2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
Охарактеризованные выше функциональные виды педагогической деятельности реализуются в рамках преподавания и воспитательной деятельности, которые относят к основным видам педагогической деятельности, осуществляемым в процессе образования учащихся. Преподавание — педагогическая деятельность, направленная на управление учебно-познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа — педагогическая деятельность, направленная на управление разнообразными видами деятельности воспитанников и организацию воспитательной среды для решения задач разностороннего развития личности. Эти два вида педагогической деятельности в их единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Сравним в общих чертах деятельность преподавания и воспитательную работу (таблица I).
Таблица 1
Преподавание | Воспитательная работа |
1. Осуществляется в рамках разных организационных форм. Имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения | 1. Осуществляется в рамках разных организационных форм. Имеет цели, недостижимые в ограниченные промежутки времени. Предусматривается лишь последовательное решение конкретных задач воспитания, ориентированных на общие цели |
2. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебных целей и задач | 2. Важнейшим критерием эффективности воспитания являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциях, чувствах, поведении и деятельности |
3. Содержание и логика обучения могут быть четко представлены в программах обучения | 3. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах. Логику воспитательной работы учителя в каждом конкретном классе вообще невозможно зафиксировать в нормативных документах |
Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. (Д. И. Писарев.)
Не тот учитель, кто получает... образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко... (Л. Н. Толстой.)
Для записей
Продолжение табл. 1
Преподавание | Воспитательная работа |
4. Результаты учения почти однозначно определяются преподаванием | 4. Результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный характер, так как педагогические воздействия воспитателя пересекаются с формирующими влияниями среды, не всегда положительными |
5. Преподавание как деятельность педагога имеет дискретный характер. Преподавание не предполагает обычно взаимодействия с учащимися в подготовительный период | 5. Воспитательная работа даже при отсутствии непосредственного взаимодействия с воспитанниками можег оказывать опосредованное влияние на них. Подготовительная часть в воспитательной работе нередко более значима и продолжительна, чем основная часть |
6. Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе преподавания — уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения учебно-познавательных и практических задач, интенсивность продвижения в развитии. Результаты учения легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях | 6. В воспитательной работе сложно выделить и соотнести результаты деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Кроме того, эти результаты трудно предвидеть, и они намного отсрочены во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь |
Отмеченные в таблице различия преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание «легче» организовать и реализовать. Кроме того, оно занимает в структуре педагогического процесса подчиненное положение.
Учитель (педагог) является субъектом профессиональной педагогической деятельности. Это выражается прежде всего в его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога — это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности в целом и педагогической деятельности, в частности. Эти отношения являются источниками его активности. Социальная позиция педагога формируется на основе его мировоззрения (взглядов, убеждений, ценностных ориентации и т. п.). В процессе профессиональной подготовки на их основе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности, которое в свою очередь выражается в направленности личности педагога (см. схему 7, с. 18). Социальная позиция педагога во многом определяет его профессиональную позицию, хотя прямой зависимости здесь нет. На выбор профессиональной позиции педагога влияют его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер, а также многие другие факторы.
Ш) 3. Профессиональная компетентность педагога
Основу профессиональной компетентности педагога (см. схему 6, с. 17) составляют его педагогические умения. Педагогическое умение — это совокупность последовательных действий, основанных на теоретических знаниях, педагогических способностях и направленных на решение педагогических задач.
Дадим краткую характеристику основных педагогических умений.
о Аналитические умения — умения анализировать педагогические явления, теоретически их обосновывать, диагностировать, формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.
□ Прогностические умения — умения представить и сформулировать диагностируемые цели и задачи своей деятельности, отобрать методы их достижения, предвидеть возможные отклонения при достижении результата, выбрать способы их преодоления, умения мысленно проработать структуру и отдельные компоненты образовательного процесса, предварительно оценить затраты средств, труда и времени участников образовательного процесса, умения прогнозировать образовательные и развивающие возможности содержания взаимодействия участников образовательного процесса, умения прогнозировать развитие личности, коллектива.
□ Проектировочные, или конструктивные умения — умения планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, особенностей, умения определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных задач и особенностей участников, умения определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них, умения планировать индивидуальную работу с учащимися, отбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания, планировать развитие воспитательной среды и т. д.
Из народной мудрости
□ Скрипач много струн порвет, пока мастером станет (нем.).
□ Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. {Рефлексия педагога — это деятельность по осмыслению и анализу собственной педагогической деятельности.)
□ Организаторские умения представлены мобилизационными, информационно-дидактическими, развивающими и ориентационными умениями (см. схему 8).
□ Коммуникативные умения включают три взаимосвязанные группы: перцептивные умения, собственно умения педагогического (вербального) общения и умения (навыки) педагогической техники (см. схему 9, с. 24).
Педагогическая техника (по Л. И. Рувинскому) — это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера).
Организаторские умения
Т
Т
т
Инфораиионно-дидактические умения:
О доступно излагать учебный материал с учетом специфики предмета, уровня обученное™ учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
□ доступно, лаконично, выразительно формулировать вопросы;
О эффективно использовать различные методы обучения, ТСО (технические средства обучения), ЭВТ (электронно-вычислительная техника), средства нарядности;
□ работать с печатными источниками информации, добывать ее из всевозможных источников и перерабатывать применительно к целям и задачам образовательного процесса
Мобилизационные умения:
П привлекать к себе внимание учащихся;
□ развивать у них интерес к учению;
□ формировать потребность в знаниях, учебные навыки и приемы научной организации учебной деятельности;
□ разумно использовать методы поощрения и наказания
Развивающие умения:
□ определять «зону ближайшего развития» отдельных учащихся, класса в целом;
□ создавать специальные условия для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;
□ стимулировать познавательную самостоятельность и творческое мышление учащихся
Ориентационные умения:
П формировать морально-ценностные отношения и их мировоззрение; П формировать интерес к учебной или профессиональной деятельности, науке и т. п.;
П организовывать совместну ю твор-ческую деятельность в целях воспитания социапьно значимых качеств личности
Схема S
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора