logo
КСР от Калач Микуле

Тема 1.3

Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции

Деятельность преподавателя есть деятельность сложная, в ней есть элементы и чисто научные, объективные, и чисто личные, творческие элементы педагогического искусства и таланта. _П. Ф. Каптерев

Щ$ Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность и структуру педагогической деятельности; уметь устанавливать взаимос­вязь между структурными компонентами педагогической деятельности;

п понимать сущность преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятель­ности; уметь определять сходство и различие между ними; уметь обосновывать позицию педагога как субъекта педагогической деятельности;

□ знать и уметь раскрывать содержание понятий «профессиональная компетентность педагога», «педагогиче­ское мастерство», «педагогическое новаторство», «педагогическое творчество», уметь соотносить эти понятия;

□ знать и уметь охарактеризовать основные педагогические умения; уметь рефлексировать и диагностировать уровень сформированное™ у себя этих умений;

П знать сущность профессионализма, внутренних и внешних факторов профессионального роста; уметь харак­теризовать содержание этапов профессионального становления и саморазвития, понимать сущность педагоги­ческой квалиметрии; уметь раскрывать назначение аттестации педагогических кадров.

Основные вопросы__

1. Сущность и структура педагогической деятельности.

2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности.

3. Профессиональная компетентность педагога.

4. Педагогический профессионализм, этапы его становления.

££j3 Понятия темы___

Педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, преподавание, воспитательная ра­бота, гностическая, проектировочная, конструктивная, организаторская, коммуникативная деятельность, педагогические умения, педагогическая техника, педагогическое мастерство, новаторство, творчество, педа­гогическая квалиметрия, аттестация педагогов, педагогический профессионализм.

Рекомендуемая литература____

1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие / Н. В. Борцовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2006. — С. 141—150.

2. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Робото-ва, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. 1.

3. Общие основы педагогической профессии : учеб. пособие / авт.-сост.: И. И. Цыркун [и др.]. — Минск : Изд-во БГПУ, 2005.—195 с.

-и-!

4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гу-манит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — С. 262—290.

5. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика : учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Ми­халкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 171—187.

6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 18—26; С. 47—56._