logo
КСР от Калач Микуле

4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами (по В. А. Сластенину):

□ высокая гражданская ответственность и социальная активность;

□ гуманистическая направленность, любовь к детям;

□ духовная культура, интеллигентность;

□ инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и при­нятию творческих решений, высокий профессионализм;

□ физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

□ потребность и готовность к постоянному самообразованию.

Из народной мудрости

п Сипы без применения на убыль идут (нем.).

п С ремеслом уйдешь дальше, чем с тысячью гульденами (нем.).

36

Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога отра­жены в его профессиограмме. Профессиограмма педагога — идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т. д.), образец, эталон, в котором пред­ставлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психо­физиологическим возможностям и уровню подготовки. Профессиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагогической компетентности.

Компетентность — личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний и навыков (А. С. Робо-товаидр.). Важнейшими составляющими профессиональной компетентности являются техно­логическая грамотность, профессиональная мобильность, способность к самовыражению и са­мосозиданию, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.

Под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и прак­тической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организагорские и коммуникативные (см. схему 6).

Педагогическая компетентность

Теоретическая готовность

1

т

Знания

□ общенаучные; П психолого-педагогические;

□ специальные

Умения а аналитические;

□ прогностические;

□ проективные;

рефлексивные

Практическая готовность

I

Умения П организаторские; □ коммуникативные

Схема 6

В профессио1рамме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая (см. схему 7, с. 18).

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание и другие компоненты. Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном от­ношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе на­копления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессио­нально значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность.

Данные качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции и быть требовательным к себе, следуя кодексу педа­гогической морали. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способ­ности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического дей­ствия, провести своевременную их корректировку.

Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоре­чия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные зна­ния педагога. Педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведом­ленность во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний.

Идея, которой служит учитель, состоит в насаж­дении нравствен­ности в роде че­ловеческом. (А. Дистервег).

Хочешь наукой воспитать уче­ника, люби свою науку и знай ее, и ученики полю­бят тебя, а ты воспитаешь их. (Л. Н. Толстой.)

Г/манность — важнейшая черта каждого учите­ля, суть которой в том, чтобы беречь и разви­вать в ребенке чувство челове­ческого достоин­ства, помочь ему подняться выше в своем разви­тии.

(В. А Сухомлинский.)

Для записей

Направленность личности педагога

Социально-нравственная направленность:

□ социальные потребности;

□ моральные, ценностные ориен­тации;

□ чувство общественного долга, гражданской ответственности;

□ гуманистическое мировоззрение (гуманистические взгляды, убеж­дения, идеалы, цели), гуманное от­ношение к воспитанникам

Профессионально-педагогическая направленность:

□ интерес к профессии;

□ прс»фессионально-педагогические склонности и намерения;

□ педагогическое призвание;

□ любовь к детям;

□ педагогический долг и ответ­ственность;

□ педагогический такт

Познавательная направленность:

□ духовные потребности;

□ потребность в знаниях;

□ познавательные интересы, в том числе к преподаваемому предмету;

□ культура научно-педагогического мышления;

□ педагогическая эрудиция

Схема 7

Вместе с тем, чтобы быть профессиональным педагогом, недостаточно быть энциклопедически образован­ным человеком. Психологи включают в профессиограмму педагога педагогические способности. Под педагоги­ческими способностями понимают определенные индивидуально-психологические особенности и свойства лич­ности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. Назовем основные (базовые) педагогические способности.

п Гностические способности — способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогиче­ских объектов, явлений и т. п.

а Академические способности — способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки.

п Дидактические способности — способности адаптировать учебный материал с целью успешного его по­нимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся.

Коммуникативные способности — способности к эффективному общению с разными возрастными груп­пами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы со­вместной деятельности.

Речевые способности — способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они вза­имосвязаны с экспрессивными способностями, позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.

Перцептивные способности — способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной ин­формации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению кучащимся, проникно­вении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия — способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений вос­питанника.

Суггестивные способности — способности эмоционально-волевого влияния на личность; способно­сти к внушению.

п Конструктивные способности — способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие и т. д.).

Организаторские способности — способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

Творческие способности — способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, ис­пользовать оригинальные методы и технологии.

Педагогическая интуиция — способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.

Способности к саморегуляции — дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообла­дание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.

Педагогические способности проявляются интегрирование, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей форми­руются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы объективные причины возникновения и становления педагогической профессии?

2. Определите понятия: «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалифика­ция», «педагог», «учитель». Установите взаимосвязь между ними.

Из народной мудрости

Што мучыць, тое i вучыць (бел.).

Строгость учителя лучше ласки отца (персид.).

40

3. Дайте общую характеристику педагогической профессии как профессии типа «человек — человек». В чем заключа­ется ее своеобразие?

4. Раскройте социальные и профессиональные функции педагога.

5. Охарактеризуйте профессиональные и личностные качества, представленные в профессиограмме педагога. Изобра­зите схематически структуру профессиональной компетентности педагога.

6. Назовите основные педагогические способности. Кратко их охарактеризуйте.

Глоссарий

Педагог общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.

□ Учитель —лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жиз­ни и отношение к ней.

Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся сово­купностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Профессиограмма педагога идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т. д.), в которой представлены: основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога.

Педагогическая компетентность — единство теоретической и практической готовности педагога к осуществле­нию своей профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя —ярко выраженное мотивированное отно­шение к педагогической деятельности, проявляющееся в интересе к профессии, в профессионально-педагогических склон­ностях и намерениях, в педагогическом призвании и других каипонентах

Педагогическое призвание — склонность к педагогическому делу, основанная на осознании способности к нему.

Педагогические способности — определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности.