logo
КСР от Калач Микуле

1. Развитие личности как педагогическая проблема

Проблема соотношения биологического и социального в развитии личности одна из важнейших проблем антропологии. Она (в разных аспектах) решается философией, психологией, возрастной физиологией, социо­логией и другими науками. Педагогика изучает не процесс развития человека вообще, а выявляет и изучает эффективные условия развития личности, ее индивидуальности. В ходе изучения данной темы будем опери­ровать следующими понятиями: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» (см. схему 22, с. 53), «развитие», «формирование», «социализация», «воспитание» (см. тему 1.5, с. 33).

В зарубежной психологии и педагогике по проблеме развития личности выделяются три основных на­правления:

Биологизаторские концепции сходятся на том, что человек сугубо природное существо; духовные свой­ства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение человека определяется врожденными

101

потребностями, влечениями, инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек должен приспосабливаться; воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Социологизаторские концепции утверждают, что человек рождается как суще­ство биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его бли­жайшее окружение. Среда является определяющим фактором формирования лично­сти, ее влияние практически необратимо; воспитание же призвано корректировать характер влияния среды.

Биосоциологизаторские концепции. Их представители считают, что человек — суще­ство биологическое и социальное. Психические процессы (ощущение, восприятие, мыш­ление и другое) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате воздействий окружающей среды. Вместе с тем при данном под­ходе недостаточное значение придается роли деятельности и самовоспитания в формиро­вании личности.

Человек — представитель вида Homo sapiens как биосоциаль­ного существа, обладающего сознанием, мышлением, речью, способностью к труду

Личность — человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; все качества и свойства чело­века, которые он приобретает в течение жизни в процессе взаимоотношений с другими людьми, и которые характе­ризуют его как члена общества (сознание, речь, отношения к себе и окружающему миру, социальные функции и роли и др.). Это интегративное качество человека, характери­зующее его социальную сущность

Индивид — единичный пред­ставитель человеческого рода, отдельно взятый человек

Индивидуальность — индивид с присущими только ему биологическими, психическими, социальными свойствами и качествами. Это особенности индивида, проявляющиеся в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, ин­теллектуальной, волевой сферах, в потребностях, интересах, способностях и т. д. Основой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки

Схема 22

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в кото­ром биологическое неотделимо от социального. Личность, будучи продуктом обществен­ной жизни, в то же время является живым организмом.

Психологи (К. К. Платонов и другие) выделяют в структуре личности следующие компоненты: 1) направленность личности (потребности, мотивы, взгляды, убеждения, цен­ностные ориентации, идеалы и т. д.); 2) содержание опыта индивида: знания, способности, умения, навыки, привычки поведения; 3) особенности познавательных, эмоциональных, во­левых процессов личности; 4) наследственно (генетически) заданные индивидуальные осо­бенности личности (темперамент, задатки).

Установлено, что биологически обусловленная подструктура личности (четвертый и от­части третий уровни) подчинена ее социально обусловленной подструктуре (второй и осо­бенно первый уровни). Вместе с тем соотношения социального и биологического в форми­ровании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздей­ствие на нее на разных этапах развития и в разных жизненных ситуациях.

Развитие личности — это эволюционный процесс количественных и качественных из­менений во всех структурных компонентах личности. Все эти изменения происходят либо в результате внешних влияний (среда, воспитание) на человека, либо в результате его соб­ственной активности, саморазвития. Саморазвитие — собственная активность человека в хаменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. Личность — не просто результат биологического созревания или специфических условий жизни, но и результат активного взаимодействия со средой.

Основное положение теории развития личности состоит в том, что личность существу­ет, формируется и проявляется в деятельности и общении. В научных исследованиях уста­новлен ряд закономерностей развития личности (см. схему 23, с. 54).

Источником и движущей силой развития личности являются противоречия (взаимодействия противоположных сторон объекта или субъекта). Различают внутренние и внешние противоре­чия, общие (универсальные) и индивидуальные. Внутренние противоречия порождаются кон­фликтом противоположных сторон внутри самого человека. Например, расхождение между воз­никающими у личности новыми потребностями, требованиями к себе и достигнутым уровнем

...Омтветсптвенно корни всего долж­ны закладываться в младенчестве, пока дети как бы несознательны и ничего не за­мечают, а ког­да начнут созна­вать, то увидят что у них уже есть а) жизнь, б) здо­ровье, в) энергия, г) умение действо­вать, д) нравы, е) благочестие. (Я. А. Коменский.)

Для записей

ее развития. Внешние противоречия порождаются взаимодействием человека с окружающим миром. Примеры таких противоречий: несовпадение между направленностью личности, ее устремлениями и социальной ситуацией разви­тия (внешними требованиями, изменением обстоятельств и т. д.); стремление к общению со взрослыми и стремление к самостоятельности; привычные нормы поведения и новые требования.

Развитие человека законо­мерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в ко­торой он участвует

Развитие человека детерми­нировано социальной си­туацией развития, которая представляет собой «особое сочетание внутренних про­цессов развития и внешних условий». (Л. И. Божович.)

Развитие личности — вну­тренне детерминированный процесс, который определя­ется внутренними противоре­чиями, а также психофизио­логическими особенностями

Закомерности развития личности

Воздействия различных факто­ров детерминируется половоз­растными и индивидуальными особенностями человека

Развитие человека обуслов­лено взаимодействием мно­гих факторов: наследствен­ностью, средой, воспитанием, собственной деятельностью человека. «Эти факторы дей­ствуют не порознь, а вместе на сложную структуру разви­тия». (Б. Г. Ананьев.)

Развитие личности детер­минировано типом ведущей деятельности. Ведущая дея­тельность — это деятельность, обусловливающая «итвней-шие изменения в психиче­ских процессах и психологи­ческих особенностях личности ребенка на данной стадии». (А. Н. Леонтьев.)

Схема 23

Примером общего противоречия является противоречие между возникающими материальными и духовны­ми потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Индивидуальные противоречия обусловле­ны ситуацией развития конкретного человека.