logo
КСР от Калач Микуле

2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности

Формирование экономической позиции школьников осуществляется в процессе изуче­ния учебных предметов (истории, географии, химии, биологии, математики, технологии или трудового обучения и других); в процессе внеклассной воспитательной работы и фа­культативных занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельности.

Учебные предметы содержат достаточно разнообразные экономические знания и обе­спечивают усвоение учащимися основных экономических понятий. Для формирования эко­номической позиции личности необходимо в рамках этих предметов, а также сложившейся практики политехнического образования, общественно полезного и производительного тру­да обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу эконо­мической деятельности учащихся. Например, на уроках физики, биологии, химии школьни­ки узнают об использовании в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда, на уроках математики решают задачи экономического со­держания, на уроках информатики овладевают компьютерной грамотностью.

В Республике Беларусь разработана программа факультативного курса по экономике, а также программа экономического воспитания школьников (А. В. Ботько и др.). В ходе внеклассных занятий экономической тематики у учащихся начальной школы формируются «ростки» экономических знаний: представление об экономике, деньгах, домашнем хозяй­стве, семейном бюджете и его планировании, труде вообще и организации трудовой дея­тельности в семье, экономии в быту, торговле, цене, экономических ресурсах, промышлен­ности, сельском хозяйстве, сфере услуг, роли банков в экономике и т. п. У учеников младших классов необходимо формировать представления о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине.

Учащиеся 5—9-х классов получают представление о структуре экономики города (рай­она), республики, государственном бюджете, внешнеэкономических показателях; рассма­тривают проблемы развития мировой экономики (международная торговля, международная экономическая интеграция, типы экономических систем, проблема ограниченности эко­номических ресурсов, глобальные проблемы человечества и др.). Для учащихся основной школы полезной будет информация об основных категориях рыночной экономики, пробле­мах экономики переходного периода, обсуждение таких тем, как «Человек на рынке труда», «Человек и бизнес», «Человек в мире информации».

Старшеклассники усваивают знания по следующим разделам: «Экономика предприя­тия» (понятие о предприятии, виды, организация, финансирование предприятий и т. п.), «Основы предпринимательской деятельности» (сущность предпринимательства, особенно­сти рыночного ценообразования, конкуренция и структура рынка, маркетинг, реклама, ме­неджмент, этика бизнеса и т. п.). Для выработки экономических умений и навыков, а также умения применять экономические знания учащимся можно предложить создать компанию (фирму) в условиях школы (по А. В. Ботько). Это может быть выпуск школьной (межшколь­ной) газеты, выпуск кондитерских изделий, оказание услуг в строительстве (организация школьной строительной бригады) или в сельскохозяйственном производстве, оказание ре­петиторских услуг и т. п. Определив вид производимых товаров или услуг, учащиеся распре­деляют обязанности, выбирают название компании, определяют руководителей, составляют устав, проводят маркетинговые исследования, разрабатывают финансовый план. На основе этого составляют бизнес-план (описание продукта, маркетинговый план, финансовый план, организационный план, перспектива развития), который отвечает на вопрос о целесообраз­ности занятия данным направлением предпринимательской деятельности. Затем проис­ходит регистрация фирмы, решаются вопросы финансирования и на практике реализуется организационный план. Школьная компания работает обычно несколько месяцев, и на про­тяжении всего срока ее работы ответственные лица осуществляют текущий контроль за ее деятельностью. К окончанию срока работы подготавливается отчет с подробным анализом деятельности школьной компании и решаются вопросы о ее закрытии.

Первое граждан­ское чувство — чувство создате­ля материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. (В. А Сухомлинский.)

Работа—мое пер­вое наслаждение. (В. Моцарт.)

Для записей

278

Методы и формы формирования экономической позиции разнообразны: беседы, рассказ, лекции, дискус­сии, дебаты, экскурсии, викторины, встречи с представителями разных профессий, руководителями образцовых предприятий и хозяйств, ролевые или деловые игры, занятия кружка юных экономистов, информационные ча­сы, просмотр кинофильмов экономической тематики, решение задач производственного характера, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности изобретения, того или иного вида трудо­вой деятельности и другие.

Формирование экономической позиции, нравственных и экономически значимых качеств школьников предпо­лагает включение их в общественно полезный или производительный труд, который требует экономически эффек­тивной организации: планирования, нормирования и механизации труда, учета его эффективности и результативно­сти. В общественно полезной трудовой деятельности учащиеся вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Важно при этом, чтобы дети осознавали эти отношения с позиций нравственности и их экономического значения.

Решению задач экономического воспитания, в частности, формированию у учащихся чувства хозяина школы, способствует участие их в разных формах школьного самоуправления, создание в школе атмосферы бережного от­ношения к общественному имуществу, учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности и т. п.

Вышесказанное позволяет утверждать, что эффективность экономического воспитания в большей сте­пени зависит от согласованных действий школы, семьи, общественности. Экономическое воспитание реа­лизуется в тесной связи с трудовым воспитанием и подготовкой учащихся к выбору будущей профессии.