logo
КСР от Калач Микуле

4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников

Учебная деятельность — это деятельность учащихся, направленная на овладение учеб­ным материалом и решение учебных задач (см. тему 1.12, с. 82).

Учебная деятельность школьников включает процессы изучения, познания, усвоения, освоения (см. схему 48).

Освоение

Усвоение

Изучение и познание

Схема 48

Изучение — ознакомление с информацией в процессе обучения. Познание—процесс творческой деятельности личности, формирующей систему ее знаний. Усвоение — процесс приобретения индивидом научного и культурно-исторического опыта. Освоение — одновременное создание собственного образовательного продукта и усвое­ние уже созданных.

Средствами учебной деятельности являются интеллектуальные действия, мыслитель­ные операции, а также знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Учебные действия могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблю­даемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, по­становка опыта и т. д.), перцептивные действия (слушание, осязание, наблюдение и т. п.), символические действия, основанные на использовании речи. К внутренним относятся мне-мические действия (запоминание материала, его упорядочивание), действия воображения, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.).

Способы учебной деятельности могут различаться по характеру и степени сложности и быть репродуктивными, проблемно-творческими, исследовательско-познавательными (В. В. Давыдов). Продуктом учебной деятельности является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах, формирование знаний и умений применять их для решения разнообразных практических задач.

Главным результатом учебной деятельности является формирование теоретического мышления учащихся. Именно от сформированности теоретического мышления, приходя­щего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

Одним из условий повышения качества знаний школьников является рационализация их учебной деятельности, предполагающая специальные педагогические приемы и способы построения учебной работы.

Рационализация учебной деятельности — это введение более целесообразной организа­ции учебной работы в соответствии с личными и общественными потребностями, прида­ние учебно-познавательной деятельности более совершенного характера, улучшение спо­собов ее выполнения на основе изучения ее механизмов. Важное значение здесь имеет стиль мышления, ориентированный на оптимизацию деятельности; установка познавать и творить. Благодаря этому появляется возможность достижения конечной цели с наименьшими затра­тами сил (энергии), времени и материальных ресурсов. Признак рационализации — умение планировать деятельность, чтобы несколько процессов, задач, действий, операций осущест­влялись одновременно.

Говоря о рационализации учебной деятельности учащихся, следует принять во внима­ние следующие рекомендации ученых-педагогов (В. И. Андреев и другие):

а чаще меняйте виды деятельности учащихся на уроке;

□ тщательно отбирайте содержание учебного материала для организации самостоятель­ной работы школьников в соответствии с их возможностями;

□ используйте индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения;

□ не допускайте учебных перегрузок учащихся;

Только человек, являясь самораз­вивающейся, са­морегулирующей­ся системой, не только постоян­но овладевает знаниями, опы­том, накоплен­ным человечест­вом, но и непрерыв­но вырабатывает новые способы жиз­недеятельности. (А. С. Зубра.)

Мало иметь пре­красные умствен­ные способности. Главное, как луч­ше их использо­вать.

(Р. Декарт.)

У творчески ра­ботающего учи­теля дети точ­но знают задачу каждого урока и стремятся к ее выполнению... Им интересно учить­ся, они умеют работать само­стоятельно, по­лучают высокое наслаждение от умственной дея­тельности. (В. В. Краевский.)

Для записей

213

□ в процессе занятий используйте приемы эмоциональной разрядки, релаксации, аутотренинга, применяйте рефлексию;

□ чаще давайте задания, в том числе и домашние, с опорой на познавательный творческий интерес учеников;

□ организуйте самостоятельную работу учащихся так, чтобы у них развивались как общеучебные, так и специ­альные (определяемые спецификой предмета) умения;

□ поддерживайте необходимые санитарно-гигиенические условия при проведении урока (освещенность и про-ветриваемость кабинета, оптимальный температурный режим и др.);

□ следите за необходимым материальным оснащением занятий (лабораторное и техническое оборудование, учебные пособия и др.).