logo
КСР от Калач Микуле

3. Закономерности и принципы обучения

Процессу обучения присущи ранее охарактеризованные нами закономерности и прин­ципы целостного педагогического процесса. К закономерностям, свойственным именно процессу обучения, относится, например, зависимость содержания, форм и методов обу­чения от уровня социально-экономического развития общества, от социокультурной ситуа­ции. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т. п.). Результаты обучения объективно зависят от особенностей взаимодействия развивающейся лично­сти с окружающим миром. Не менее важной является закономерность, выражающаяся в соответствии содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требо­вания к содержанию, организации, осуществлению и управлению процессам обучения. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его за­кономерностями, обоснованно определить цели, отобрать содержание учебного материала, вы­брать адекватные целям формы и методы обучения.

Дидактические принципы являются исторически преходящими. Работа над ними про­должается и в настоящее время. В систему основных принципов процесса обучения тради­ционно включают: научность обучения; связь обучения с жизнью, практикой, опытом уча­щихся; систематичность и последовательность в обучении; доступность обучения; созна­тельность и активность учащихся в процессе обучения; наглядность в обучении; прочность результатов обучения; воспитывающий и развивающий характер обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; оптимальное сочетание методов, средств и форм организации обучения. Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципам, конкретизируют их, определяют ха­рактер отдельных методических приемов, используемых учителем, и ведут к реализации данного принципа. Если принципы отражают сущность процесса обучения, то правила — его отдельные стороны.

Ш\\ 4. Деятельность учителя в процессе обучения

Преподавание является одним из основных видов педагогической деятельности, поэто­му информация о сущности, особенностях, функциях, структуре педагогической деятельно­сти относится и к преподаванию. Преподавание есть управление сознательной, активной учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, формировании умений и навыков (т. е. в овладении содержанием образования). Учитель ставит перед учащимися познавательные задачи и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями, продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения, использует многообразие методов, при по­мощи которых содержание становится достоянием учащихся. Управляя процессом обучения, педагог проходит определенные этапы в соответствии со структурой педагогического процесса

Дидактика явля­ется наукой об обучении, его це­лях и содержании, а также о его ме­тодах, средствах и организации.

(В. Оконь.)

Учить не мыслям, но мыслить.

(И. Кант.)

Создание атмос­феры доверия, ува­жения, взаимной помощи, любви, внимания, заботы о развитии каж­дого ученика — задача педагога, на которого воз­ложено управление процессом обуче­ния.

(Ш. А Амонашвили.) Для записей

и самой педагогической деятельности. Это этапы планирования, организации, регулирования (стимулирова­ния), контроля, оценки и анализа результатов. Дадим их общую характеристику (см. схему 36).

Планирование — анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния мате­риальной базы и методического оснащения, своих профессиональных возможностей; определение конкретных обра­зовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и уровня сформированности класса как коллектива; отбор содержания, продумывание форм и методов проведения урока, конкретных видов работы, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений и т. п.; определение места и приемов использования наглядных пособий и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельной работы, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и т. д.

Организация деятельности учащихся предполагает постановку учебных задач перед учащимися и создание благопри­ятных условий для их выполнения: включение учащихся в учебную деятельность, организация групповой, коллектив­ной, самостоятельной деятельности учащихся, изложение учебного материала, формулировка вопросов, использование средств наглядности, ТСО, ЭВТ, формирование учебных навыков и приемов научной организации учебной деятельно­сти, создание специальных условий для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления учащихся и т. д.

Регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, то есть полу­чения учителем информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся и об эффективности методов и приемов собственной деятельности. Учет результатов текущего контроля выражается в замедлении (ускорении) темпов учебной работы, уменьшении (увеличении) объема предлагаемых видов работ, изменении порядка изложения материала, в дополнительных разъяснениях, в предупреждении затруднений и т. п.

Оценка и анализ результатов процесса обучения обеспечивается продуманной системой оценивания (подба­дривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и т. п.) и использованием системы от­меток. Анализ результатов обучения должен выявить причины недостатков и основания успехов в обучении, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения

Схема 36