logo
КСР от Калач Микуле

1. Понятие о целостном педагогическом процессе

С момента своего возникновения воспитание и обучение осуществлялись как целостный процесс транс­ляции знаний, опыта деятельности и норм поведения от старшего поколения младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Дальнейшее разделение труда в обществе постепенно привело к разграничению обучения и воспитания. Эти объективные процессы находили свое отражение и в развитии педагогической мыс­ли. В истории педагогики развитие взглядов на педагогический процесс шло от разграничения и даже противо­поставления обучения и воспитания (учитель учит, а воспитатель воспитывает) до понимания их объективного единства в XIX в.

Приоритет в разработке понятия «педагогический процесс» принадлежит П. Ф. Каптереву. В свое вре­мя он пришел к выводу: «"Обучение", "образование", "приучение", "воспитание", "наставление", "увеща­ние", "взыскания" и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса"». В дальнейшем развивали пред­ставления о целостном педагогическом процессе С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и другие. Вместе с тем, начиная с 1930-х годов, обучение и воспитание изучаются как автономные, самостоятельные процессы, не зависимые друг от друга. В середине 70-х годов XX века наука вновь обращается к проблеме целостного педагогического процесса, что было вызвано, в частности, потребностями практики.

Авторы современных концепций (Ю. К. Бабанский, Ю. П. Сокольников, В. В. Краевский, В. А. Сласте­нин и другие) сходятся во мнении, что раскрыть сущность целостного педагогического процесса можно только на основе методологии системного подхода. Педагогическая система — совокупность взаимосвя­занных компонентов, характеризующих сущность педагогической деятельности, объединенных общей це­лью функционирования и единством управления, выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Педагогическая система — «открытая» система, изменяющаяся под влиянием социальных измене­ний, прогресса общества в науке, культуре, технике.

Педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике. В первом случае в педагогиче­ской системе выделяют (В. А. Сластенин и другие) четыре взаимосвязанных компонента: педагоги и вос­питанники (субъекты педагогической системы), содержание образования и материальная база (средства). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс. Педагогический процесс есть педа­гогическая система в динамике.

Наиболее общая педагогическая система — это система воспитания (образования), построенная обществом и выполняющая его социальный заказ. Ее подсистемами выступают все социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования. Основной подсистемой является учреж­дение образования.

Рассмотрим педагогическую систему в динамике, то есть педагогический процесс. Процесс (от лат. processus — движение вперед, изменение) — 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-то результата.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направ­ленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:

1) обучающую — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;

2) воспитательную — формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;

3) развивающую — развитие психических процессов, свойств и качеств личности. Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:

□ между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уров­нем ее развития;

□ между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием;

п между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности;

□ между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями;

□ между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и т. д.