logo
КСР от Калач Микуле

Тема 1.13

Методы обучения и их классификация

Гпавное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается,

айв том, как им сообщается изучаемое.

Н. И. Пирогов

□ знать и уметь обосновывать требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся, раскрывать его функции; уметь давать общую характеристику десятибалльной системы оценки результатов учебной деятель­ности учащихся;

□ знать и уметь обосновывать критерии выбора методов обучения, уметь проектировать их применение и со­четание в различных видах педагогического взаимодействия; уметь анализировать образовательную практику с точки зрения применяемых методов обучения.

^3 Основные вопросы

1. Понятие о методах и приемах обучения.

2. Классификация методов обучения и воспитания.

3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

6. Критерии выбора методов обучения.

Щ$ Понятия темы

Метод обучения; прием обучения; классификация методов обучения; словесные, наглядные, практические ме­тоды; педагогический контроль; методы контроля и самоконтроля в обучении.

Рекомендуемая литература

1. Капранова, В. А. Основы школьной дидактики / В. А. Капранова, И. Г. Тихонова. — Минск, 2002. — С. 89—106; 124—131.

2. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 234—259.

3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — С. 470—510.

4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Ми­халкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 344—375; 471—480; 486—510.

5. Ситаров, В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров ; под ред. В. А. Сла-стенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 216—239.

6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 268—281.

7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Ушвератэцкае, 2000.—С. 197—237.

1-- 1

1. Понятие о методах и приемах обучения

□ Метод (от греч. metodos — путь к чему-либо) — способ достижения цели, определенным образом упо­рядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) по­нимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития. По определению в методах обучения можно выделить методы пре­подавания и методы и учения.

Дадим общую характеристику методов педагогического процесса (обучения).

□ Метод — процессуальная сторона деятельности, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Методы педагогического процесса как способы деятельности включают все ее компоненты. Разнообразие видов и способов человеческой деятельности обусловливает и разнообразие методов обучения и воспитания.

□ Методы (приемы) обучения и воспитания — важные структурные компоненты целостного педагогиче­ского процесса. С их помощью осуществляется освоение учащимися содержания педагогического процесса, управление учебно-познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельностью учащихся, формирование их личностных качеств.

□ Методы педагогического процесса состоят из конкретных приемов. Прием обучения — это элемент мето­да обучения, разовое действие, шаг в реализации метода. Один и тот же прием может быть частью разных ме­тодов, один и тот же метод может включать разные приемы. Кроме того, возможны переходы методов в приемы, и наоборот. К приемам, например, относят показ образца, демонстрацию опыта, сообщение плана урока, прием сравнения, или аналогии, постановку проблемного вопроса, мнемонические приемы.

□ Методы педагогического процесса чаще всего применяются в комплексе. В то же время в каждой кон­кретной ситуации можно выделить ведущий, доминирующий, наиболее эффективный с точки зрения решаемых педагогических задач.

□ Метод — сложное, многомерное и многокачественное образование, содержание которого, с одной сторо­ны, подчиняется общим дидактическим положениям, закономерностям, принципам и правилам, а с другой — обусловлено личностью учителя, особенностями ученика и конкретными условиями.

□ Результаты обучения, воспитания, развития учащихся зависят не только от содержания педагогического про­цесса, но и от методов деятельности, посредством которых это обучение и воспитание осуществляется. Поэтому

И

перед педагогом всегда стоит проблема выбора того или иного метода или комплекса методов и приемов, кото­рые будут наиболее эффективными в данной педагогической ситуации.

Фонд методов педагогического процесса в настоящее время насчитывает десятки единиц. Разнообразие ме­тодов педагогического процесса, с одной стороны, и потребность в их комплексном применении — с другой, вызвали потребность в их систематизации и классификации.

^jj ? 2. Классификация методов обучения и воспитания

Классификацией методов педагогического процесса (обучения, воспитания) называется подразделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию). Так как признаки, по которым может быть осуществлена классификация, многочисленны, и сами методы многообразны и многосторонни, то возможны и разные их классификации. Рассмотрим наиболее известные классификации методов обучения.

1. В основание одной из первых классификаций методов обучения положен источник передачи информации и ха­рактер ее восприятия (Е. В. Перовский, Е. Я. Голант и др.). В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены, соответственно, три группы методов: словесные, наглядные, практические.

2. Другая классификация (М. А. Данилов, Б. П. Есипов) имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с ними выделены: методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний на практике, методы закрепления знаний, умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

3. Представляет интерес классификация (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), основанием которой является харак­тер учебно-познавательной деятельности учащихся (см. схему 40, с. 93).

4. На основе методологии целостного подхода к деятельности известный дидакт Ю. К. Бабанский предложил классификацию методов обучения, учитывающую все структурные элементы деятельности: организацию, стимули­рование и контроль. В этой классификации представлены три группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (см. таблицу 7); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (см. табаицу 8); методы контроля и самоко1гтроля эффективности учебно-познавательной деятельно­сти (см. таблицу 9, с. 93). Каждая группа методов в свою очередь подразделяется на подгруппы.

