logo
КСР от Калач Микуле

1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления

Результатами профессионального становления педагога как субъекта педагогической деятельности являются его профессионально-педагогическая культура и профессиональное мастерство. Профессионально-педагогическая культура учителя может быть охаракте­ризована как синтез профессионально-педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических способностей и педагогических умений.

Педагогическое мастерство в свою очередь есть высший уровень развития профессионально-педагогической культуры. Мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии. Нередко педагогическое мастерство соче­тается с педагогическим новаторством, которое понимается как деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогический процесс и их применение наряду с традиционными подходами. Если же вносимые новшества принципиально отличаются от традиционного содержания, методов

Учиться хорошей, спокойной, ин­теллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, заме­чая, читая и изу­чая. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и на­шей личности, на­шей души, нашего ума...

(Д. С. Лихачев.)

Для записей

49

и форм образования, то говорят об инновационной направленности педагогической деятельности или об инновациях в образовании.

Профессионализм — степень овладения индивидом профессиональными умениями и навыками. Профессио­нал — специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также искусством постановки и решения профессиональных задач.

Какие факторы оказывают преимущественное влияние на профессиональное становление? Прежде всего это личностные особенности и желание развиваться. Не менее значимым выступает фактор самой професси­ональной деятельности, которая вынуждает развивать профессионально значимые качества. Влияет также и способ, условия вхождения в профессию. Далее важным фактором оказывается стаж работы. Вместе с тем не всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция: человек оказывается во власти стереотипов, перестает развиваться, становится невосприимчивым к новому опыту. Тормозят профессиональное становление педагога и жизненные кризи­сы (чувство или осознание нереализованности, опустошенности, бесперспективности). Названные факто­ры относятся к внутренним.

Коммуникативные умения

Перцептивные умения:

П определять внутренний мир и возможные будущие действия на основе быстрой оценки внешних характери­стик человека и манеры его поведения:

определять тип личности и темперамент человека;

по незначительным при­знакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;

видеть главное в челове­ке, противостоять стерео­типам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и т. д.)

Умения педагогического (вербального) общения:

осуществлять коммуникативную атаку, т. е. при­влекать к себе внимание речью, паузами в речи с активным внутренним общением (требованием внимания), использованием наглядных пособий, таблиц, записями на доске и другими приемами; П устанавливать психологический контакт с клас­сом, то есть создавать обстановку совместной творческой деятельности, вызывать настроен­ность воспитанников на общение с педагогом, предметом;

управлять общением в педагогическом процес­се, то есть организовать совместную творческую деятельность; поддерживать общение введением элементов беседы, риторическими вопросами; распределять и поддерживать внимание; соз­давать атмосферу благополучия в классе, орга­низовывать опыт эмоциональных переживаний учащихся; выбирать наиболее подходящие для учащихся способы поведения и общения (снятие психологического барьера, подготовка к восприя­тию информации и т. д.); анализировать поступки учащихся, видеть за ними мотивы, определять их поведение в различных ситуациях;

устанавливать обратную эмоциональную связь в процессе общения, то есть улавливать по пове­дению учащихся, их лицам, глазам общий психо­логический настрой класса; чувствовать момент изменения в эмоциональном состоянии при обще­нии сучащимися класса; своевременно видеть вы­ключение отдельных учащихся из общей деятель­ности и их включение обратно в деятельность

Умения (навыки) педагогической техники:

эффективно взаимодей­ствовать с людьми в любых стпуациях (речевые уме­ния, пантомимика, умение управлять собой, доброжела­тельный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера);

выбирать правильный тон и стиль в общении со всеми субъектами педагогическо­го взаимодействия;

управлять вниманием других людей; владеть сло­вом, темпом, правильной дикцией, дыханием, мими­кой и жестикуляцией (куль­тура речи);

управлять своим телом, снимать мышечное напря­жение; регулировать свое психическое состояние (вы­зывать чувства по заказ)');

аладеть техникой инто­нирования для выражения разных чувств;

располагать к себе собе­седника;

образно, красочно пере­давать информацию

Схема 9

Существуют и внешние факторы профессионального роста. К ним относятся, во-первых, индивидуальные особенности человека (задатки, наклонности, способности); во-вторых, потребность общества в тех или иных специалистах (современная ситуация на рынке образования характеризуется возрастанием спроса на образова­тельные услуги, поэтому педагогическая деятельность в ближайшие годы может быть достаточно актуальной); в-третьих, близлежащие возможности, то есть те ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей про­фессии: реальное знание о будущей работе, расположение образовательного учреждения вблизи места житель­ства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор, материальное положение и т. п.

Из народной мудрости

Недостаток обученности — опасная вещь (англ.). п Дело мастера боится (рус).

Рассмотрим этапы, которые проходит педагог в своем профессиональном развитии. В настоящее время сложилась система непрерывного образования учителя.

пДовузовский (допрофессиональный) этап. У отдельных учащихся уже в школьном воз­расте проявляются склонности и способности к педагогической работе: они общительны, испытывают привязанность к детям, обладают эмпатией, гуманностью, терпимы по отно­шению к другим и т. п. Степень проявления этих качеств можно диагностирировать с по­мощью методов психолого-педагогической диагностики. На формирование у школьников интереса к педагогической профессии влияют опытные и авторитетные учителя, родители, учебные предметы. Бывают и случайные факторы (близость учебного заведения, настояние родителей, влияние друзей и т. п.). В школе существуют факультативные курсы по введе­нию в психологию и педагогику, создаются специализированные классы по педагогике. Их задача — выявить учащихся, имеющих склонность к профессии учителя, формировать мо­тивы выбора профессии; познакомить с особенностями профессионально-педагогической деятельности.

Вузовский (профессиональный) этап. На этом этапе студенты — будущие педагоги — по­лучают систематическую общеобразовательную и профессиональную подготовку в сред­ней специальной или (и) высшей школе. Учебный процесс в вузе предлагает студентам различные формы обучения (лекционные, семинарские, лабораторные занятия, учебную и производственную практику). Уже в вузе студенты могут анализировать ход учебного про­цесса с профессиональных позиций. Важно также заниматься самообразованием (изучение литературы, влияние средств массовой информации, участие в различных конференциях, выставках, занятия исследовательской деятельности, обучение на разных курсах, занятие педагогической деятельностью, общение с преподавателями и т. п.). В настоящее время раз­рабатывается и внедряется двухуровневая система подготовки учителей в высшей школе (специалист, магистр). По завершении обучения, сдав государственные экзамены, выпуск­ник вуза получает диплом учителя (преподавателя) и имеет право работать профессиональ­ным педагогом.

Послевузовский этап (последипломное образование). Основная функция этого этапа — постоянное совершенствование профессионального мастерства. Первый год работы — это пе­риод адаптации к новому положению, привыкание к педагогическому коллективу, учащимся, их родителям, к ответственности за детей и т. п. Это период вхождения в профессию. К стажеру официально прикрепляется наставник из числа опытных учителей. Учитель со стажем работы до пяти лет имеет статус молодого учителя. Обычно после 3—5 лет работы учитель начинает из­учать и осмысливать свой опыт, опыт коллег, обобщает его. На этой основе он готовит доклады, выступает на педагогических советах школы, педагогических чтениях, на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях разного уровня и т. п. Он может публиковать статьи в периодической печати, педагогических изданиях и т. п.

Совершенствуя свое мастерство, учитель занимается на курсах, в институте повы­шения квалификации, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педаго­гических и других кафедрах вузов или НИИ, разрабатывает методические рекомендации и пособия, защищает диссертации.

