logo
КСР от Калач Микуле

4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания

В психолого-педагогической литературе выделяют различные типы семей (см. схему 75).

По количеству детей

Многодетные, малодетные, однодетные, бездетные семьи

По числу поколений

Однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (ро­дители и их дети), межпоколенные (дети, родители, ро­дители родителей) семьи

По признаку полноты

Полные, неполные (один из родителей), а также вне­брачные семьи

По характеру взаимоотношений

Идеальные, средние, негативные (скандально-раздражитель­ные) семьи

По устойчивости 1 семейных отношений

Гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные семьи

По уровню 1 благополучия

Благополучные, псевдоблагополучиые, неблагополуч­ные семьи

1 По месту жительства

Городские, сельские семьи

Схема 75

У учителей принято деление семей на благополучные и неблагополучные. Благополучие или неблагополу­чие семьи определяется обычно по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение семьи и т. п. В этом случае «благополучие» может носить только видимый ха­рактер, а на самом деле семья может быть противоречивой (псевдоблагополучной). Неблагополучными принято считать те семьи, в которых обнаруживаются дефекты воспитания (проявляется в психическом нездоровьи, эмоциональном напряжении ребенка и т. п.).

Особенности сельской семьи — размеренность ее жизни, подчиненность ритмам природы; нелегкие условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве; прочные родственные связи, связи с соседями, со­циальный контроль за жизнью семьи. Исследователи (А. В. Мудрик и другие) пришли к выводу, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет большую роль, чем городская. Городская семья не однородна (количество жителей, этническая структура, географическое положение города, занятость населения и т. п.). В малых городах уклад семейной жизни близок к сельскому. В крупных городах характер общения старше­го и младшего поколений изменяется. На социализацию личности оказывают большое влияние окружающая среда (школа, производство, вуз, культурные центры и т. п.), широкий круг общения.

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного-двух детей. Функции воспитания и обучения детей такая семья обычно разделяет с другими учреждениями

Из народной мудрости

П Яйца курицу не учат (рус).

0

образования (детский сад, школа и др.). В такой семье, как правило, жена также занята на производстве, а потому хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.

Молодая семья — это супружеская пара с детьми или без них. Возраст супругов при этом не более 30 лет. Многие из молодых семей живут с родителями.

Неполная семья — семья с одним родителем — также довольно распространенное яв­ление. Такая семья является результатом развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей, а также гражданского брака (ребенок рожден вне брака). Растет число несовер­шеннолетних мам. Такие семьи обычно нуждаются в особой социальной защите и помощи государства.

Практически в семье любого типа могут наблюдаться ошибки в воспитании детей. В семейной педагогике вслед за детским психиатром М. И. Буяновым выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье (см. таблицу 23).

Таблица 23

п/п

Тип неправильного (ошибочного) воспитания

Краткая характеристика

1.

Безнадзорность, бесконтрольность (гипоопека)

Встречается при излишней занятости родителей своими делами. Родители не уделяют должного внимания детям, которые предоставле­ны самим себе. Такая ситуация вызывает у детей чувство обиды и оди­ночества. Нередко это приводит к различным нарушениям личностного развития и проявлениям девиантного поведения подростка

2.

Гиперопека

Вся жизнь ребенка находится под неустанным надзором. Ребенок ограничен многочисленными запретами, вынужден без конца вы­слушивать и выполнять строгие приказания родителей. Результат такого воспитания — нерешительная, безынициативная, боязливая, неуверенная в себе личность. Вместе с тем в подростковом возрасте это может вылиться в «бунт» против родительского диктата («Дру­гим все дозволено, а мне?»). В этом случае подросток может специ­ально нарушать запреты, убегать из дома и т. п.

3.

«Кумир семьи»

Разновидность гипероиеки. В семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Жизнь семьи, на первый взгляд, полностью подчинена ребенку (причинами этого могут быть соперничество взрослых в семье или отсутствие истинного единства в семье; во втором случае семью объединяет общая забота о ребенке). Ребенок привыкает быть в центре внимания, его просьбы немедленно вы­полняются. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, ка­призным, эгоцентричным. Повзрослев, он не в сосгоянии оценить свои возможности, преодолеть эгоцентризм. Он не находит понимания и в груп­пе сверстников. Переживание этих трудностей прггводит к возникновению истероидной акцешуации характера. Если же ребенок не всеобщий, а чей-то личный кумир («маменькин сынок», «папенькина дочка», «бабушкино сокровище»), то он чувствует особое отношение одного из родных и остро ощущает холодность другого

4.

«Золушка»

Реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия. Ребенок чувствует, что мать и отец не любят его, тяготятся им, хотя окружающим может казаться, что родители достаточно внима­тельны и добры к нему. Нередко при этом из ребенка делают безотказ­ного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее (поощрения и прочее) достаются другим членам семьи, взрослым или детям. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствитель­ности к невзгодам или озлобленности ребенка. Он вырастает прини­женным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым

5.

«Жесткое вос­питание»

За малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Нередко родители действуют методами физи­ческого наказания, вызывающими у ребенка физические, психиче­ские, нравственные страдания. Результатом такого воспитания, как известно, являются жестокость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность, приспособленчество, угодничество и другие личностные и поведенческие нарушения развития

6.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности

С малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. В итоге у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких

...родительские требования к се­бе, родительское уважение к своей семье, родитель­ский контроль над каждым своим ша­гом — вот первый и самый главный метод воспита­ния.

(А. С. Макаренко.) Для записей

В практике семейного воспитания выделяются три основных стиля (вида) семейных отношений (см. схему 76).

Наибольшие издержки развития наблюдаются у детей из неполных семей и детей, лишенных по тем или иным причинам семьи. Явлением современной жизни является рост количества социальных сирот — детей, осиротевших при живых родителях. Причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рож­денных вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездо­ровые отношения в семье, деградация личности взрослых; врожденные психические и физические аномалии детей и другие.

Мировая практика организации детских сиротских учреждений предложила идею воспитания таких детей в семье или в условиях, максимально приближенных к семейным. Идею австрийского педагога-гуманиста Гер­мана Гмайнера (1919—1986) «SOS-Киндердорф» («SOS-детская деревня») стали воплощать в жизнь во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Детские дома семейного типа — это государственные учреждения, основой которых является семейная пара или одинокая женщина, принявшая на воспитание от пяти до восьми детей. На средства фонда Г. Гмайнера «SOS-Киндердорф-Интернациональ» построены, например, Кобринская и Боровлянская детские деревни, в которых воплощены основные идеи педагогической системы Г. Гмайнера.

Другими законодательно установленными формами устройства детей, лишенных родительского попечения, являются дом ребенка, детский дом, школа-интернат, усыновление, опека, попечительство, приемная семья, международное усыновление.

Стили семейных отношений

Авторитарный стиль отношений родителей к детям характеризуется строгостью, требова­тельностью, безапелляционностью. Угрозы, по­нукания, принуждение — главные атрибуты этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, неза­щищенности. Родительские требования могут вызывать или протест и агрессивность, или апатию и пассивность. Разновидностями та­кого стиля отношений родителей к ребенку являются «авторитет подавления» и «автори­тет расстояния и чванства» (А. С. Макаренко). В первом случае — это деспотические отноше­ния, основными чертами которого выступают жестокость и «террор». Во втором случае родите­ли в результате сложившихся обстоятельств или «в целях воспитания» стараются быть подальше от детей, поручив воспитание другим людям (ба­бушкам, няням и др.)

Попустительский (либераль­ный) стиль предполагает всепрощение, терпимость в отношениях с детьми. Источником этого стиля является чрезмерная ро­дительская любовь. Суть такого «авторитета любви» (А. С. Макаренко) заклю­чается в погоне за детской привязанностью путем про­явления чрезмерной ласки, вседозволенности. При этом воспитывается человек эгои­стичный, лицемерный, рас­четливый, умеющий под­страиваться к людям

Демократичный стиль ха­рактеризуется гибкостью. Родители мотивируют свои требования и поступки, при­слушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развива­ют самостоятельность мыслей и поступков. Это наиболее бла­гоприятный вариант взаимоот­ношений родителей и детей, при котором они испытывают потребность в общении друг с другом, проявляют доверие, откровенность. Важно, что ро­дители умеют понять мир ре­бенка, его возрастные потреб­ности и интересы

Схема 76