4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
Учебная деятельность — это деятельность учащихся, направленная на овладение учебным материалом и решение учебных задач (см. тему 1.12, с. 82).
Учебная деятельность школьников включает процессы изучения, познания, усвоения, освоения (см. схему 48).
Освоение
Усвоение
Изучение и познание
Схема 48
Изучение — ознакомление с информацией в процессе обучения. Познание—процесс творческой деятельности личности, формирующей систему ее знаний. Усвоение — процесс приобретения индивидом научного и культурно-исторического опыта. Освоение — одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных.
Средствами учебной деятельности являются интеллектуальные действия, мыслительные операции, а также знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.
Учебные действия могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опыта и т. д.), перцептивные действия (слушание, осязание, наблюдение и т. п.), символические действия, основанные на использовании речи. К внутренним относятся мне-мические действия (запоминание материала, его упорядочивание), действия воображения, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.).
Способы учебной деятельности могут различаться по характеру и степени сложности и быть репродуктивными, проблемно-творческими, исследовательско-познавательными (В. В. Давыдов). Продуктом учебной деятельности является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знаний и умений применять их для решения разнообразных практических задач.
Главным результатом учебной деятельности является формирование теоретического мышления учащихся. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.
Одним из условий повышения качества знаний школьников является рационализация их учебной деятельности, предполагающая специальные педагогические приемы и способы построения учебной работы.
Рационализация учебной деятельности — это введение более целесообразной организации учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, придание учебно-познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение способов ее выполнения на основе изучения ее механизмов. Важное значение здесь имеет стиль мышления, ориентированный на оптимизацию деятельности; установка познавать и творить. Благодаря этому появляется возможность достижения конечной цели с наименьшими затратами сил (энергии), времени и материальных ресурсов. Признак рационализации — умение планировать деятельность, чтобы несколько процессов, задач, действий, операций осуществлялись одновременно.
Говоря о рационализации учебной деятельности учащихся, следует принять во внимание следующие рекомендации ученых-педагогов (В. И. Андреев и другие):
а чаще меняйте виды деятельности учащихся на уроке;
□ тщательно отбирайте содержание учебного материала для организации самостоятельной работы школьников в соответствии с их возможностями;
□ используйте индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения;
□ не допускайте учебных перегрузок учащихся;
Только человек, являясь саморазвивающейся, саморегулирующейся системой, не только постоянно овладевает знаниями, опытом, накопленным человечеством, но и непрерывно вырабатывает новые способы жизнедеятельности. (А. С. Зубра.)
Мало иметь прекрасные умственные способности. Главное, как лучше их использовать.
(Р. Декарт.)
У творчески работающего учителя дети точно знают задачу каждого урока и стремятся к ее выполнению... Им интересно учиться, они умеют работать самостоятельно, получают высокое наслаждение от умственной деятельности. (В. В. Краевский.)
Для записей
□ в процессе занятий используйте приемы эмоциональной разрядки, релаксации, аутотренинга, применяйте рефлексию;
□ чаще давайте задания, в том числе и домашние, с опорой на познавательный творческий интерес учеников;
□ организуйте самостоятельную работу учащихся так, чтобы у них развивались как общеучебные, так и специальные (определяемые спецификой предмета) умения;
□ поддерживайте необходимые санитарно-гигиенические условия при проведении урока (освещенность и про-ветриваемость кабинета, оптимальный температурный режим и др.);
□ следите за необходимым материальным оснащением занятий (лабораторное и техническое оборудование, учебные пособия и др.).
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора