logo
КСР от Калач Микуле

6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания

Содержание воспитания, которое основывается на учете потребностей, типологических воз­растных особенностей детей и учащейся молодежи, на общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности, представлено в концепциях и программах воспитания. Кон­цепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также со­держание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.

Программа воспитания — содержание воспитания (то есть деятельности педагога и уча­щихся по достижению поставленных целей и задач), сформулированное и распределенное в соответствии с возрастными периодами. В программах воспитания выстраивается посте­пенное освоение ребенком ценностей культуры путем постановки ведущих задач (задач-доминант) для каждого возрастного периода (по Н. Е. Щурковой). Приведем примеры.

Воспитательная работа с детьми и молодежью является объектом пристального внимания государства. Министерством образования Республики Беларусь в 2006 году утверждена «Кон­цепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». В ней раскрываются цели и задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях. Концепция определяет методологические подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, базирующиеся на принципах непрерыв­ности и преемственности учебно-воспитагельной деятельности и составляющие систему вос­питания в нашей стране.

Этот документ устанавливает приоритеты воспитания в учреждениях образования: целе­направленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота. В Концепции также указывается, что содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, от­ражает интересы личности, общества и государства.

Согласно Концепции в процессе воспитания необходимо учитывать следующее требо­вания к его организации: обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно ориентированного подхода; создание условий для развития творче­ских способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских и молодежных обще­ственных объединений, развитие их инициатив.

Человек не вос­питывается по частям, он созда­ется синтетиче­ски всей суммой влияний, которым он подвергается. (А. С. Макаренко.)

...«воспитываю­щей деятельно­стью» называют такую, которая насыщена прожи­ванием отноше­ний к ценностям жизни либо прожи­ванием ценност­ных отношений. (Н. Е. Щуркова.)

Для записей

242

В этом нормативном документе приводится характеристика основных составляющих воспитания. К ним относятся: идеологическое воспитание, гражданское и патриотическое воспитание, нравственное воспитание, тендерное воспитание, семейное воспитание, трудовое и профессиональное воспитание, экологическое воспи­тание, воспитание культуры здорового образа жизни и другие. В соответствии с Концепцией, указанные направ­ления воспитания должны реализоваться с учетом особенностей развития личности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспе­чивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В содержании Концепции (главы II—VII) раскрывается сущность всех компонентов базовой культуры личности, а также условия, возрастная специфика, содержание воспитательной работы по их формирова­нию. На основе Концепции разработана «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молоде­жи в Республике Беларусь на 2006—2010 годы».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «воспитание в широком педагогическом значении», «воспитание в узком педагогическом значе­нии». Какие трактовки процесса воспитания существуют в истории педагогики?

2. Охарактеризуйте закономерности и принципы воспитания?

3. Докажите, что содержанием воспитания личности являются ее отношения к себе и окружающему миру.

4. Раскройте аксиологические основы воспитания.

5. Определите понятие «воспитательная работа». Сформулируйте принципы воспитательной работы как вида педаго­гической деятельности.

6. Каковы требования к организации воспитывающей деятельности?

7. Укажите основные направления педагогического руководства самовоспитанием школьников и раскройте содержание его этапов.

8. Дайте краткую характеристику содержания «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Респу­блике Беларусь» (2006).

Глоссарий

Теория воспитания — отрасль педагогики, которая изучает научные основы процесса воспитания.

П Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, средства, формы, технологические подходы к организации воспитательного процесса в различных педагогических системах.

Воспитательный процесс — процесс воспитания, реализуемый в конкретном образовательном учреждении.

Закономерность воспитания — совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво по­вторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их раз­витие и функционирование.

Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, орга­низации и осуществлению процесса воспитания.

Отношение личности — система индивидуальных, избирательных, сознательных, оценочных связей личности с различ­ными сторонами действительности.

О Способность к самоопределению — способность вырабатывать собственные ценности, определять цели, содержание, средства, условия своей деятельности, анализировать ее результаты, корректировать свою деятельность и поведение.

Культура жизненного самоопределения — важнейший компонент базовой культуры личности, характеризующий ее умение определять смысл и стратегию жизни на основе освоенных ценностей культуры.

Воспитательная работа — целенаправленная профессиональная деятельность педагогов школы или внешкольного образовательного учреждения, направленная на региение задач воспитания в процессе организации совместной деятель­ности педагогов и учащихся.

Концепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.

Программа воспитания — нормативный документ, в котором кратко изложено содержание воспитания, деятель­ности педагога и учащихся по достижению поставленных целей и задач, распределенное в соответствии с возрастными периодами.