logo
КСР от Калач Микуле

3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению

Необходимой составляющей учебно-воспитательной работы школы является профессиональная ориента­ция учащихся. Основная цель профессиональной ориентации — подготовить школьников к осознанному вы­бору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами, помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоо­пределении в соответствии с их способностями и с учетом рынка профессий (А. Д. Симоненко, К. К. Платонов и др.). Как следует из определения, педагоги школы осуществляют профессиональную ориентацию учащей­ся молодежи наряду с другими специалистами. Профориентацию учащихся наряду со школой проводят вне­школьные образовательные учреждения, учебно-профессиональные комбинаты, предприятия, центры занято­сти и профориентации.

Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение в двух значениях. С одной стороны, это деятельность самого выбирающего профессию (оптанта), направленная на профессиональное самопознание, поиск путей профессионального развития и совершенствования (М. С. Ковалевич); процесс формирования лич­ностью своих отношений к профессионально-трудовой среде и способ самореализации в ней (С. Н. Чистякова); процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый личностью на основе анализа своих данных и соответствия их требованиям профессии (А. М. Кухарчук).

С другой стороны, это педагогическое руководство развитием учащихся как субъектами трудовой и будущей профессиональной деятельности. В этом значении профессиональное самоопределение составляет систему со­вместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и обще­ственности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифированных кадрах (И. К. Степаненков).

Большинство педагогов полагает, что процесс профессионального самоопределения не завершается выбо­ром профессии и профессиональной подготовкой по выбранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути. В этом аспекте профессиональное самоопределение — это про­цесс становления личности как субъекта трудовой и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является выбор профессии (по М. С. Ковалевич).

Профессиональное самоопределение учащихся происходит под воздействием внутренних (психиче­ских) и внешних факторов (см. схему 63, с. 153).

Современные социально-экономические условия (научно технический процесс, переход к рыночной экономике) усложняют и обостряют проблему профессионального самоопределения. Появление рынка товаров и услуг сопро­вождается возникновением рынка рабочей силы. Конкуренцию на рынке труда выдерживают высоко квалифи­цированные работники. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, интегра­ция и кооперирование отраслей производства требуют работников с широким общим и политехническим образованием. В то же время специализация отдельных отраслей производства унифицирует функции ра­ботников, требуя от них высокой узкопрофессиональной подготовки.

Из народной мудрости

По двум тропинкам сразу в путь не отправишься (япон.).

Средства массовой информации; мате­риальное положе­ние; влияние роди­телей, других взрос­лых, сверстников

Рекомендации пе­дагогов, психологов и других специали­стов

Использование проф-ориентационньгх возмож­ностей образовательного процесса; технологии обу­чения и воспитания

Познавательные по-требности, потребно­сти в самоопределе­нии, самореализа­ции, «Я-концепция» личности

Факторы профессионального самоопределения учащихся

Потребности рынка, возможности трудо­устройства по из­бранной специаль­ности в будущем

Профессиональная на­правленность: знания о профессиях, профес­сиональные намерения, убеждения, ценности, мо­тивы, интересы, способ­ности и т. п.

Практическая «проба сил»: участие в раз­ных видах трудовой или профессиональ­ной деятельности

Первичные потреб­ности, задатки, тем­перамент, состояние здоровья и другие генетически обуслов­ленные свойства лич­ности

Схема 63

Таблица 21

I этап

Профессиональное просвещение

Воспитание готов­ности к выбору труда и профессии (уста­новки на выбор профес-сий, востребованных обществом). Ознаком­ление с социально-э ко-номическими и пси­хологическими аспек­тами выбора про­фессии. Расширение знаний учащихся об отраслях народного хо­зяйства и профессиях. Пропаганда профессий средствами массовой информации, литера­туры, искусства