logo
КСР от Калач Микуле

3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Методы педагогического процесса, характеризующиеся тем, что учитель с помощью слова сообщает инфор­мацию, а учащиеся ее воспринимают с помощью слуха, относятся к словесным методам. В их основе лежат убеждение (самоубеждение) и внушение (самовнушение). Убеждение — это метод формирования сознания, то есть знаний, чувств, отношений личности. Убедить — значит доказать логически, то есть свести определенные положения к очевидному. Доказательство состоит из тезиса, аргументов и демонстрации (способа доказатель­ства). Условиями эффективности метода убеждения являются: соответствие формы и содержания убеждения уровню возрастного и индивидуального развития учащихся; содержание в убеждении не только обобщенных, абстрактных положений, но и конкретных фактов, примеров, сопровождающих наглядно-образных материалов; аргументированность, эмоциональность изложения педагогом фактов и положений; учет эмоционального со­стояния педагога и воспитанника в момент их общения. Результативность убеждения обеспечивается закрепле­нием приобретенных учащимися знаний в упражнениях, способствующих выработке учебных, практических умений и навыков, а также привычек поведения.

Внушение — влияние на сознание и поведение человека незаметно для него. Это прежде всего воздействие на эмоции, чувства ребенка. Оно осуществляется через слово, его содержание, логику, интонацию, яркость, вы­разительность речи, мимику, жесты и т. п. Внушение вызывает в ученике чувство радости или страха, бодрости или угнетенного состояния, веры или неверия в свои силы, интерес или скуку, доверие или подозрительность. Отрицательные внушающие воздействия на поведение ученика имеют такие привычные стереотипные обра­щения: «Ты, как всегда, не готов к уроку!», «Ты все равно не справишься с заданием!» и т. п. В то же время положительно внушающие воздействия имеют такие реплики: «Молодец!», «Твои успехи заметны», — а также доброжелательный взгляд, интонация, улыбка, настроение, внешний вид учителя.

Выделяют преднамеренное и непреднамеренное, открытое и косвенное внушение. Открытое внупиение (учитель прямо призывает ученика к совершению определенных действий через наставления, указания и т. п.) результативно только при положительных, бесконфликтных отношениях между педагогом и воспитанником. Более эффективно косвенное внушение, цель которого замаскирована. Оно реализуется через намек, косвенное одобрение или косвенное осуждение, при этом позиция учителя не навязывается ученику.

Действенность внушения зависит от внушаемости воспитанников. Особенно внушаемы дети 7—10 лет. С воз­растом внушаемость, как и эффективность словесных методов снижается. На практике убеждение и внушение вы­ступают как единый способ словесного воздействия на психику учащихся, их интеллект и чувства. Вместе с тем они являются составными частями (приемами) других методов организации, стимулирования и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Рассказ — монологический метод изложения учебного материала учеником или как метод устного по­вествовательного изложения новых знаний учителем. Цель рассказа как метода учителя — целенаправленно передать учебную информацию, которая нова для учащихся и по ней нельзя развернуть беседу.

Выделяют рассказ-вступление (подготовка к восприятию нового материала), рассказ-повествование (осу­ществляется раскрытие, изложение нового материала), рассказ-заключение (выделение главных идей, мыслей, обобщение изученного, выводы).

На разных этапах школьного обучения характер рассказа меняется. Если в начальной школе рассказ до­статочно короткий и четкий, то в средних классах он становится более объемным и длительным, с приме­нением обобщений. В старших классах рассказ отличается от лекции лишь тем, что он не занимает целого урока. Вместе с тем рассказ будет отличаться степенью доступности, длительности, сочетания с наглядны­ми методами в зависимости от уровня подготовленности учащихся того или иного класса.

Рассказ как метод учения используется и в качестве метода проверки знаний (например, индивидуальный устный опрос). При этом учитель использует прием предварительной подготовки учащихся как рассказчиков. Для этого у них формируют умения составлять план выступления, соблюдать в рассказе определенную логику, делать выводы и обобщения.

Эффективность метода обеспечивается продуманностью плана и последовательностью изложения мате­риала, обоснованностью используемых примеров и фактов, ясностью, образностью, яркостью, эмоционально­стью языковых форм, убедительностью, доступностью, повторением основных положений, наличием выводов и обобщений, умением мобилизовать внимание учащихся, продолжительностью 10—15 минут.

