logo
КСР от Калач Микуле

Тема 1.12

Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.

М. Монтень

Требования к компетентности по теме_^_

□ знать предмет исследования, основные категории и понятия дидактики как отрасли педагогики; уметь форму­лировать задачи дидактики, характеризовать ее взаимосвязи с другими науками;

□ знать и уметь раскрывать сущность понятия «обучение»; знать и уметь характеризовать структуру процесса обучения, его движущие силы, закономерности и принципы;

□ знать сущность понятия «преподавание»; знать и уметь анализировать этапы преподавания;

□ знать сущность понятия «учебно-познавательная деятельность»; уметь характеризовать процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков как поэтапный психический процесс;

□ уметь выделять этапы учебного процесса и давать их общую характеристику;

□ знать и уметь характеризовать виды обучения, уметь применять эти знания при анализе образовательной практики.

Основные вопросы

1. Предмет и задачи дидактики.

2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся.

3. Закономерности и принципы обучения.

4. Деятельность учителя в процессе обучения.

5. Деятельность учащихся в процессе обучения.

6. Виды обучения, их характеристика.

££$31 Понятия темы

Дидактика, обучение, учебный процесс, структура процесса обучения, преподавание, учебно-познавательная деятельность, закономерности обучения, принципы обучения, объяснительно-иллюстративное обучение, про­блемное обучение, программированное обучение.

Щ$ Рекомендуемая литература

1. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 129—164; 193—207.

2. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — С. 291—297; 440—466.

3. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Ми­халкович. — Минск.; ТетраСистемс, 2002. — С. 265—297.

4. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. — Минск : ТетраСистемс, 2001. — С. 85—91; 105—112.

5. Ситаров. В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. В. А. Сла­стенина.— М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 3—15; 200—216.

6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 147—184.

1. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Ушверсгтэцкае, 2000. — С. 152—196.