logo
КСР от Калач Микуле

3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства

Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса способствует примене­ние технических средств обучения. Технические средства обучения (ТСО) — это различные

Научно, обоснован­но применяйте сов­ременные средст­ва наглядности <...>; в совершен­стве владейте тех­ническими сред­ствами обучения, методикой их ис­пользования. (И. П. Подласый.)

Самостоятель­ная деятельность учащегося, в ка­кой бы форме она не выступа­ла, всегда имеет единое основание в процессе обуче­ния — индивиду­альное познание. (П. И. Пидкасистьй)

Эффективность средств обучения в основном зави­сит от их педаго­гического и техни­ческого качества, от профессио­нальной подго­товки учителя к их использова­нию и от условий, в которых они применяются. (И. Я. Лернер.)

Для записей

технические устройства, способствующие более эффективному восприятию обучаемыми программного мате­риала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученных знаний, а также различные средства механизации трудоемких процессов, происходящих в ходе обучения. По назначению ТСО делятся на:

технические средства передачи учебной информации, позволяющие раскрыть содержание материала учебных дисциплин (учебное телевидение; видеоаппаратура; диа-, кино-, графо- и мультимедийные проекторы; звуковая аппаратура: магнитофоны, усилители, средства демонстрационного эксперимента, электромеханиче­ские стенды, действующие макеты или модели механизмов);

технические средства контроля, позволяющие быстро получить сведения об уровне усвоения учащимися передан­ной им информации; применяются при проведении текущего контроля знаний учащихся, проверке на допуск к лаборатор­ным занятиям, проведении зачетов и экзаменов, самоконтроле знаний обучаемых в процессе их самостоятельной работы;

п тренажерные технические средства, используемые для выработки практических навыков в выполнении логических задач или физических действий при работе с аппаратурой, проведении измерений, настройке или управлении сложными устройствами или процессами;

п вспомогательные технические средства — устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время и повышающие культуру педагогического труда: интерактивные классные доски, устройства дистанционного управления комплексом ТСО и затемнением аудитории, оргтехника и другие;

комбинированные технические средства, выполняющие одновременно несколько функций: передачу ин­формации и контроль, тренаж и контроль и другие; примером таких средств являются современные персональ­ные компьютеры.

Компьютеризация обучения является в настоящее время одной из основных тенденций совершенствования системы образования. Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельно­сти: 1) компьютерная поддержка традиционного обучения; 2) обучение, реализуемое с помощью компьютера. В первой области компьютер применяется для решения следующих дидактических задач: п предъявление информации в разных формах (вербальной, наглядной, экспериментальной);

□ формирование у учащихся общеучебных и специальных знаний и умений по конкретным предметам;

□ контроль, оценка и коррекция результатов обучения;

□ организация индивидуального и группового обучения;

□ управление процессом обучения.

Вторая область охватывает обучение, организованное и реализуемое с помощью компьютерной системы (см. схему 47).

Компьютерная система обучения

1

Аппаратные средства (компьютер как ТСО)

Программные средства (программное обеспечение)

Схема 47

Применение компьютера как аппаратного средства характеризует его как совокупность оборудова­ния и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической аудио- и видеоин­формации. Как универсальное ТСО компьютер способен выполнять функции книги, пишущей машин­ки, магнитофона, кино, видео и др. Эффективность компьютера как ТСО определяется типом процес­сора, размером и характеристикой памяти, звуко- и видеоадаптерами и др.

Программное средство — это компьютерная программа учебного назначения. Такие программы бывают следующих типов:

п автоматизированные системы обучения (АСО) — компьютерные учебники, программный пакет, обеспе­чивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел;

□ лабораторные практикумы (ЛП) — программа, служащая для проведения наблюдений, их численного и графического представления, исследования различных объектов на практике;

□ тренажеры (TP) — программы, используемые для отработки и закрепления технических навыков при ре­шении задач, выполнения упражнений;

о контролирующие программы (КП) — программы, предназначенные для проверки (и оценки) качества знаний обучающихся;

□ справочные системы (СС) — программы, предназначенные для хранения и предъявления обучаемому раз­нообразной учебной справочной информации;

□ компьютерные игры (КИ) по назначению делятся на два класса: деловые (подражание жизненным ситуа­циям) и соревновательные.

п мультимедиа (от англ. multimedia — многокомпонентная среда) — программы, позволяющие использо­вать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющие область при­менения компьютера в учебном процессе.

Из народной мудрости

п Живое слово учит (рус).

п Тот, кто не учится, блуждает в потемках (вьет.).

В условиях мультимедиаобразовательных технологий имеются уникальные возможно­сти для стимулирования и поддержания высокого уровня познавательного интереса и раз­вития творчества учащихся на основе обновляющихся форм и методов обучения. В числе таких форм могут быть телемосты, деловые и ролевые игры, выставки творческих достиже­ний учащихся, КВН, турниры ораторов, интеллектуальные аттракционы, поэтические вече­ра, дискуссионные клубы и др.