Из народной мудрости

Один раз побрани, два раза объясни (япон.).

177

Для того чтобы доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, пра­вил, норм поведения и т. п.), в составе метода рассказа применяется такой прием, как объ­яснение. Его можно рассматривать и в качестве самостоятельного метода.

Объяснение — монологический метод изложения теоретических положений, законо­мерностей, существенных свойств и т. п. Это метод научных доказательств. Используется в работе со всеми возрастными группами, но более эффективен в средних и старших клас­сах. Эффективность объяснения зависит от глубокого знания научного содержания учебных дисциплин, последовательности раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств, точности формулировок, глубины и доступности изложения, мобилизации внимания детей, учета их психологических и индивидуальных особенностей.

Беседа — диалогический метод изложения и усвоения учебного материала, который предполагает разговор педагога с учащимися с помощью тщательно продуманной систе­мы вопросов. Учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к анали­зу изучаемых фактов и явлений и формулированию соответствующих выводов и обобще­ний. Выделяют беседы: вводные, сообщения новых знаний, повторительно-обобщающие, контрольно-коррекционные, инструктивно-методические, беседы проблемного харакгера.

Вводная беседа психологически настраивает на восприятие и усвоение нового мате­риала, способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представле­ние о ее содержании и особенностях. Беседа сообщения новых знаний строится в форме вопросов и ответов и способствует подведению учащихся к усвоению новых знаний, фор­мулированию понятий, решению задач и т. п. Повторительно-обобщающие беседы приме­няются для закрепления, обобщения и систематизации знаний. Контрольно-коррекционные беседы могут быть фронтальными или индивидуальными. Их цель определить уровень усвоения знаний, их коррекция, уточнение, дополнение, конкретизация.

Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки педагога, от четкой и логич­ной постановки вопросов, которые должны развивать все виды мышления, соответствовать уровню развития учащихся.

Лекция как метод обучения — традиционно монологический словесный метод изложе­ния учебного материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логи­ку доказательств и обобщений. Учебная лекция охватывает все занятие (урок). Изложение материала осуществляется по заранее написанным текстам (конспектам). Традиция лекционно­го изложения материала берет начало в истории средневековых университетов. В школе данный метод обычно применяют при изучении нового материала, малосвязанного с предыдущим; при обобщении пройденной темы или раздела; при сообщении учащимся сведений о прак­тическом применении изученного, при выводе каких-либо закономерностей с применени­ем логических суждений и математического аппарата, при изучении тем с привлечением межпредметных связей; при проведении занятий проблемного характера. Лекции обычно дополняются семинарскими занятиями. Виды лекций: традиционная, проблемная, лекция-дискуссия, конспект-лекция, лекция-консультация, лекция с обратной связью и другие.

Технология проведения лекции предполагает: сообщение целей и задач, плана лекции слушателям; соблюдение логических связей между частями лекции, формулирование вы­водов и обобщений; использование дидактических, наглядных, технических средств; вла­дение умениями ораторского искусства, оптимальный темп подачи материала, обеспечи­вающего осмысление и конспектирование содержания, выделение главных идей, положений интонацией, анализ предлагаемой литературы и т. п. На первых этапах применения лекционно­го метода следует обратить внимание на формирование у школьников умений работать во время лекционного занятия (слушать, осмысливать, конспектировать и т. д.), а также умений работать с материалом лекции после завершения занятия (дополнение записей, конспектирование лек­ции по памяти и др.).

Метод дискуссии основан на обмене мнениями между учителем и учащимися. Высказывае­мые мнения отражают собственные взгляды участников дискуссии или опираются на мнения других лиц. Технологически она представляет собой серию утверждений, по очереди выска­зываемых несколькими лицами (группами), общающимися между собой по одной и той же те­ме. Цепь дискуссии — достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса. Особая ценность дискуссии как метода организации познавательной и ценностно-ориентационной деятельности учащихся заключается в том, что дискуссия «про­воцирует» их высказывать то, что они не смогли бы высказать или сформулировать в других условиях. Более того, психологами установлено, что именно в споре интенсивно развивается мышление. Итог дискуссии — это групповое решение, которое разделяется если не всеми, то большинством участников. Однако дискуссия может закончиться тем, что оппоненты утвердят­ся в своей позиции, найдя для ее защиты дополнительные аргументы.

Дискуссия должна иметь свою тему, предмет, которые не могут подменяться другими на всем протяжении дискуссии. Она предполагает наличие общих исходных позиций сторон,

Во всем, где слово служит посредни­ком между людь­ми, а в преподава­нии — особенно, неудобно как пе­реговорить, так и недоговорить. (В. О. Ключевский.)

Упражнение дела­ет мастера. (К С. Станиславский.)

Для записей

179

их начальное взаимопонимание, а также требует известного (обширного, но не полного) знания тех вещей, о которых идет речь. Важна манера ведения дискуссии, умение спорящих сторон уступить, использовать корректные приемы ведения спора и избегать некорректных.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что учебная дискуссия нуждается в четкой методиче­ской подготовке. Требуется время для подготовки дискуссии как со стороны педагога, так и учащихся. Должны быть установлены правила ведения спора (например, ограничено время выступления и т. п.). Результативность дискуссии зависит от уровня сформированности умений педагога и учащихся ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, уважительно относиться к иным точкам зрения. Обязательное условие дискуссии — наличие двух или более противоположных мнений по обсуждаемому во­просу. Учебная дискуссия особенно соответствуют возрастным особенностям старших подростков и старше­классников.

Метод работы с книгой применяется как метод получения новых знаний, метод закрепления знаний и вы­работки умений и навыков, а также как метод проверки знаний. Кроме того, это важнейший мегод формирова­ния у школьников потребности и умений самообразования. Если в начальных классах дети работают с книгой преимущественно под руководством учителя, то в средних и старших классах они учатся работать с книгой самостоятельно. Учащимся необходимы умения работы с разнообразной по назначению литературой (учебни­ки, словари, справочники, программированные учебные книги, художественные произведения, атласы и т. п.). Требуется начинать с овладения техникой осмысленного чтения, формирования умений выделять главное, су­щественное в изучаемом материале, разделять материал на логически законченные части, обобщать изученное, сравнивать с аналогичным, формулировать выводы, ставить вопросы и находить ответы. Важны также умения составлять план, конспектировать, строить схемы, выполнять аннотирование, тезирование, цитирование, рецен­зирование, реферирование. Кроме того, учащиеся должны овладеть навыками самостоятельной работы с кни­гой не только на уроке и дома, но и в библиотеке, на выставках книг и т. п. Формирование этих умений требует от учителя и учащихся целенаправленной кропотливой работы.

Наглядные методы обычно применяются в сочетании со словесными методами. К наглядным методам от­носятся методы наблюдения, иллюстрации и демонстрации. При их использовании источником информации выступает не слово, а различного рода объекты, явления, наглядные пособия или технические средства.

Метод наблюдения представляет собой активную форму чувственного познания. Он применяется как под руководством учителя на уроках, во время экскурсий и т. п., так и в ходе самостоятельной работы учащихся по заданию учителя. Эффективное применение данного метода предполагает разработку памяток-схем наблюде­ния, обучение учащихся приемам фиксирования, обработки и использования данных наблюдения.

Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов и пособий: картин, пла­катов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов и т. п. Повышают эффективность восприятия информации учащимися структурное изображение информации на учебной доске, а также компью­терные презентации.

Метод демонстрации заключается в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механиз­мов, технических установок, процессов различного происхождения, коллекций и т. д., в постановке опытов и прове­дении экспериментов. Метод демонстрации обеспечивает восприятие внешних форм и содержания не только в ста­тике, но и в динамике. Этот метод является основным в процессе проведения экскурсий, в ходе которых с помощью метода демонстрации учащиеся изучают предметы, процессы, технологии, существующие в реальной действитель­ности (завод, лаборатория, метеостанция и т. п.), изучают растительный, животный мир и другие явления.

В последнее время в качестве самостоятельного рассматривается «видеометод». В его основе находятся экранные источники информации (кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и другие). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде предъявлять большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, а также помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому зрению (ультразвуковое изображение, протекание очень быстрых и медленных процессов и пр.). Видеометод может применяться на всех этапах учебного процесса, повышая его эффективность.

В целом наглядные методы обеспечивают комплексное (объемное) многоаспектное восприятие информации, способствуют развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, приобретению практических умений и навыков, развивают познавательную активность и мотивацию учебной деятельности.

Методы иллюстрации и демонстрации целесообразно применять в тех случаях, когда демонстрируемые объ­екты, явления, процессы, наглядные пособия являются непосредственными объектами изучения, служат иллю­страцией, подтверждением словесного объяснения учителя, являются основой для рассказа о явлениях и связях, неизвестных учащимся или недоступных для их непосредственного восприятия.

Технология применения наглядных методов требует соблюдения следующих условий:

□ Продуманный отбор средств наглядности, согласование их с содержанием урока, объемом учебного мате­риала, количеством демонстрируемых единиц и т. п.

□ Соответствие наглядных методов и средств возрастным и другим особенностям учащихся.

Из народной мудрости

В умной беседе ума набраться, в глупой — свой растерять (рус).

п Психологическая готовность учащихся к усвоению демонстрируемого материала.

□ Вводная беседа с учащимися до восприятия объектов и явлений.

□ Демонстрация средств наглядности с четким выделением главного, существенного, в уме­ренном темпе, в соответствующий момент урока.

□ Привлечение самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном по­собии или демонстрационном устройстве.

□ Собеседование с учащимися по поводу воспринятого.

□ Формирование у школьников умения отбирать необходимые средства наглядности в про­цессе самостоятельной, в том числе домашней работы.

Практические методы являются способами организации практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания. К ним относятся: выполнение упражнений, изготовление рисунков, чертежей, таблиц, схем, проведение фронтальных опытов, выпол­нение лабораторных или практических работ, трудовых заданий в мастерских и другие.

Наиболее распространенным является метод упражнений. Он заключается в систе­матической отработке умения или навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, практических операций в процессе взаимодействия учащихся с учителем или в ходе их самостоятельной деятельности. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного учебного материала, а также от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Все виды упражнений условно разделяют на три группы: подготовительные, трениро­вочные и творческие. Кроме того, различают устные и письменные упражнения; воспро­изводящие упражнения (правописание, грамматические и лексические правила, решение задач, упражнения по закреплению ранее изученного, по приобретению навыков работы с приборами и т. п.); упражнения в применении знаний в новых условиях (с нарастающей степенью трудности); комментированные упражнения (сопровождаются объяснениями); алгоритмические упражнения, упражнения по составлению учащимися задач и примеров (упражнения по образцу); проблемно-поисковые упражнения (формируют творческое мыш­ление); творческие устные и письменные работы; устные или письменные сочинения; до­клады; графические работы; игровые упражнения; упражнения на обучающих машинах, компьютерах; упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием. Практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность, от­носятся к учебно-трудовым упражнениям. Их целью является применение учащимися тео­ретических знаний в трудовой деятельности.

Эффективность метода упражнений зависит от выполнения ряда требований. Наибо­лее важные из них — прочное усвоение теоретического материала учащимися; осознание ими задач и последовательности выполнения упражнения; демонстрация учителем образца правильного подхода к упражнениям; разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности; дифференциация предлагаемых упражнений с учетом индивидуальных особенностей учащихся; выполнение упражнений межпредметного характера; обсуждение, анализ и коррекция выполненных упражнений. Рекомендуется соблюдать дидактическую последовательность в выполнении упражнений: сначала предлагаются упражнения, обеспе­чивающее прочное усвоение учебного материала, затем — упражнения на его воспроизве­дение и применение (выработка умений и навыков), а после этого — упражнения творческо­го характера, требующие самостоятельного применения знаний в новых условиях.

Методы лабораторных и практических работ способствуют углублению, закреплению и конкретизации приобретенных теоретических знаний, формированию практических уме­ний и навыков, необходимых как для учебной, исследовательской деятельности, так и для выполнения трудовых заданий в учебных мастерских, производственной деятельности.

Метод лабораторных работ дает учителю возможность включить учащихся в процесс «добывания» знаний, уже полученных наукой. Учащиеся становятся участниками прово­димого опыта, эксперимента или исследования. Данный метод обучения преобладает в про­цессе изучения естественнонаучных дисциплин, хотя применяется при изучении отдельных тем по истории, языкам и другим предметам.

Метод практических работ эффективен при формировании у школьников ком­плексных, интегрированных умений и навыков учебной и трудовой, производственной деятельности.

Язык не всегда в си­лах выразить то, что видит глаз.

(Ф. Купер.)

Искусство обу­чения есть ис­кусство будить в юных душах лю­бознательность и затем удовлет­ворять ее...

(А. Франс.)

Для записей