logo
КСР от Калач Микуле

4. Закономерности педагогического процесса

Во всех областях жизни общества, природы, человека, в том числе в педагогическом процессе, существуют свои законы и закономерности. Определение закономерностей педагогического процесса в большой степени зависит от уровня развития антропологических, гуманитарных наук.

I группа закономерно­стей — действует на макро-и микросоциальном уровнях. Это общие, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между потребно­стями, возможностями общества (страны, регио­на, отдельных групп людей, семьи) и педагогическим процессом

Зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, по­литического и культурного развития общества, состояния его духовности, то есть цель, характер, содержание, средства, методы, формы педагогического процесса определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями

Зависимость педагогического процесса от региональных условий, факторов микро­среды, природных факторов, условий конкретной школы и класса, особенностей педагогического коллектива, внутреннего состояния самого ребенка и др.

II группа закономерно­стей — действует на меж­личностном и личностном уровнях

Единство и взаимосвязь педагогического процесса и развития личности: с одной стороны, уровень развития личности определяет характер, содержание и результатив­ность педагогического процесса, с другой стороны, педагогический процесс на­целен на развитие личности путем присвоения ею социального опыта, культуры общества и духовных ценностей

Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между состав­ными частями педагогического процесса:

П Между деятельностью педагога, деятельностью ученика и содержанием педаго­гического процесса.

□ Между целями, содержанием, методами, средствами, формами, условиями пе­дагогического взаимодействия, с одной стороны, и его результатами — с другой. Все компоненты педагогического процесса соподчинены друг другу, проникают друг в друга в самых различных комбинациях. Каждый предыдущий определяет последующие и в то же время зависит от них.

□ Между обучением и воспитанием как составляющими педагогического процес­са: воспитание невозможно без обучения и наоборот

Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между харак­тером деятельности развивающейся личности, особенностями её взаимодей­ствия с окружающим миром и результатами ее развития:

□ Результаты обучения прямо пропорциональны умению учащихся учиться, их интересу к учебной деятельности, отношению к учебному труду, своим учебным обязанностям.

□ Эффективность воспитания зависит от степени активности самой личности, от содержания и способов организации ее деятельности, мотивов этой деятельности, от характера педагогического руководства деятельностью данной личности

Закономерные связи между уровнем возрастного, индивидуального развития лично­сти и предлагаемыми содержанием, методами, формами педагогического процесса

Схема 26

Из народной мудрости

п Хто знае, той мае (беп.).

Свет не гарожан, ды закон паложан (бел.).

126

Это обстоятельство является причиной того, что проблема закономерностей и принци­пов в педагогике до сих пор не имеег однозначного решения. Современный уровень разви­тия педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе — и принципов педагогического процесса.

Закон как философская категория есть внутренняя, существенная, устойчивая связь явле­ний, обусловливающая их изменение. Закономерность — совокупность взаимосвязанных по со­держанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменении какой-либо системы. В законах и закономерностях выражаются сущности явлений.

Понятие «принцип» означает основную идею, исходное требование или основное прави­ло поведения, деятельности. Принципы есть субъективное выражение законов и закономер­ностей и формулируются на их основе. Если принцип — это обобщенное положение, рас­пространяющееся на все явления данной группы, то правило — обобщение большинства, но не всех случаев. Правила носят обычно эмпирический характер и выводятся из опыта. Научно обоснованные эмпирические правила могут быть сформулированы как принципы.

Закономерность педагогического процесса (обучения и воспитания) можно определить как совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяю­щихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование. Обычно выделяют две группы законо­мерностей (см. схему 26, с. 66).

Эти закономерности можно считать установленными, многократно проверенными, под­твержденными и объясненными. Так как в область педагогического процесса попадают со­циальные, экономические, культурологические, психологические, духовные, физиологиче­ские и иные явления, то с развитием антропологических и в целом гуманитарных наук будут установлены и другие, более глубокие закономерности педагогического процесса.

5. Принципы педагогического процесса и правила их реализацш^

На основе закономерностей педагогического процесса формулируются принципы педагогическо­го процесса — общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, органи­зации и осугцествлению педагогического процесса. Знание принципов педагогического процесса дает возможность организовать его в соответствии с закономерностями педагогического процесса, обосно­ванно определить цели и отобрать содержание, выбрать адекватные методы и формы педагогическо­го процесса. Принципы имеют нормативный характер. Принципы педагогического процесса носят исторический характер. По мере развития теории и практики обучения и воспитания, открытия новых закономерностей педагогического процесса обосновывались и новые принципы обучения и воспитания. В свое время формулировали принципы обучения Я. А. Коменский, И. Ф. Песта-лоцци, А. Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов. М. Н. Скаткин и другие.

В системе принципов педагогического процесса ряд принципов выполняют функции метапринципов, то есть носят методологический характер (см. таблицу 4).

Таблица 4

Метапрннцнп педагогического процесса

Что предписывает

Целостный подход к педагогиче­скому процессу

Необходимость целостности воспитательных влияний на ра­циональную, эмоциональную и поведенческую сферы отно­шений личности; взаимодействия школы, семьи и внешколь­ных учреждений; единого стиля и тона отношений к ребен­ку; гармоничного сочетания применяемых методов, средств, форм педагогического процесса

Принцип природосообразности

Опираться на природу ребенка, на законы его развития, создавать условия для самопознания и самореализации; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в педагогическом процессе

Принцип культуросообразности пе­дагогического процесса

Учитывать, что культура определяет характер, цель, со­держание, методы и формы педагогического процесса, решать задачи приобщения человека к различным пла­стам культуры

Принцип личностного подхода

При конструировании и осуществлении педагогическо­го процесса ориентироваться на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффектив­ности; признавать уникальность личности, ее интеллек­туальную и нравственную свободу, право на уважение; опираться в воспитании на естественный процесс само­развития задатков и творческого потенциала личности, создавать для этого соответствующие условия

Располагать ма­териал по сту­пеням возраста, не навязывая ни­чего такого, что не соответству­ет возрасту. (Я. А. Коменский.)

Чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узна­ем о подлинной жизни и внутрен­нем мире ребенка. И тем больше риск впасть в не­проходимые вза­имные заблужде­ния.

(В. Леей.)

Все, что есть в че­ловеке как человеке, предстает в виде культуры.

(М. С. Каган.)

Для записей

128

Продолжение табл. 4

Метапринцип педагогического процесса

Что предписывает

Принцип деятельностного подхода

Опираться на тот факт, что личность формируется и про­является только в деятельности; рассматривать педаго­гический процесс как процесс организации разнообраз­ной деятельности учащихся; учитывать (формировать) позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания и обучения

Принцип полисубъектного (диало­гического) подхода

Учитывать (формировать) личностно-равноправные по­зиции учителя и учащихся; развивать формы сотрудни­чества между ними от максимальной помощи педагога учащимся в организации деятельности к постепенному нарастанию их собственной активности

В повседневной педагогической деятельности педагог руководствуется также принципами отбора содержа­ния и организации педагогического процесса (см. таблицу 5).

Все принципы педагогического процесса взаимосвязаны. Например, принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности; принцип прочности и действенности результатов предполагает обеспе­чение сознательности и активности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием руководящей роли педагога.

Таблица 5

Принцип педагогического процесса

Что предписывает

Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе)

Оптимально сочетать индивидуальные, групповые, кол­лективные формы педагогического процесса, использо­вать воспитательные возможности детского коллектива в педагогическом процессе

Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся

Формировать отношения воспитанников к окружающей действительности (к природной и социальной среде, дея­тельности людей, культурным ценностям); формировать жизненную позицию человека, для чего в процессе обу­чения теоретический материал сочетать с разными ви­дами практических занятий; опираться на личный опыт учащихся, переводя его с житейского на более высокий, абстрактно-теоретический, обобщенный уровень

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся

Стремиться к сознательности и активности учащихся в процессе обучения, для чего формировать актив­ное отношение школьников к учению; способствовать осмысленному и сознательному усвоению учащимися учебного материала

Принцип уважения к л!гчности ре­бенка в сочетании с разумной тре­бовательностью к нему

Исходить их того, что требовательность к личности ре­бенка является своеобразной мерой уважения ребенка

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности

Подходить к ученику «с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (А. С. Ма­каренко)

Принцип научности

Отбирать содержание образования, соответствующее уров­ню развития современной науки и техники, опыту, нако­пленному мировой цивилизацией; включать в содержание учебного материала фундаментальные вопросы основ на­ук; знакомить школьников с методами и приемами научно-исследовательской работы, формировать у них исследова­тельские умения

Принцип гражданственности

Формировать гражданское самосознание, патриотизм, национальные ценности, ориентировать содержание об­разования на развитие субъектности личности, ее духов­ности и социальной зрелости

Из народной мудрости

п Не зная броду, не суйся в воду (рус).

