logo
КСР от Калач Микуле

5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка

При всей своей важности и незаменимости семейное воспитание не рассматривается в качестве единствен­ного, автономного фактора формирования личности. Характер и интенсивность семейного воспитания изме­няются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семья, как было показано выше, играет исключительно важную роль в развитии и воспитании ребенка; в младшем школьном возрасте семья, домини­руя в удовлетворении материальных, эмоциональных, коммуникативных потребностей ребенка, уступает школе приоритет в развитии познавагельной сферы; в период отрочества и юности влияние семьи сохраняется в раз­витии самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Эффективность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется воспитательной системой других образовательных институтов, с которыми у семьи должны складываться отношения взаимодействия и сотруд­ничества. В основе такого взаимодействия должна лежать идея о том, что за воспитание детей несут ответ­ственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям: повышение психолого-педагогических знаний; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и в управление школой. Оха­рактеризуем содержание, конкретные методы и формы этого взаимодействия. В педагогической литературе сформулированы правила взаимодействия школы, классного руководителя с семьями учащихся:

Из народной мудрости

п Што Hi xama, то свой комт (бел.).

315

Доверие к воспитательным возможностям родителей, уважительное отношение к ним. Недопустим нравоучительный, назидательный, категоричный тон в общении с родителями учащихся. Семья — союзник педагога в воспитании детей.

Забота о развитии ученика — цель, мотив и содержание общения классного руково­дителя и родителей.

Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ученика, на сильные стороны семейного воспитания.

Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

Изучение семей учащихся должно быть объективным и тактичным и осуществляться с целью дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы. Изучение семей учащихся позволит педагогам школы лучше узнать ученика, по­нять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений роди­телей и детей.

В целом содержание работы педагогов с родителями включает три основных блока: психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической куль­туры; вовлечение родителей в учебно-воспитательной процесс школы; участие родителей в управлении школой. Каждый из них реализуется через систему форм и видов деятельно­сти (см. таблицу 24).

Таблица 24

Психолого-педагогическос просвещение родителей

□ «Родительские универси­теты».

□ Лекции, семинары, практи­кумы.

□ Конференции.

□ Открытые уроки и вне­классные мероприятия.

□ Индивидуальные и темати­ческие консультации.

□ Творческие группы, группы но интересам.

□ Родительские собрания.

□ Тренинги

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

□ Дни творчества детей и ро­дителей, совместные творче­ские дела.

□ Открытые уроки и вне­классные мероприятия.

□ Организация кружков, сек­ций, клубов.

□ Помощь в организации и проведении внеклассных дел.

□ Помощь в укреплении мате­риально-технической базы клас­са и школы.

П Шефская помощь трудным подросткам, неблагополуч­ным семьям.

□ Родительский патруль во время проведения дискотек и вечеров отдыха

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом школы и класса

□ Участие в работе роди­тельского комитета и его ко­миссий.

□ Участие в работе Совета школы.

□ Участие в работе обще­ственного совета содействия семье и школе

Охарактеризуем коротко наиболее распространенные в педагогической практике груп­повые и индивидуальные формы работы классного руководителя и школы с родителями. Основной из них является родительское собрание — такая форма работы с родителями, в ходе которой обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирование, намечаются пути сотрудничества семьи со школой, анализируются и подводятся итоги работы. Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Они по­священы обычно решению актуальных педагогических проблем. Виды родительских собра­ний разнообразны: организационные, тематические, итоговые и другие. Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом. Главными показателями эффективности родительских собраний являются: активное участие в них родителей, атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов, обмен опы­том, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Лекция — форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой рас­крывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания, описываются законо­мерности психического и физического развития ребенка, анализируется опыт семейного вос­питания и т. д. Важно, чтобы тематика лекций была разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Конференция также является формой педагогического просвещения. Она предусматри­вает расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей. Кон­ференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями отцов или матерей. Проводятся обычно раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей.

Только вместе с родителями, общими усилия­ми, учителя мо­гут дать детям большое челове­ческое счастье. (В. А Сухомлинский.)

Для записей

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления проблемных вопросов, касающихся воспитания детей. На вопросы родителей отвечают педагоги и другие приглашенные специа­листы. Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эф­фективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума родителям предлагается, например, найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотноше­ниях родителей и детей, родителей и школы.

Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются с целью ознакомления родителей с учебными про­граммами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Они дают возможность родителям лучше узнать своих детей, наблюдая за их деятельностью. Индивидуальные (тематические) консультации — одна из форм межличностного взаимодействия педагога с родителями, в процессе которой, родители получают реальное пред­ставление об учебной деятельности и поведении ребенка в школе, а педагог — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика.

Эффективной формой индивидуальной работы классного руководителя с родителями является посещение семьи, которое осуществляется обязательно по приглашению. Педагог знакомится с условиями жизни ученика, информи­рует родителей об успехах ребенка, беседует с ними о его характере, интересах и т. п., дает советы и рекомендации родителям по воспитанию ребенка. Иногда классный руководитель прибегает к переписке с родителями как к пись­менной форме их информирования об успехах детей, извещения о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками и т. п.

Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с учащимися класса, напри­мер, руководство кружком по интересам, содействие в проведении экскурсий, спортивных мероприятий, уча­стие в решении хозяйственных и других вопросов.

Классный родительский комитет является одной из форм сотрудничества классного руководителя с груп­пой наиболее инициативных родителей. Совместно с классным руководителем и под его руководством роди­тельский комитет планирует, осуществляет, анализирует работу по педагогическому просвещению родителей, их вовлечению в учебно-воспитательный процесс и в управление школой.