организационно-педагогические факторы
- 12.4. Педагогические технологии в текущем управлении
- 12.5. Педагогические технологии в реализации властных управленческих функций
- Педагогические технологии в управленческом контроле
- 12.6. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
- 12.7. Педагогическая этика руководителя Этика и педагогическая функция управления
- 12.8. Педагогические аспекты соблюдения прав человека в управлении деятельностью правоохранительных органов
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Часть III
- Педагогическое
- Обеспечение решения основных
- Правоохранительных задач
- Глава 13
- Правовое воспитание населения
- 13.1. Правовоспитанность граждан и система факторов, влияющих на нее Правовоспитанность и правовоспитание населения
- 13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
- Направления правовоспитательной работы
- 13.3. Правовое воспитание в основных педагогических системах общества
- Правовоспитательная работа в общеобразовательной школе
- 13.4. Народная педагогика и правовоспитание
- 13.5. Правовое воспитание молодежи
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 14 криминологическая, криминальная и превентивная педагогики
- 14.1. Криминологическая педагогика
- Цель и задачи криминологической педагогики
- Криминогенные факторы в условиях жизнедеятелыюсти населения
- 14.2. Криминальная педагогика
- 14.3. Основы превентивной педагогики
- Основы педагогической системы профилактики
- Педагогика в общей профилаке тике преступлений
- 14.4. Профилактика рецидивных преступлений Постпенитенциарная педагогика
- Исторические уроки постпенитенциарной педагогики
- 14.5. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 15 педагогическое обеспечение охраны порядка и безопасности
- 15.1. Педагогическое обеспечение деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности
- 15.2. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников пограничной службы
- 15.3. Особенности педагогического обеспечения деятельности сотрудников таможенных органов
- Специфика требований к личности и деятельности таможенника
- Особенности обучения сотрудников таможенных органов
- 15.4. Педагогические особенности подготовки работников частных детективных и охранных служб
- Основы правовой подготовки
- Физическая подготовка и рукопашный бой
- Психологическая подготовка
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 16 педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов
- 16.1. Педагогика и судопроизводство
- Из истории педагогики судебного
- 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
- 16.3. Педагогические аспекты деятельности органов досудебного производства
- 16.4. Вопросы правового просвещения граждан на стадии предварительного расследования
- Обеспечение прав участников предварительного расследования
- 16.5. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан
- Воспитательное значение деятельности обвинителя на суде
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
- Библиографический список
- Глава 17
- 17.1. Становление и развитие теории и практики пенитенциарной педагогики
- Пенитенциарной науки и практики с середины 80-х годов по настоящее время
- 17.2. Факторы, определяющие специфику пенитенциарной педагогики
- Неформальные общности осужденных
- Среда функционирование воспитательной системы органов, исполняющих наказания
- Объект и предмет исправительной педагогики
- Основные категории исправительной педагогики(пенитенциарной) педагогики
- 17.4. Принципы перевоспитания осужденных
- Система методов воспитания осужденных
- Методы на сознание и поведение осужденных
- Методы коррекции поведения
- Групповые формы воспитательного взаимодействия
- 17.7. Основные средства исправления осужденных Понятие основных средств исправления осужденных
- Общественное воздействие как средство исправления осужденных
- 17.8. Особенности перевоспитания различных категорий осужденных
- Библиографический список
- Глава 1о
- 18.1. Общая характеристика юридической педагогики за рубежом
- Основная терминология сравнительно – юридической педагогики
- 18.2. Юридическое образование за рубежом
- Юридическое образование в Европе
- Юридическое образование в сша
- Образование в системе работы с кадрами полиции
- Современное состояние полицейского образования
- 18.4. Обеспечение имиджа и престижа полицейских Проблема имиджа и престижа полицейских
- Обеспечение престижности профессии полицейского
- 18.5. Педагогические аспекты в решении полицией служебных задач
- 18.6. Психологическая подготовка сотрудников полиции за рубежом Возникновение развития психологической подготовки
- Педагогическая система психологической подготовки
- 18.7. Проблема ресоциализации осужденных за рубежом Пенитенциарная педагогика за рубежом
- Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений