3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
Стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования и поведения человека (А. А. Бодалев). Исходя из этого, под стилем педагогического общения понимают «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» (В. А. Кан-Калик). К этим особенностям относятся: особенности коммуникативных возможностей педагога, достигнутый уровень его взаимоотношений с воспитанниками, творческая индивидуальность педагога и особенности детей, с которыми он общается. Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педагогической литературе (см. схему 85).
Общение на основе увлеченности
совместной деятельностью
Предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотворчество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нравственных установок
Общение на основе дружеского расположения
Проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к группе учащихся, в стремлении понять мотивы их деятельности и поведения, в открытости контактов. При этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности»
Общение-дистанция
Педагог и воспитанник занимают разные социальные позиции, поэтому должна существовать дистанция в их отношениях. Эта дистанция должна быть для воспитанников естественной в силу есгественности для них ведущей роли педагога. Педагогу в свою очередь важно владеть искусством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении
Общение-устрашение
Строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их беспрекословном подчинении, страхе; ориентирует детей на то, чего делать нельзя
Общенис-зангрывание
Основывается на желании педагога нравиться воспитанникам, завоевать у них авторитет, который скорее всего будег «дешевым», ложным. Нередко характерен для молодых педагогов
Общение-превосходство
Характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей, мало интересуется своими отношениями с ними, не чувствует учащихся
Схема 85
Если первые два стиля являются гуманистическими, субъект-субъектными взаимодействиями «педагог — воспитанник», то общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство относятся к негативным стилям и характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками.
Охарактеризованные стили педагогического общения связаны со стшями педагогического руководства (см. схему 86, с. 188). Стиль педагогического руководства — характерная манера и преобладающие способы взаимодействия педагога с отдельной личностью или группой воспитанников. Традиционно выделяют авторитарный, демократический, попустительский (либеральный) стили педагогического руководства.
В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом случае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства.
Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится. (Ксенофонт.)
Для записей
Стили педагогического руководства (управления)
Авторитарный стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Педагог единолично задает цели и способы деятельности, проявляет чрезмерную требовательность, пренебрегает мнением и инициативой учащихся. Воспитанники находятся в позиции объектов педагогического воздействия. Преобладает официальный, начальственный тон в обращении (указания, поучения, приказ, инструкция, окрик). Данный стиль педагогического руководства тормозит развитие личности, подавляет ее активность, порождает неадекватную самооценку, воздвигает смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками
Попустительский (либеральный) стиль можно выразить словами: «Как все идет, так пусть и идет». Отсутствует система в организации деятельности учащихся и контроля за нею. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вника-ег в жизнь коллектива и отдельных учащихся. Тон и формы (увещевания, уговоры и т. п.) обращения диктуются желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависят от настроения педагога. Данный стиль ведет либо к панибратству, либо к отчуждению. Он не способствует развитию личности, не побуждает учащихся к инициативе, самостоятельности. Отсутствует целенаправленное педагогическое взаимодействие «педагог — воспитанник»
Демократичный стиль можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Общение и деятельность педагога и учащихся строится на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он поддерживает право воспитанников на собственное мнение и на свою позицию, поощряет их активность, инициативу. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основными формами обращения учителя являются совет, рекомендация, просьба. Этот стиль способствует развитию личности, побуждает к самостоятельности, стимулирует высокую адеквагпгую самооценку и способствует установлению гуманных взаимоотношений
Схема 86
Ш) 4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления
Объективная особенность педагогического общения — его противоречивость, и, следовательно, высокая конфликтность, возможность конфликтных ситуаций. Конфликт — это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности (меэюличностный, межгрупповой конфликт) или между жепаниями. убеждениями и действиями одного человека (внутргишчностный конфликт). Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы.
Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации
(по М. М. Рыбаковой)
Т
J
Ситуации деятельности возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности. Например, отказ учащегося выполнить задание по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи, невыполнение домашнего задания
Ситуации поведения возникают в связи с нарушениями школьниками правил поведения. Эти ситуации приобретают характер конфликтных, если учитель, не выяснив мотивов, делает ошибочный вывод о поступках ученика. В частности, ошибки учителя при оценке поведения или его завышенные требования вызывают конфронтацию действиям учителя со стороны учащихся
Схема 87
Ситуации отношений возникают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе деятельности. Педагогическая ситуация приобретает конфликтный характер, если она вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие неприязнь друг к другу; если деловые отношения подменяются межличностными, если неоправданно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам
Из народной мудрости
□ Скажа, як звяжа (бел.).
□ Рынуу слауцом, як пярцом (бел.).
Соответственно, педагогический конфтикт — взаимодействие учителя с учеником или группой учащихся на основе противоположных норм, ценностей, интересов. Конфликтная ситуация включает оппонентов, объект (призовое место, денежная премия, право на контроль, право на человеческое достоинство и т. п.), цели и обостренные отношения между ними. Для того чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент (внешний повод, неприятный случай, происшествие). Конфликт сопровождается значительными эмоциональными проявлениями и направлен обычно на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений (см. схему 87, с. 188).
В социальной психологии различают четыре этапа в развитии конфликта (см. схему 88).
IV. Разрешение конфликта
III. Переход к конфликтным действиям
II. Осознание конфликтной ситуации
I. Возникновение объективных противоречий
Схема 88
Педагогическая мудрость проявляется на втором этапе динамики конфликта — осознании ситуации. Если конфликт эмоциональный (не существует объекта конфликта, а есть личностная неприязнь), необходимо позаботиться о том, чтобы сработали механизмы психической защиты или «стражи» душевного здоровья: мудрость, понимание другого, свобода выбора переживаний. Если же налицо объективное противоречие, где есть объект конфликта, и в котором педагог увидел воспитательный потенциал, то следует оценить ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к «конфликтному поведению».
Таблица 26
Стиль поведения в конфликте
Конкуренция (соперничество)
Уклонение
Характерные черты поведения
Нет заинтересованности в сотрудничестве с другими людьми, человек предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, опираясь на волевые решения, при этом свои интересы он удовлетворяет в ущерб другим участникам конфликта. Способы реализации: стремление доказать, что другой человек не прав; демонстрация обиды, пока другая сторона не передумает; стремление перекричать другого; применение физического насилия; непринятие явного отказа; требование безоговорочного послушания; стремление перехитрить другого; обращение за помощью союзников для поддержки; требование, чтобы оппонент согласился с вами ради сохранения отношений
Уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения; отсутствие сотрудничества для выработки решения проблемы.
Способы реализации: молчание, смена темы или переключение внимания на что-то другое; демонстративное удаление, обиженный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчиков, переход на чисто деловые отношения, индифферентное отношение, полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной
В каких случаях возможен (эффективен) данный стиль
Эффективен, если вы:
□ наделены реальной властью или обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;
п уверены, что ваше решение в данной ситуации правильное или наилучшее;
□ делаете большую ставку на решение возникшей проблемы;
□ чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
п находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
□ должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага
Приемлем, если:
п проблема не столь важна для вас, не хотите тратить силы или чувствуете, что находитесь в безнадежном положении;
□ чувствуете себя неправым;
□ соперник обладает большей властью;
□ нет достаточной информации для решения проблемы или нет необходимости тотчас же принимать решение
Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. (В.АСухсмтинсхий.)
Для записей
Продолжение табл. 26
Стиль поведения в конфликте
Приспособление
Характерные черты поведения
Совместное действие с противоположной стороной, без отстаивания своих личных интересов, жертвование своими интересами
Компромисс
Сотрудничество
Частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, с учетом всех «за» и «против». Способы реализации: прояснение интересов и желаний обеих сторон; выяснение области совпадения интересов; выдвижение предложений, выслушивание предложений другой стороны; выработка приемлемой формулы взаимных уступок
Активное участие в разрешении конфликта путем сотрудничества с другими участниками конфликта, поиск общих интересов.
Способы реализации: поиск обоюдовыгодного результата и удовлетворение интересов всех сторон; поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон; выявление причины конфликта и совместный поиск новых альтернативных решений или выработка приемлемых компромиссов
В каких случаях возможен (эффективен) данный стиль
Приемлем, если:
□ исход дела важен для оппонента и не существенен для вас;
□ вы понимаете, что не можете одержать верх из-за обладания малой властью;
□ вы хотите сохранить добрые отношения с другими людьми;
□ вы понимаете, что не правы;
п вы думаете, что эта ситуация будет полезным уроком для человека, которому вы уступаете
Наиболее эффективен, если:
□ обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
□ вы хотите получить решение быстро, потому что это более экономичный и эффективный путь;
□ вас может устроить временное решение; вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;
□ другие подходы к решению проблемы оказались не эффективными;
□ удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную цель;
□ компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять
Наиболее эффективен, если:
□ стороны имеют различные скрытые нужды или противоположные цели и затруднительно определить источник неудовлетворенности;
□ решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет от него устраниться;
п тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной; п вы располагаете достаточным временем, чтобы поработать над проблемой;
□ вы и ваш партнер готовы и способны обсуждать суть своих и чужих интересов;
□ обе стороны концоликтной ситуации обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы_
Под «конфликтным поведением» понимают не агрессию или взаимное давление, а целенаправленное педагогическое воздействие педагога на воспитанника, включающее систему действий по управлению конфликтом. Их основу составляют известные стили поведения в конфликтных ситуациях (см. таблицу 26, с. 189).
Из народной мудрости
□ За словом в карман не полезет (рус).
□ И волки сыты, и овцы целы (рус).
Выбор и применение стилей управления конфликтными ситуациями обусловлен следующими принципами. В педагогической конфликтной ситуации нужно всегда видеть противоречие, которое может привести к развитию школьника, отношений между ним и учителем. Если целью учителя является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье, то ему нужно озаботиться тем, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем. Находясь в конфликтной ситуации, учитель обязан помнить о необходимости выполнения профессиональных действий.
В целом для успешного разрешения конфликтных ситуаций важно учитывать следующие общие положения:
□ учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе;
□ необходимо вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения;
□ осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необходимость овладения способами их предупреждения;
п при разрешении конфликтов профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации лежит на учителе;
□ разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, определяет их разное поведение в конфликте;
□ различно понимание участниками событий и их причин, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;
□ присутствие других школьников при конфликте делает их из свидетелей участниками конфликта, поэтому не следует привлекать других детей к конфликту, выносить все на обсуждение коллектива;
□ профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы школьника;
□ всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
□ конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить, поэтому стратегией педагогического общения должно быть не столько мастерство разрешения конфликтов, сколько соблюдение правил их предупреждения.
Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания.
(Ш. А. Амонашвили.)
Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее.
_(И. Гэте.)
Для записей
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора