logo
КСР от Калач Микуле

4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе

Реализуя одно из своих фундаментальных прав, а именно, право на образование, ребенок большую часть своего детства проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в шко­ле— опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости — во многом зависит его успешность в социуме и ст&пень самореализации.

С усилением тоталитарной государственной системы в советский период в пракгике обуче­ния и воспитания стали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека (восприятие ребенка как объекта воздействия со стороны взрослых), —«подгонка» ею под заданный «шаблон личности» (воспитание без учета индивидуальных и половозрастных особенностей), нарушение прав учащихся (унижение и подавление личности ребенка, несоблю­дение его интересов и т. д.), авторитаризм педагогов (опора на методы требования, приказа, за­прета; ориентация на мнение исключительно педагога и др.).

Исходя из этого, система образования в предыдущие десятилетия была ориентирована на знаниевую модель, в основе которой были субъект-объектные отношения учителя и уча­щегося: управление деятельностью принадлежало учителю, а ученик был вынужден испол­нять все, что предписывалось педагогом, нередко подчиняя ему свои интересы, мировоззре­ние и предпочтения. Этим и объяснялись те роли, которые доминировали в обучении и вос­питании. Как показывает практика, для многих учителей и сегодня характерны следующие позиции: диктатор, консерватор, критик-эксперт, образец для подражания, руководитель процесса, лидер, а для ученика, соответственно, — подражатель, исполнитель, ведомый, стажер, участник процесса. При этом уважение к личности ученика и партнерские отно­шения часто декларируются только внешне, а некоторыми педагогами даже игнорируются.

Как правило, такое построение взаимодействия ученика и учителя приводит к равно­душному и даже негативному отношению ребенка к процессу учения, а нередко и к «отчуж­дению» учащегося от школы. Для того чтобы усваиваемые ребенком знания об окружающем мире имели для него личностный смысл, необходимо придать его деятельности ценностно-ориентационный характер, что предполагает его субъектное (личностно заинтересованное) отношение к образовательному процессу.

Рассматривая ученика как субъекта своего образования, следует представить такой тип об­разовательного процесса, который построен на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребенка, его самости и уни­кальности; в котором происходит согласование различных компонентов индивидуального опы­та ребенка с нормативным опытом культуры; превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию; в котором учение и обучение взаимно со­гласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школь­никами внутреннего и внешнего миров происходит обеспечение широкого круга их учебных позиций и ролей.

А. А. Плигин описал позиции, которые может занимать ребенок при субъектном от­ношении к образовательному процессу (см. схему 12, с. 32): учитель и ученик (школьники выступают как в роли ученика, так и в роли учителя по отношению друг к другу); мечта­тель, реалист, критик (в процессе создания проектов и творческой деятельности); иссле­дователь, философ, художник (при демонстрации мировосприятия); историк, математик, химик, физик, биолог и т. д. (с позиции проявления интереса к различным областям знаний); журналист, учитель, инженер, менеджер, актер и т. д. (с точки зрения профессиональной ориентации).

В основе воспи­тания лежит до­стоинство лич­ности. Взаимное уважение учителя и ученика являет­ся одним из глав­ных условий об­новления школы. (С. Френе.)

На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького ис­кателя истины. (К. Вентцель.)

Вся гамма отно­шений человека к человеку рас­положена меж­ду полярными ценностями — эгоцентризмом и альтруизмом. Профессиональ­ное мышление учителя, всту­пающего в обще­ние с зависимой от него детской личностью, при­звано быть аль­труистическим. (А. А. Ершов.)

Для записей

Журналист, медик, инженер и др.

-т:

Учитель и ученик

Позиции ребенка в образовательном процессе

Историк, матема­тик, химик и др.

Исследователь, фи­лософ, художник

Мечтатель, реалист, критик

Схема 12

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что позицию учащегося следует рассматривать как уровень развития у него учебной мотивации и самосознания, который создает у него определенный тип отношений к учению, взрослым, другим ученикам, к самому себе. В плане субъектного отношения ребенка к образовательному процессу оптимальной следует считать его позицию исследователя, для которой характерен активный самостоятельный по­иск, обнаружение и применение информации в ходе учебно-воспитательной деятельности, представляющей собой в этом случае внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс (В. А. Сластенин и др.).

Переход ученика с позиции исполнителя на позицию исследователя определяется тем, что ребенок должен иметь право выбора вида, содержания, форм, средств и способов образования. Этому, а также формированию положительного отношения ребенка к учению и школе в целом способствует соблюдение в образовательном процессе ряда психолого-педагогических условий (см. схему 13).

Условия формирования положительного отношения _ ребенка к школе

Схема /5

Только благодаря соблюдению названных условий внутри образовательного процесса происходит согласование познавательного стиля ученика и обучающего сгиля учителя; учитываются ценностные ориентации ребенка и струк­тура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», мировоззрение, личностные качества, а отношения в системе «учитель — ученик» ориентируются на сотрудничество и свободу выбора.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «детство», «ребенок», «охрана и защита детства», «права ребенка», «декларация», «кон­венция», «позиция учащегося».

2. Проследите развитие этики отношения общества и государства к детству в его историческом аспекте.

3. Проанализируйте содержание основных международных актов в области прав ребенка: Декларации о правах ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.).

4. Назовите основные положения белорусских нормативно-правовых документов в области прав ребенка (Конституции Республики Беларусь, Закона «О правах ребенка» и др.).

5. Раскройте права, обязанности и ответственность участников педагогического взаимодействия (на основе Закона Ре­спублики Беларусь «Об общем среднем образовании»).

6. Охарактеризуйте возможные позиции ребенка в образовательном процессе.

7. Обоснуйте условия формирования положительного отношения ребенка к школе.

Глоссарий

Детство — этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления воз­можности включения во взрослую жизнь.

Ребенок физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону оно ранее не при­обрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

Права ребенка свобода и возможности ребенка в различных сферах жизни и деятельности, направленные на обе­спечение его жизненно важных потребностей и интересов, отраженные в законодательных, административных и других нормативных актах государственных органов власти.

П Охрана и защита детства совокупность правовых норм и мероприятий государства, направленных на обеспече­ние интересов и защиту прав ребенка,

Декларация официальное заявление, в котором раскрываются принципы внешней и внутренней политики госу­дарства в какой-либо сфере, программные положения деятельности в этом направлении.

Конвенция —международное соглашение по определенному вопросу; имеет силу обязательства для тех государств, которые к нему присоединились, подписали и ратифицировали.

Позиция учащегося —уровень развития учебной мотивации и самосознания учагцегося, который создает у него определенный тип отношений к учению, взрослым, другим учащимся, к самому себе.