Таблица 7. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

I подгруппа

II подгруппа

III подгруппа

IV подгруппа

По источнику передачи и восприятия учебной

информации (перцептивные методы)

По логике передачи и восприятия учебной

информации (логические методы)

По степени самостоятельности

мышления учашихся в процессе усвоения знаний

По характеру управления учебной деятельностью

(методы управления учебной деятельностью)

Словесные:

□ объяснение; п рассказ;

П беседа;

□ лекция;

□ дискуссия и др. Наглядные:

п иллюстрация;

□ демонстрация. Практические: п упражнение;

□ опыт;

□ трудовые действия и др.

Индуктивные, дедуктив­ные, аналитические, синте­тические, аналогия, выде­ление главного, сравнение и др.

Репродуктивные, продук­тивные (проблемные, проб­лемно-поисковые, исследо­вательские и др.)

Методы работы под руко­водством учителя; методы самостоятельной работы учащихся:

□ работа с книгой;

□ выполнение письменных заданий;

п выполнение лаборатор­ной работы, художественно-творческой работы в ма­стерских и др.

Таблица 8. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

I подгруппа

II подгруппа

Методы стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования долга и ответственности в учении

Создание ситуаций: эмоционально-нравственных пере­живаний, занимательности, познавательной новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении и т. д.; по­знавательные игры; учебные дискуссии

Разъяснение личностной и общественной значимости учения и формирование у школьников соответствующих убеждений; предъявление требований, упражнения по их выполнению; поощрение успеха и порицание недо­статков в учении; соревновательность и др.

Из народной мудрости

п Практика — лучший учитель (нем.).

Таблица 9. Методы контроля и самоконтроля в обучении

I подгруппа

II подгруппа

III подгруппа

Методы устного контроля и самоконтроля

Методы письменного контроля и самоконтроля

Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

Индивидуальный опрос, фрон­тальный опрос, устный зачет, устный экзамен, программи­рованный опрос, устный само­контроль и др.

Письменная контрольная ра­бота, письменный зачет, пись­менный экзамен, письменная программированная работа, тестирование, письменный са­моконтроль и др.

Контрольные лабораторно-практические работы, лабо-раторно-практический само­контроль и др.

Объяснительно-иллюс­тративный, или инфор­мационно-рецептивный метод (объяснение, рассказ, лекция, работа с учебником, использование наглядных средств, показ способов деятельности)

Репродуктивный метод

(система упражнений, обе­спечивающих обратную связь и самоконтроль)

Метод проблемного изло­жения (проблемная лекция, экспериментирование и др.)

Частично-поисковый, или эвристический метод

Учитель (заменяющее его средство) организует усво­ение учащимися знаний в «готовом» виде: предъяв­ляет информацию, организу­ет действия ученика с объек­том изучения

Учащиеся воспринимают, осознают, фиксируют, запо­минают информацию. Пре­обладает произвольное запо­минание информации

Учитель составляет и предъ­являет задания на воспроиз­ведение знаний и способов деятельности, организует многократное воспроиз­ведение и повторение зна­ний учащимися, формирует умения применять их в стан­дартных ситуациях

Учащиеся воспроизводят знания и способы действий по показанным (учителем, заменяющим средством) об­разцам. Запоминание инфор­мации может быть произ­вольным и непроизвольным в зависимости от характера задания

Учитель ставит проблему и показывает пути её реше­ния, демонстрирует обра­зец научного решения про­блемы

Учащиеся мысленно сле­дят и усваивают логику, этапы решения научной про­блемы, но без выработки умения применять их само­стоятельно. Запоминание информации в основном не­произвольное

Учитель создает проб­лемную ситуацию, ставит проблему, конструирует за­дание, планирует этапы (ша­ги) его решения и предъявля­ет их для самостоятельного решения учащимся, руково­дит их деятельностью

Учащиеся воспринима­ют задание, составляющее часть проблемной задачи, выполняют его самостоя­тельно под общим руковод­ством учителя, осущест­вляют самоконтроль в про­цессе решения и проверку его результатов. Преобла­дает непроизвольное запо­минание материала

Учитель организует са­мостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся по решению но­вых для них проблем, на­хождению новых способов решения или доказательств

Учащиеся осмысливают проблему, поставленную учителем, или самостоя­тельно находят и формули­руют проблему, планируют этапы и способы решения (исследования), осущест­вляют самоконтроль резуль­татов исследования, твор­чески применяют знания. Преобладает непроизволь­ное запоминание материала

Схема 40

Все — через са­мостоятельное наблюдение; обу­чать необходимо так, чтобы ученик понимал пользу из­учаемого; обучать всему путем изу­чения причинных связей; все, что подлежит изуче­нию, пусть сперва предлагается в об­щем виде, затем по частям. (Я. А. Коменский.)

Для записей

175

Существуют и другие классификации методов обучения. Все классификации носят условный характер. Один и тот же метод обучения может быть отнесен к разным группам методов в разных классификациях. Все зависит от задач и содержания, которые реализуются данным методом.

Знание классификаций методов обучения поможет учителю ясно представить себе систему методов, понять их назначение, взаимосвязь и взаимопроникновение, характерные признаки, сильные и слабые стороны, усло­вия эффективного применения в реальных условиях педагогической практики. Раскроем сущность и содержа­ние основных групп методов обучения.