logo
КСР от Калач Микуле

2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания

Все отношения человека к окружающему миру (к природе, обществу, культуре и т. д.), по су­ти, есгь отношения к самому себе и другим людям. Поэтому воспитание нравственной культуры как ядра духовной сферы личности лежит в основе всей системы воспитания. Методологической основой этого направления воспитания является этика — отрасль философии, изучающая мо­раль. Мораль — форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая ка­тегории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми. Моральная норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственность — освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Нрав­ственное сознание — синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д. Нравственные чувства — форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нравственные понятия, оценки, убеждения и т. п. становят­ся реальными побуждениями к деятельности. Нравственная воспитанность — общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности.

Нравственная культура личности — степень (мера) освоения личностью морального опыта общества, выражающаяся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, в способности к нравственному выбору, в уровне сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения.

Таблица 18

Возрастные особенности воспитания нравственной культуры личности

Младший школьный возраст

Формирование первоначаль­ных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с ро­дителями, сверстниками, пе­дагогами, формирование нрав­ственного отношения к при­роде, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду

Подростковый возраст

Приобщение к общечелове­ческим ценностям (дружба, милосердие и т. д.), форми­рование гуманности, спра­ведливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного само­совершенствования. Форми­рование нравственного опыта. Изучение внутриколлектив-ных отношений, уровня вос­питанности подростков. Выделение нравственного аспекта во всех видах дея­тельности. Решение таких проблем, как эстетика внеш­него вида и речи, санитарно-гигиеническая культура под­ростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимоотношений меж­ду полами и т. п. с примене­нием групповых и индиви­дуальных форм воспитания. Профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение конфликтов со взрослыми и сверстниками

Юношеский возраст

Освоение системы нравствен­ных ценностей (труд, твор­чество, любовь, ответствен­ность и т. д.), сочетание этой деятельности с решением за­дач нравственного самосовер­шенствования.

Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т. п., в ходе которых формируется духовность как главный ком­понент самосознания и миро­воззрения старшеклассников

В основе нравственной культуры ребенка (взрослого) лежит гуманное отношение к лю­дям. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и переживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. К таким свойствам относятся уважение, вежливость, справедливость, сочув­ствие, эмпатия, терпимость, доверие, самокритичность, дисциплинированность, честность и другие. Воспитание этих и подобных качеств личности основывается на ее потребностях в эмоциональном контакте, в уважении окружающих, в самоуважении, в приобщении к ду­ховному миру другого.

263

Кто является до­брым граждани­ном? Тот, кто со­блюдает решения отцов, права и за­кон.

(Гэраций.)

Лучшее средство привить детям лю­бовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. (Ш. Монтескье.)

Для записей

Нравственно-этическая культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения — синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в бы­ту, в общении с другими людьми и т. п.). В них находят внешнее выражение моральные и этические нормы поведения. (Поведение — это деятельность, объектом которой непосредственно или опосредованно высту­пает другой человек.)

Основными критериями сдЬормированности нравственной культуры личности являются:

1) развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);

2) развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нрав­ственному выбору;

3) сформированное™ ведущих нравственных качеств, культуры поведения. В соответствии с этими критериями педагогу следует:

п Организовать целенаправленную работу по нравственному просвещению учащихся, направленную на фор­мирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и т. д.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.

□ Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деятельность учащихся.

п Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с дру­гом; взаимодействие образовательного учреждения с социальным окружением; духовные ценности, на которые ориентированы педагоги и т. д.).

Задачи и содержание данного направления воспитательной работы, как и всех других направлений, опреде­ляются возрастными особенностями учащихся (см. таблицу 18, с. 143).