6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
Содержание воспитания, которое основывается на учете потребностей, типологических возрастных особенностей детей и учащейся молодежи, на общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности, представлено в концепциях и программах воспитания. Концепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.
Программа воспитания — содержание воспитания (то есть деятельности педагога и учащихся по достижению поставленных целей и задач), сформулированное и распределенное в соответствии с возрастными периодами. В программах воспитания выстраивается постепенное освоение ребенком ценностей культуры путем постановки ведущих задач (задач-доминант) для каждого возрастного периода (по Н. Е. Щурковой). Приведем примеры.
Воспитательная работа с детьми и молодежью является объектом пристального внимания государства. Министерством образования Республики Беларусь в 2006 году утверждена «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». В ней раскрываются цели и задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях. Концепция определяет методологические подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитагельной деятельности и составляющие систему воспитания в нашей стране.
Этот документ устанавливает приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота. В Концепции также указывается, что содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
Согласно Концепции в процессе воспитания необходимо учитывать следующее требования к его организации: обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.
Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. (А. С. Макаренко.)
...«воспитывающей деятельностью» называют такую, которая насыщена проживанием отношений к ценностям жизни либо проживанием ценностных отношений. (Н. Е. Щуркова.)
Для записей
В этом нормативном документе приводится характеристика основных составляющих воспитания. К ним относятся: идеологическое воспитание, гражданское и патриотическое воспитание, нравственное воспитание, тендерное воспитание, семейное воспитание, трудовое и профессиональное воспитание, экологическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и другие. В соответствии с Концепцией, указанные направления воспитания должны реализоваться с учетом особенностей развития личности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
В содержании Концепции (главы II—VII) раскрывается сущность всех компонентов базовой культуры личности, а также условия, возрастная специфика, содержание воспитательной работы по их формированию. На основе Концепции разработана «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006—2010 годы».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите понятия «воспитание в широком педагогическом значении», «воспитание в узком педагогическом значении». Какие трактовки процесса воспитания существуют в истории педагогики?
2. Охарактеризуйте закономерности и принципы воспитания?
3. Докажите, что содержанием воспитания личности являются ее отношения к себе и окружающему миру.
4. Раскройте аксиологические основы воспитания.
5. Определите понятие «воспитательная работа». Сформулируйте принципы воспитательной работы как вида педагогической деятельности.
6. Каковы требования к организации воспитывающей деятельности?
7. Укажите основные направления педагогического руководства самовоспитанием школьников и раскройте содержание его этапов.
8. Дайте краткую характеристику содержания «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006).
Глоссарий
□ Теория воспитания — отрасль педагогики, которая изучает научные основы процесса воспитания.
П Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, средства, формы, технологические подходы к организации воспитательного процесса в различных педагогических системах.
□ Воспитательный процесс — процесс воспитания, реализуемый в конкретном образовательном учреждении.
□ Закономерность воспитания — совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их развитие и функционирование.
□ Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса воспитания.
□ Отношение личности — система индивидуальных, избирательных, сознательных, оценочных связей личности с различными сторонами действительности.
О Способность к самоопределению — способность вырабатывать собственные ценности, определять цели, содержание, средства, условия своей деятельности, анализировать ее результаты, корректировать свою деятельность и поведение.
□ Культура жизненного самоопределения — важнейший компонент базовой культуры личности, характеризующий ее умение определять смысл и стратегию жизни на основе освоенных ценностей культуры.
□ Воспитательная работа — целенаправленная профессиональная деятельность педагогов школы или внешкольного образовательного учреждения, направленная на региение задач воспитания в процессе организации совместной деятельности педагогов и учащихся.
□ Концепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.
□ Программа воспитания — нормативный документ, в котором кратко изложено содержание воспитания, деятельности педагога и учащихся по достижению поставленных целей и задач, распределенное в соответствии с возрастными периодами.
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора