3. Закономерности и принципы обучения
Процессу обучения присущи ранее охарактеризованные нами закономерности и принципы целостного педагогического процесса. К закономерностям, свойственным именно процессу обучения, относится, например, зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества, от социокультурной ситуации. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т. п.). Результаты обучения объективно зависят от особенностей взаимодействия развивающейся личности с окружающим миром. Не менее важной является закономерность, выражающаяся в соответствии содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.
Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации, осуществлению и управлению процессам обучения. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели, отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения.
Дидактические принципы являются исторически преходящими. Работа над ними продолжается и в настоящее время. В систему основных принципов процесса обучения традиционно включают: научность обучения; связь обучения с жизнью, практикой, опытом учащихся; систематичность и последовательность в обучении; доступность обучения; сознательность и активность учащихся в процессе обучения; наглядность в обучении; прочность результатов обучения; воспитывающий и развивающий характер обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; оптимальное сочетание методов, средств и форм организации обучения. Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципам, конкретизируют их, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем, и ведут к реализации данного принципа. Если принципы отражают сущность процесса обучения, то правила — его отдельные стороны.
Ш\\ 4. Деятельность учителя в процессе обучения
Преподавание является одним из основных видов педагогической деятельности, поэтому информация о сущности, особенностях, функциях, структуре педагогической деятельности относится и к преподаванию. Преподавание есть управление сознательной, активной учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, формировании умений и навыков (т. е. в овладении содержанием образования). Учитель ставит перед учащимися познавательные задачи и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями, продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения, использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся. Управляя процессом обучения, педагог проходит определенные этапы в соответствии со структурой педагогического процесса
Дидактика является наукой об обучении, его целях и содержании, а также о его методах, средствах и организации.
(В. Оконь.)
Учить не мыслям, но мыслить.
(И. Кант.)
Создание атмосферы доверия, уважения, взаимной помощи, любви, внимания, заботы о развитии каждого ученика — задача педагога, на которого возложено управление процессом обучения.
(Ш. А Амонашвили.) Для записей
и самой педагогической деятельности. Это этапы планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов. Дадим их общую характеристику (см. схему 36).
Планирование — анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и уровня сформированности класса как коллектива; отбор содержания, продумывание форм и методов проведения урока, конкретных видов работы, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений и т. п.; определение места и приемов использования наглядных пособий и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельной работы, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и т. д.
Организация деятельности учащихся предполагает постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения: включение учащихся в учебную деятельность, организация групповой, коллективной, самостоятельной деятельности учащихся, изложение учебного материала, формулировка вопросов, использование средств наглядности, ТСО, ЭВТ, формирование учебных навыков и приемов научной организации учебной деятельности, создание специальных условий для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления учащихся и т. д.
Регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, то есть получения учителем информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся и об эффективности методов и приемов собственной деятельности. Учет результатов текущего контроля выражается в замедлении (ускорении) темпов учебной работы, уменьшении (увеличении) объема предлагаемых видов работ, изменении порядка изложения материала, в дополнительных разъяснениях, в предупреждении затруднений и т. п.
Оценка и анализ результатов процесса обучения обеспечивается продуманной системой оценивания (подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и т. п.) и использованием системы отметок. Анализ результатов обучения должен выявить причины недостатков и основания успехов в обучении, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения
Схема 36
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора