logo
КСР от Калач Микуле

2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип

Нововведение как процесс обладает внутренней логикой. Оно раскрывается от идеи новшества до его ис­пользования потребителем с учетом специфики взаимодействия между участниками процесса, который и назы­вается инновационным процессом. Инновационные процессы в системе образования —управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Содержанием управляемого инновационного процесса являются сферы педагогического поиска, создания педагогического новшества, его реализации и рефлексии педагогического нововведения.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежаг две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения дости­жений психолого-педагогической науки в практику. Поэтому результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.

Инновационная педагогическая деятельность — это деятельность по разработке, освоению, исполь­зованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, тех­нологий, гипотез (О. И. Тавгень, А. И. Добриневская). Понятие «инновационная деятельность» включает научно-исследовательскую, проектную, образовательную деятельность (по В. И. Слободчикову). Собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение — в про­ект, проект — в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации. В структуре инновационной деятельности В. И. Слободчиков выделяет экспериментальную педагогическую деятель­ность, внедренческую педагогическую деятельность, новационную (новаторскую) педагогическую деятельность.

Инновационная деятельность как тип приводит к идеальному нововведению, поэтому она также являет­ся деятельностью идеальной, канонической, инновационной. Инновационная деятельность как тип является проблемно-ориентированной деятельностью, особой формой активности инноватора, направленной на реше­ние проблем, связанных с преобразованием нормативно одобренных предписаний, приводящих к повышению качества и эффективности различных сфер школы. Выделены носители и формы инновационно-педагогической деятельности (см. таблицу 29, с. 207).

Из народной мудрости

п Под лежачий камень и вода не течет (рус).

Не зная броду, не суйся в воду (рус).

Не всякое изменение к лучшему (нем.).

375

Таблица 29

Носители инновационно-педагогической деятельности

Формы инновационно-педагогической деятельности

Ученые, учителя

Непосредственная

Школа, гимназия, вуз и др.

Организованная

Министерства, НИИ, объединения

Институционализированная

С научной точки зрения понятие «инновационная деятельность» имеет сложную струк­туру, включающую следующие компоненты:

1) инноватор (профессиональные и личностные качества);

2) среда нововведения (условия осуществления инновационной деятельности);

3) нормативная база (основа инновационной деятельности);

4) средства и способы (с их помощью исходный объект превращается в педагогическое новшество);

5) сферы (педагогический поиск, создание новшества, реализация новшества и рефлек­сия нововведения);

6) педагогическое новшество (продукт, создаваемый инноватором);

7) педагогическое произведение (рефлексированный процесс и продукт инновационной педагогической деятельности, оформленные литературно).

В качестве инноваторов могут выступать различные субъекты: ученые, учителя, орга­низации, педагогические общества, институты, университеты, Министерство образования. Инновационная деятельность имеет поэтапный характер (см. таблицу 30).

Таблица 30

Название этапов инновационной педагогической деятельности

Содержание этапов

1. Педагогический поиск

Подготовительный этап

1 — аналитико-оценочная деятельность.

2 — поисково-информационная деятельность.

3 — формулировка инновационной проблемы

Диагностический этап

1 — предварительная оценка эффективности нововведе­ния (на основе критериев)

2. Создание новшества

Проектировочный этап

1 — модельно-проектировочная деятельность.

2 — нормативно-конструктивная деятельность.

3 — инновационное предложение.

4 — дидактические предписания и результаты их апро­бации

3. Реализация новшества

Практический этап

1 — разработка программы внедрения нововведения

Внедренческий этап

1 — реализация программы внедрения нововведения.

2 — организационно-управленческая деятельность.

3 — результаты реализации программы внедрения ново­введения

4. Рефлексия новшества

Обобщающий этап

1 — экспериментально-оценочная деятельность.

2 — оформительско-трансляционная деятельность.

3 — уточнение критериев оценки нововведения.

4 — педагогическое произведение

Таким образом, содержание и структура инновационной педагогической деятельности наиболее полно отражают завершенный познавательно-преобразовательный цикл, отреф-лексированный в педагогическом произведении.