Чем дальше в лес, тем больше дров (рус).

п Труд кормит, а лень портит (рус).

130

Продолжение табл. 5

Принцип педагогического процесса

Что предписывает

Принцип наглядности

Применять в процессе обучения и воспитания разноо­бразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на раз­личные органы чувств учащихся

Принцип преемственности, систе­матичности и последовательности в обучении и воспитании

Согласовывать взаимодействие семьи и всех учреждений системы образования, педагогов, работающих с данной учебной фуппой и отдельной личностью; обеспечивать преемственность учебных и воспитательных программ на всех ступенях образования; использовать уже имею­щиеся у школьников знания в процессе изучения нового материла; строить обучение с учетом перспективы, под­готавливая учеников к восприятию более сложного ма­териала; обеспечивать систематические знания, умения и навыки по учебному предмету

Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности

Обеспечивать подготовку учащихся к восприятию учеб­ного материала, изучать этот материал на предельно вы­соком уровне их возможностей, создавать условия для развивающего обучения

Принцип продуктивности педаго­гического процесса и прочности его результатов

Так организовывать педагогический процесс, чтобы он обеспечивал достижение целей образования

Дальнейшее развитие принципов педагогического процесса связано с разработкой но­вых теорий и концепций обучения и воспитания. Принципы педагогического процесса реализуются через правила обучения и воспитания и соответствующие методы (приемы). Например, принцип преемственности, последовательности и систематичности в обучении реализуется на практике соблюдением следующих правил: «не переходи к изучению ново­го материала, пока хорошо не усвоен предыдущий»; «изучай новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему». Принцип доступности в обучении ре­ализуется в таких правилах: следуй «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Приведем примеры правил воспитания (по О. С. Газману):

а Принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

□ Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий.

□ Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения.

□ Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

□ Признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее.

□ Умей признать свою ошибку.

Правила обучения и воспитания имеют относительный характер, их применение оправ­дано во многих, но не во всех случаях.

Вопросы и задании для самоконтроля

1. Проследите историческое развитие представлений педагогов о педагогическом процессе.

2. Определите понятия «педагогическая система», «педагогический процесс». Каково их соотношение?

3. Изобразите схематически структуру педагогического процесса.

4. Какие функции реализуются в педагогическом процессе?

5. Приведите примеры противоречий — движущих сил педагогического процесса— и объясните механизм их воздействия на развитие личности.

6. В чем проявляется целостность педагогического процесса? Какие другие характеристики педа­гогического процесса связаны с его целостным характером?

7. Определите понятие «педагогическое взаимодействие». Докажите, что оно является сущност­ной характеристикой педагогического процесса.

8. Объясните значение терминов «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

9. Каким образом взаимосвязаны закономерности, принципы и правила педагогического процес­са? Определите эти понятия.

10. Охарактеризуйте основные группы закономерностей педагогического процесса.

11. Раскройте содержание системы принципов педагогического процесса.

Глоссарий

Педагогическая система совокупность взаимосвязанных компонентов (педагоги, воспитан­ники, содержание образования, материальные средства), характеризующих сущность педагогиче­ской деятельности, объединенных общей целью функционирования и единства управления, высту­пающих во взаимодействии со средой как целостное явление.

О Педагогический процесс специально организованное взаимодействие (последовательность действий) педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Ребенок развива­ется, воспиты­ваясь и обучаясь, а не развивается и воспитывает­ся и обучается. Это значит, вос­питание и обуче­ние включаются в самый процесс развития ребен­ка, а не надстраи­ваются лишь над ним.

(С. Л. Рубинштейн.)

Там, где нет пе­дагогически обо­снованного воздей­ствия, не созида­ется педагогически целесообразное взаимодействие. (Н. Е. Щуркова.)

Для записей

133

Педагогическое взаимодействие — согласованная деятельность субъектов педагогического процесса по достиже­нию совместных целей (результатов) образования, по решению конкретных педагогических задач.

Педагогическая ситуация — определенное состояние педагогического процесса, возникающее в результате взаимо­действия педагогов и воспитанников в конкретный промежуток времени.

Педагогическая задача — педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности педагога и воспитан­ников и условиями ее осуществления.

Закономерность педагогического процесса — совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характе­ризующих их развитие и функционирование.

Принципы педагогического процесса — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к со­держанию, организации и осуществлению педагогического процесса.