Направление в педагогике, раскрывающее методологию, теорию и практику комплексного из­мерения и оценки качества педагогических объектов, явлений и процессов, получило название педа­гогическая квалиметрия (от лат. cval — качество и metros — измерять). Этим же термином обознача­ют область педагогического исследования, направленного на диагностирование профессиональных качеств педагогов, прежде всего их профессионализма, мастерства, новаторства. В педагогической практике педагогическая квалиметрия реализуется как аттестация педагогических работников. Под последней понимают изучение деятельности педагогов с целью установления соответствия за­нимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий.

В Беларуси сложилась практика официальной аттестации педагогов в зависимости от уровня профессионального мастерства. Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионально­го мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников опреде­ляются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личност­ные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. После аттестации педагогам присваиваются вторая, первая и высшая квалификационные категории. Лучшим мастерам педагогической профессии присваиваются звания «Отличник просвещения», «Заслуженный учитель», «Заслуженный работник образования» и другие.

У педагога есть путь служебного роста, профессионального продвижения. Педагоги­ческая карьера — активное продвижение педагога в совершенствовании своего профес­сионализма и самореализации в своей профессии. Учителя могут назначить руководителем

Умение воспиты­вать — это все-таки искусство, такое же искус­ство, как хорошо играть на скрип­ке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фре­зеровщиком или токарем. (А. С. Макаренко.)

Педагог тот, кто всегда при­вычно и есте­ственно для себя производит дей­ствия в согласии с педагогической теорией. (Н. Е. Щуркова.)

Для записей

методической секции в школе (по предмету), заместителем директора, директором школы, инспектором и руко­водителем органов образования в районе, городе, области, выдвинуть сотрудником Министерства образования, руководителем учреждений дополнительного образования, подразделений ИПК и т. д.

В структуре карьеры педагога значимую роль играет его имидж. Имидж — эмоционально окрашенный сте­реотип восприятия педагога коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж составляют природные качества, социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие), образованность, профессиональная компетентность, нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, а также ориентация на достижения, ответственность, обязательность и другие качества.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «педагогическая деятельность».

2. Какие подходы к раскрытию структуры педагогической деятельности существуют? Изобразите структуру педагоги­ческой деятельности схематически.

3. Проведите сравнительный анализ преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической дея­тельности.

4. Докажите, что учитель является субъектом педагогической деятельности.

5. Раскройте содержание основных педагогических умений.

6. Каково содержание понятий «профессионально-педагогическая культура учителя», «педагогическое мастер­ство», «педагогическое новаторство», «педагогический профессионализм»? Установите соотношение между ними.

7. Охарактеризуйте этапы становления педагогического профессионализма.

8. Для чего проводится аттестация педагогических кадров в системе образования?

Глоссарий

Педагогическая деятельность — особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к вы­полнению определенных социальных ролей в обществе.

О Социально-профессиональная позиция педагога — система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности, педагогической действительности в целом.

Преподавание — педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников (студентов и др.).

Воспитательная работа — педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управ­ление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения педагогических задач.

Педагогические умения — последоватепьные действия, основанные на теоретических знаниях и педагогических способностях и направленные на решение педагогических задач.

Профессионально-педагогическая культура — синтез профессионально-педагогической направленности, профес­сиональных знаний, педагогических способностей и педагогических умений педагога, обеспечивающий высокий уровень его профессиональной деятельности.

Педагогическое мастерство — высший уровень развития профессионально-педагогической культуры.

П Педагогическое новаторство — деятельность по внесению и осуац ветвлению новых прогрессивных идей, содержа­ния, методов, форм и т. п. в педагогический процесс и их применение наряду с традиционными подходами.

П Педагогическая квалиметрия (в узком значении) — область педагогического исследования, направленного на диа­гностирование профессиональных качеств педагогов, прежде всего их профессионализма, мастерства, новаторства.

П Аттестация педагогических работников — изучение деятельности педагогов с целью установления их соответ­ствия занимаемой должности и присвоения одной т квалификационных категорий.

П Педагогическая карьера — активное продвижение педагога в совершенствовании своего профессионализма и само­реализации в своей профессии.