2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
Формирование экономической позиции школьников осуществляется в процессе изучения учебных предметов (истории, географии, химии, биологии, математики, технологии или трудового обучения и других); в процессе внеклассной воспитательной работы и факультативных занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельности.
Учебные предметы содержат достаточно разнообразные экономические знания и обеспечивают усвоение учащимися основных экономических понятий. Для формирования экономической позиции личности необходимо в рамках этих предметов, а также сложившейся практики политехнического образования, общественно полезного и производительного труда обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности учащихся. Например, на уроках физики, биологии, химии школьники узнают об использовании в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда, на уроках математики решают задачи экономического содержания, на уроках информатики овладевают компьютерной грамотностью.
В Республике Беларусь разработана программа факультативного курса по экономике, а также программа экономического воспитания школьников (А. В. Ботько и др.). В ходе внеклассных занятий экономической тематики у учащихся начальной школы формируются «ростки» экономических знаний: представление об экономике, деньгах, домашнем хозяйстве, семейном бюджете и его планировании, труде вообще и организации трудовой деятельности в семье, экономии в быту, торговле, цене, экономических ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, роли банков в экономике и т. п. У учеников младших классов необходимо формировать представления о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине.
Учащиеся 5—9-х классов получают представление о структуре экономики города (района), республики, государственном бюджете, внешнеэкономических показателях; рассматривают проблемы развития мировой экономики (международная торговля, международная экономическая интеграция, типы экономических систем, проблема ограниченности экономических ресурсов, глобальные проблемы человечества и др.). Для учащихся основной школы полезной будет информация об основных категориях рыночной экономики, проблемах экономики переходного периода, обсуждение таких тем, как «Человек на рынке труда», «Человек и бизнес», «Человек в мире информации».
Старшеклассники усваивают знания по следующим разделам: «Экономика предприятия» (понятие о предприятии, виды, организация, финансирование предприятий и т. п.), «Основы предпринимательской деятельности» (сущность предпринимательства, особенности рыночного ценообразования, конкуренция и структура рынка, маркетинг, реклама, менеджмент, этика бизнеса и т. п.). Для выработки экономических умений и навыков, а также умения применять экономические знания учащимся можно предложить создать компанию (фирму) в условиях школы (по А. В. Ботько). Это может быть выпуск школьной (межшкольной) газеты, выпуск кондитерских изделий, оказание услуг в строительстве (организация школьной строительной бригады) или в сельскохозяйственном производстве, оказание репетиторских услуг и т. п. Определив вид производимых товаров или услуг, учащиеся распределяют обязанности, выбирают название компании, определяют руководителей, составляют устав, проводят маркетинговые исследования, разрабатывают финансовый план. На основе этого составляют бизнес-план (описание продукта, маркетинговый план, финансовый план, организационный план, перспектива развития), который отвечает на вопрос о целесообразности занятия данным направлением предпринимательской деятельности. Затем происходит регистрация фирмы, решаются вопросы финансирования и на практике реализуется организационный план. Школьная компания работает обычно несколько месяцев, и на протяжении всего срока ее работы ответственные лица осуществляют текущий контроль за ее деятельностью. К окончанию срока работы подготавливается отчет с подробным анализом деятельности школьной компании и решаются вопросы о ее закрытии.
Первое гражданское чувство — чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. (В. А Сухомлинский.)
Работа—мое первое наслаждение. (В. Моцарт.)
Для записей
Методы и формы формирования экономической позиции разнообразны: беседы, рассказ, лекции, дискуссии, дебаты, экскурсии, викторины, встречи с представителями разных профессий, руководителями образцовых предприятий и хозяйств, ролевые или деловые игры, занятия кружка юных экономистов, информационные часы, просмотр кинофильмов экономической тематики, решение задач производственного характера, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности изобретения, того или иного вида трудовой деятельности и другие.
Формирование экономической позиции, нравственных и экономически значимых качеств школьников предполагает включение их в общественно полезный или производительный труд, который требует экономически эффективной организации: планирования, нормирования и механизации труда, учета его эффективности и результативности. В общественно полезной трудовой деятельности учащиеся вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Важно при этом, чтобы дети осознавали эти отношения с позиций нравственности и их экономического значения.
Решению задач экономического воспитания, в частности, формированию у учащихся чувства хозяина школы, способствует участие их в разных формах школьного самоуправления, создание в школе атмосферы бережного отношения к общественному имуществу, учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности и т. п.
Вышесказанное позволяет утверждать, что эффективность экономического воспитания в большей степени зависит от согласованных действий школы, семьи, общественности. Экономическое воспитание реализуется в тесной связи с трудовым воспитанием и подготовкой учащихся к выбору будущей профессии.
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора