logo
КСР от Калач Микуле

4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности

Каждый из охарактеризованных выше методов воспитания обладает при умелой педагогической инстру­ментовке стимулирующим воздействием. Вместе с тем существует группа методов педагогического процесса, специально направленных на решение этой задачи.

Из народной мудрости

п Примеры полезнее наставлений (античный афоризм).

«Не было, нет и не будет человека, достойного лишь одного осуждения или одной лишь хвалы» (древнеиндийский афоризм).

Выделяют методы стимулирования и мотивации интереса к разным видам деятельности и методы стимулирования долга и ответственности. К первой группе, например, относится создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в разных видах деятельности, а также игра, дискуссия, методы рефлексии и другие. Вторая группа представлена следующими методами: разъясне­ние личностной и общественной значимости того или иного вида деятельности, формирова­ние у школьников соответствующего убеждения; предъявление требований; упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недостатков деятельности; соревнование и другие. Охарактеризуем названные методы (часть из них рассмотрена выше).

К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения от­носятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом:

Ситуация авансирования доверием (А. С. Макаренко) характеризуется тем, что созда­ются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого.

Ситуация свободного выбора — школьник ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр.

Ситуация соотнесения (X. Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и по­ступка на основе уже имеющегося опыта. Педагог создает подобную ситуацию, например, тогда, когда необходимо побудить школьника к самовоспитанию.

Ситуация успеха (О. С. Газман, В. А. Караковский и другие) создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их разви­тии, преодолеть неуверенность в своих силах и т. п. Необходимым условием при этом является желание личности или группы достигнуть успеха и приложить к этому усилия.

Ситуация творчества (В. А. Караковский) заключается в создании условий для раз­вития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к им­провизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.

Ситуация соревнования (А. И. Лутошкин) вызывает желание быть лучше, а также соответствующее ему волевое усилие и, как результат, —достижение лучших показате­лей. Это подтверждается обычно и официальным признанием: призовое место, количе­ство баллов, диплом, грамота и т. п. Соревнование — это метод стимулирования актив­ности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребен­ка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с одноклассниками или другими детьми, приобретает новый социаль­ный статус. Он также учится реализовывать себя в разных видах деятельности. Соревнова­ние по успеваемости не проводится (можно сравнивать только темпы личного продвижения в развитии). Вместе с тем можно соревноваться по таким показателям, как добросовестное отношение к учению, выполнение домашних заданий, внешний вид школьных принадлеж­ностей и учебников, дисциплинированность на уроках и т. п. Действенность соревнования повышается при насыщении деятельности учащихся ситуациями переживания успеха.

Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются методы поощрения и наказания. Поощрение — способ выражения положительной оценки действий учагцихся, общественного признания того образа действия, который избран и реализуется учеником на практике. Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведе­ния, возбуждает позитивные эмоции, вселяет уверенность в собственных силах. Формы по­ощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и другие. Несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует осторожного применения. Поощрение должно оценивать не столько результат, сколько мотив и способ деятельности. Ученик не должен приучаться ждать награды за малейший успех. Важно, чтобы поощрение было естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Особенно нуждаются в поощрении несмелые, неуверенные ученики, а также те, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Следует наблюдать за тем, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам учебной группы. Педагог должен заботиться о том, чтобы не было «захваленных» учеников и учеников, обойденных вниманием.

Отношение к наказанию как методу воспитания в педагогике неоднозначно и противо­речиво. Наказание — такое воздействие на личность, которое выражает осуждение дей­ствий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает уча­щихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство вины перед собой и другими, чувство стьща, дискомфорта,

Повторение одних и тех же дей­ствий есть <...> необходимое усло­вие установления привычки. (К. Д. Ушинский.)

Кто ждет наказа­ния, несет его. (М. Монтень.)

Для записей

253

неудовлетворенности собой. Это состояние может перерасти в потребность изменить свое поведение. Известны та­кие виды наказания, как наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, порицание, осуждение. Эти методы могут реализовываться по логике естественных последствий, как наказания-экспромты или как традиционные наказания. Наказание в форме естественных последствий наиболее приемлемо. В любом случае наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником (анализ причин и условий, приведших к проступку), не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные или физические страдания.

Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Недопустимо на­казывать по подозрению. Если ученик нарушил правило поведения непреднамеренно, случайно, то учитель мо­жет ограничиться индивидуальной беседой или простым замечанием. Неправильно применять метод наказаний в целях стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности ученика. Рекомендуется избегать групповых наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. В целом наказаниями нельзя злоупотреблять. Педагог должен быть уверен в справедли­вости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.