logo
КСР от Калач Микуле

1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат

Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, науч­ного и т. п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование как социашюе и педагогическое явление такое же древнее, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к воз­никновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учеб­ные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды про­исходит социализация личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего воспроизвод­ства индивидам социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия окружаю­щей среды на развивающегося человека, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, то есть образования.

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura — возделывание, об­разование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого образование есть индивидуальная культура раз­личных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания (В. И. Андреев). Образование, являясь социокультурным феноменом, выполня­ет следующие социокультурные функции (по И. В. Бордовской):

1. Образование — способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это про­цесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни.

2. Образование — это способ социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоя­тельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизне­деятельности человека.

3. Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определя­ется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образо­вания состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллек­туального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Все вышеназванные функции можно свести к двум основным: 1) воспроизводство культурно-исторического опыта человечества; 2) развитие личности и общества.

Образование — сложнейший социально-исторический феномен с множеством сто­рон и аспектов. В настоящее время рассматривают:

п Образование как систему — совокупность учебно-воспитательных заведений, учреж­дений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления об­разованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) — усвое­ние в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе.

Образование как результат обучения и воспитания — достигнутый уровень в усвое­нии знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Современное понимание образования представлено в Законе Республики Беларуси «Об образовании в Республике Беларусь» (в ред. 2002 г.): «Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей лич­ности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики».

Будущая демокра­тизация общества готовится демо­кратизацией шко­лы; авторитар­ная школа не мо­жет сформировать будущих граждан демократического общества.

(С. Френе.)

Школа сегодня — дочь общества, но мы хотим, что­бы она была его матерью. Все бу­дущее школы нахо­дится в руках школы, и, следовательно, ей принадлежит ге­гемония.

(И. И. Пирогов.)

Для шписей