4. Закономерности педагогического процесса
Во всех областях жизни общества, природы, человека, в том числе в педагогическом процессе, существуют свои законы и закономерности. Определение закономерностей педагогического процесса в большой степени зависит от уровня развития антропологических, гуманитарных наук.
I группа закономерностей — действует на макро-и микросоциальном уровнях. Это общие, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между потребностями, возможностями общества (страны, региона, отдельных групп людей, семьи) и педагогическим процессом |
| |
| Зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности, то есть цель, характер, содержание, средства, методы, формы педагогического процесса определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями | |
| ||
| ||
| Зависимость педагогического процесса от региональных условий, факторов микросреды, природных факторов, условий конкретной школы и класса, особенностей педагогического коллектива, внутреннего состояния самого ребенка и др. | |
| ||
|
II группа закономерностей — действует на межличностном и личностном уровнях
Единство и взаимосвязь педагогического процесса и развития личности: с одной стороны, уровень развития личности определяет характер, содержание и результативность педагогического процесса, с другой стороны, педагогический процесс нацелен на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры общества и духовных ценностей
Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между составными частями педагогического процесса:
П Между деятельностью педагога, деятельностью ученика и содержанием педагогического процесса.
□ Между целями, содержанием, методами, средствами, формами, условиями педагогического взаимодействия, с одной стороны, и его результатами — с другой. Все компоненты педагогического процесса соподчинены друг другу, проникают друг в друга в самых различных комбинациях. Каждый предыдущий определяет последующие и в то же время зависит от них.
□ Между обучением и воспитанием как составляющими педагогического процесса: воспитание невозможно без обучения и наоборот
Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между характером деятельности развивающейся личности, особенностями её взаимодействия с окружающим миром и результатами ее развития:
□ Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться, их интересу к учебной деятельности, отношению к учебному труду, своим учебным обязанностям.
□ Эффективность воспитания зависит от степени активности самой личности, от содержания и способов организации ее деятельности, мотивов этой деятельности, от характера педагогического руководства деятельностью данной личности
Закономерные связи между уровнем возрастного, индивидуального развития личности и предлагаемыми содержанием, методами, формами педагогического процесса
Схема 26
Из народной мудрости
п Хто знае, той мае (беп.).
□ Свет не гарожан, ды закон паложан (бел.).
Это обстоятельство является причиной того, что проблема закономерностей и принципов в педагогике до сих пор не имеег однозначного решения. Современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе — и принципов педагогического процесса.
Закон как философская категория есть внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обусловливающая их изменение. Закономерность — совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении какой-либо системы. В законах и закономерностях выражаются сущности явлений.
Понятие «принцип» означает основную идею, исходное требование или основное правило поведения, деятельности. Принципы есть субъективное выражение законов и закономерностей и формулируются на их основе. Если принцип — это обобщенное положение, распространяющееся на все явления данной группы, то правило — обобщение большинства, но не всех случаев. Правила носят обычно эмпирический характер и выводятся из опыта. Научно обоснованные эмпирические правила могут быть сформулированы как принципы.
Закономерность педагогического процесса (обучения и воспитания) можно определить как совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование. Обычно выделяют две группы закономерностей (см. схему 26, с. 66).
Эти закономерности можно считать установленными, многократно проверенными, подтвержденными и объясненными. Так как в область педагогического процесса попадают социальные, экономические, культурологические, психологические, духовные, физиологические и иные явления, то с развитием антропологических и в целом гуманитарных наук будут установлены и другие, более глубокие закономерности педагогического процесса.
5. Принципы педагогического процесса и правила их реализацш^
На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогического процесса — общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осугцествлению педагогического процесса. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обоснованно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогического процесса. Принципы имеют нормативный характер. Принципы педагогического процесса носят исторический характер. По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. В свое время формулировали принципы обучения Я. А. Коменский, И. Ф. Песта-лоцци, А. Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов. М. Н. Скаткин и другие.
В системе принципов педагогического процесса ряд принципов выполняют функции метапринципов, то есть носят методологический характер (см. таблицу 4).
Таблица 4
Метапрннцнп педагогического процесса | Что предписывает |
Целостный подход к педагогическому процессу | Необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности; взаимодействия школы, семьи и внешкольных учреждений; единого стиля и тона отношений к ребенку; гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм педагогического процесса |
Принцип природосообразности | Опираться на природу ребенка, на законы его развития, создавать условия для самопознания и самореализации; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в педагогическом процессе |
Принцип культуросообразности педагогического процесса | Учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы педагогического процесса, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры |
Принцип личностного подхода | При конструировании и осуществлении педагогического процесса ориентироваться на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности; признавать уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение; опираться в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия |
Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту. (Я. А. Коменский.)
Чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка. И тем больше риск впасть в непроходимые взаимные заблуждения.
(В. Леей.)
Все, что есть в человеке как человеке, предстает в виде культуры.
(М. С. Каган.)
Для записей
Продолжение табл. 4
Метапринцип педагогического процесса | Что предписывает |
Принцип деятельностного подхода | Опираться на тот факт, что личность формируется и проявляется только в деятельности; рассматривать педагогический процесс как процесс организации разнообразной деятельности учащихся; учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания и обучения |
Принцип полисубъектного (диалогического) подхода | Учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции учителя и учащихся; развивать формы сотрудничества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности |
В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержания и организации педагогического процесса (см. таблицу 5).
Все принципы педагогического процесса взаимосвязаны. Например, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспечение сознательности и активности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога.
Таблица 5
Принцип педагогического процесса | Что предписывает |
Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе) | Оптимально сочетать индивидуальные, групповые, коллективные формы педагогического процесса, использовать воспитательные возможности детского коллектива в педагогическом процессе |
Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся | Формировать отношения воспитанников к окружающей действительности (к природной и социальной среде, деятельности людей, культурным ценностям); формировать жизненную позицию человека, для чего в процессе обучения теоретический материал сочетать с разными видами практических занятий; опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень |
Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся | Стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать активное отношение школьников к учению; способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала |
Принцип уважения к л!гчности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему | Исходить их того, что требовательность к личности ребенка является своеобразной мерой уважения ребенка |
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности | Подходить к ученику «с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А. С. Макаренко) |
Принцип научности | Отбирать содержание образования, соответствующее уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; включать в содержание учебного материала фундаментальные вопросы основ наук; знакомить школьников с методами и приемами научно-исследовательской работы, формировать у них исследовательские умения |
Принцип гражданственности | Формировать гражданское самосознание, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости |
Из народной мудрости
п Не зная броду, не суйся в воду (рус).
□ Чем дальше в лес, тем больше дров (рус).
п Труд кормит, а лень портит (рус).
Продолжение табл. 5
Принцип педагогического процесса | Что предписывает |
Принцип наглядности | Применять в процессе обучения и воспитания разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся |
Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании | Согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной фуппой и отдельной личностью; обеспечивать преемственность учебных и воспитательных программ на всех ступенях образования; использовать уже имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала; обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету |
Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности | Обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учебного материала, изучать этот материал на предельно высоком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения |
Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов | Так организовывать педагогический процесс, чтобы он обеспечивал достижение целей образования |
Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой новых теорий и концепций обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы). Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению нового материала, пока хорошо не усвоен предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему». Принцип доступности в обучении реализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Приведем примеры правил воспитания (по О. С. Газману):
а Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
□ Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий.
□ Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения.
□ Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
□ Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее.
□ Умей признать свою ошибку.
Правила обучения и воспитания имеют относительный характер, их применение оправдано во многих, но не во всех случаях.
Вопросы и задании для самоконтроля
1. Проследите историческое развитие представлений педагогов о педагогическом процессе.
2. Определите понятия «педагогическая система», «педагогический процесс». Каково их соотношение?
3. Изобразите схематически структуру педагогического процесса.
4. Какие функции реализуются в педагогическом процессе?
5. Приведите примеры противоречий — движущих сил педагогического процесса— и объясните механизм их воздействия на развитие личности.
6. В чем проявляется целостность педагогического процесса? Какие другие характеристики педагогического процесса связаны с его целостным характером?
7. Определите понятие «педагогическое взаимодействие». Докажите, что оно является сущностной характеристикой педагогического процесса.
8. Объясните значение терминов «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».
9. Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса? Определите эти понятия.
10. Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса.
11. Раскройте содержание системы принципов педагогического процесса.
Глоссарий
□ Педагогическая система — совокупность взаимосвязанных компонентов (педагоги, воспитанники, содержание образования, материальные средства), характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей целью функционирования и единства управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление.
О Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие (последовательность действий) педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним.
(С. Л. Рубинштейн.)
Там, где нет педагогически обоснованного воздействия, не созидается педагогически целесообразное взаимодействие. (Н. Е. Щуркова.)
Для записей
□ Педагогическое взаимодействие — согласованная деятельность субъектов педагогического процесса по достижению совместных целей (результатов) образования, по решению конкретных педагогических задач.
□ Педагогическая ситуация — определенное состояние педагогического процесса, возникающее в результате взаимодействия педагогов и воспитанников в конкретный промежуток времени.
□ Педагогическая задача — педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности педагога и воспитанников и условиями ее осуществления.
□ Закономерность педагогического процесса — совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование.
□ Принципы педагогического процесса — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса.
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора